Советы врача
Боль, отек и меланома: чем страдают стюардессы?
4.3

Боль, отек и меланома: чем страдают стюардессы?

Содержание

Многие знают, что даже редкие путешествия на самолетах требуют профилактических мер. Нужно больше пить, наносить увлажняющие крема и надевать компрессионные чулки, если есть склонность к отекам. Иногда и кратковременные полеты на самолетах могут вызвать боль и ухудшение самочувствия. Какие угрозы несут частые или длительные перелеты для тех, кто проводит рядом с пассажирами самолетов каждый рейс?

Отек и варикозное расширение вен

Отек и варикозное расширение вен

Профессия стюарда возникла в 1928 году. Изначально в качестве стюардов, или бортпроводников, рассматривались только мужские кандидатуры. Однако в начале 30-х годов прошлого века на борт самолета американской авиакомпании взошла первая стюардесса, медсестра Эллен Черч. Присутствие женщины-бортоводника в самолете принесло авиакомпании сразу два бонуса: снижение нагрузки (женщины в среднем весят меньше мужчин, а при развитии коммерческих рейсов значение имел каждый килограмм) и привлечение клиентов, опасавшихся нового средства передвижения. Если уж девушки не боятся летать и готовы работать стюардессами, то можно не бояться воздушных путешествий.

С тех пор улыбчивые женские лица на борту самолета — привычная всем картина. Однако чем расплачиваются сами бортпроводницы за выбор романтической работы в небесах?

Отеки, деформация стоп и варикозное расширение вен — частые спутники тех профессий, где рабочий день приходится проводить стоя. Для стюардесс эти условия осложняются требованиям к обуви по дресс-коду и постоянными перепадами давления во время полета. За одну смену бортпроводники могут проходить до 10 км, при этом необходимо соблюдать равновесие в случае тряски.

Отек разных частей тела, в особенности ног, также провоцируется неудобным положением во время взлета, посадки и нахождения в зоне турбуленции. Постоянное психическое и физическое напряжение способствует спазмам мышц, что тоже провоцирует отек и нарушения кровообращения.

Боль — спутник полетов

Боль после приземления провоцируется несколькими факторами.

Головные боли могут быть следствием изменения атмосферного давления во время путешествий. Головная боль напряжения возникает и из-за сильной психической нагрузки. Необходимость разрешать конфликтные ситуации, общаться с разнородным составом пассажиров и быть «на высоте» во всех смыслах слова приводит к повышению уровня гормонов стресса и спазмы сосудов, вызывая боли в височной и затылочной областях.

Постоянные однообразные движения могут становиться причиной боли в пояснице, шее, деформации костно-мышечной системы. Около 60% бортпроводников страдают от болезненных ощущений в области спины.

Влияние нарушения режима дня и депривации сна на здоровье

Влияние нарушения режима дня и депривации сна на здоровье

Работа стюардесс и стюардов начинается до вылета самолета и заканчивается далеко не сразу по приземлении. В среднем семь официальных выходных в месяц и от двух до пяти рейсов (88 часов в воздухе) в неделю — таковы рабочие условия бортпроводников.

Ночные рейсы, частая смена часовых поясов, «рваный» режим сна и питания, ночевки в отелях, а также постоянное искусственное освещение в самолете могут приводить к самым неприятным последствиям.

Правильный режим дня и крепкий сон — необходимые условия для поддержания сильного иммунитета, здоровой психики и эффективной работы мозга.  

Изменение часов сна может повлечь следующие отклонения в здоровье:

  • общее ухудшение самочувствия (усталость, нервное и физическое истощение, бессонница, изменение аппетита);
  • депрессия, раздражительность, состояние аффекта. Недостаток сна, прерывистый сон снижают количество нейромедиаторов в мозгу, ответственных за регуляцию настроения;
  • понижение способности к концентрации и внимания. Человек, не спавший 19 часов, показывает худшие результаты в тестах на скорость реакции, чем человек с концентрацией алкоголя в крови в 0,08 мг/л. При частом нарушении режима сна ситуация усугубляется;
  • снижение толерантности к глюкозе, как следствие активной ЦНС, препятствующей выработке инсулина. Неделя без сна способна, по некоторым исследованиям, вызвать преддиабетическое состояние у здорового молодого человека;
  • подавление сна мешает выработке гормона роста и тестостерона, что может приводить к потере мышечной массы и набору веса. Также нарушения режима ответственны за нехватку гормона лептина, отвечающего за чувство насыщения;
  • высокий уровень кортизола, производимый организмом при депривации сна, часто является фактором развития атеросклероза;
  • смещение режима сна и отдыха негативно сказывается на репродуктивных возможностях. Нарушения в циклах овуляции и менструации мешают зачатию.

Существует предположение о влиянии депривации сна на возникновение рака молочной железы. Нарушение выработки мелатонина — гормона сна — вызывает увеличение количества эстрогена. А высокий уровень эстрогена может стать канцерообразующим фактором.

Бортпроводницы, в данном случае — в двойной зоне риска. Во время полета люди находятся в зоне с более высоким, чем на земле, ионизирующим излучением. За год работы члены экипажей самолетов получают дозу облучения в полтора раза большую, чем люди, работающие в области ядерной энергетики.

Излучение совместно с хроническим нарушением циркадных (суточных) ритмов может быть канцерогенным фактором развития рака груди или меланомы.

Чем еще страдают бортпроводники?

Чем еще страдают бортпроводники?

Вне зависимости от пола, стюарды и стюардессы подвергаются шумовым воздействиям. Во время полета уровень шума рядом с двигателями и в хвостовой части самолета достигает 85 децибел, что негативно влияет на барабанные перепонки и может стать причиной потери слуха.

Частые инфекционные заболевания грозят всем, кто вынужден работать в людных местах, контактируя с клиентами или посетителями. Однако бортпроводники вынуждены контактировать с возможными носителями инфекции в течение нескольких часов подряд, что увеличивает шансы на заражение.

Работа стюардессы — не из легких. Романтика и перелеты по миру оплачиваются личным здоровьем. Поэтому средний возраст выхода на пенсию у бортпроводников составляет 45 лет, что, впрочем, не мешает влюбленным в небо работать намного дольше. Официально зарегистрированный рекорд принадлежит Ирис Петерсон, закончившей работу стюардессой в 85 лет, с 60 годами стажа за плечами.

Внимательное отношение к самочувствию не повредит никому. Для представителя любой профессии: стюардесс, домохозяек, инженеров или секретарей забота о здоровье — залог длительного и успешного самовыражения в любимом деле.

Дерматология в клинической практике / Под ред. Потекаев Н.Н., Э.Финлей, М.Чаудхэри. - 2011

Онкология / Под ред. Чиссова В.И., Дарьялова С.Л.. - 2007