Диарея после лекарств

Советы врача здоровье, советы врача
shutterstock.com

Лекарственная диарея — это побочный эффект лечения некоторыми группами препаратов. На фоне приема препаратов возникает частый, жидкий стул, иногда с неприятными ощущениями и болями в животе, тошнотой. Часто к такой диарее приводит прием антибиотиков. Для этого состояния даже выделен отдельный термин — «антибиотик-ассоциированная диарея». Кроме них, причинами поноса могут стать злоупотребление слабительными, препаратами магния, прием антацидных средств, лекарств от давления или аритмии, противозачаточных, противогрибковых и других средств. У детей понос могут вызвать препараты с бактериями, ферменты и кишечные антисептики, особенно при самолечении.

Лекарственная диарея: причины

Если на фоне приема каких-либо медикаментов возникает диарея, причины ее могут быть различными. Чаще всего понос возникает как реакция раздражения слизистой кишечника, что приводит к усилению секреции в его просвет жидкости. Растяжение стенок кишки активизирует моторику — как результат, урчание, вздутие живота, позывы на дефекацию и понос. Диарея также может развиваться в результате негативного влияния препаратов на микробную флору кишечника, ее подавления, что приводит к активизации условно-патогенных микроорганизмов. Их активный рост приводит к развитию воспаления в стенке кишки и диарее.

Не исключено и аллергизирующее влияние на кишечник, индивидуальная непереносимость препарата, его токсический эффект на стенки кишки в случае превышения дозировки или кратности приема, нарушения инструкции по использованию (до еды, после нее). Обычно такая диарея не длительная, быстро исчезает после отмены или замены препаратов. Но если на фоне лечения развилась диарея, причины ее может установить только врач. Не всегда поносы возникают из-за препаратов, они могут быть симптомом осложнений, наслоения инфекции.

Диарея после антибиотиков

Диарея после антибиотиков

Чаще всего диарея после антибиотиков возникает при приеме препаратов бактерицидного действия с широким спектром активности. К ним можно отнести пенициллиновую и цефалоспориновую группу, аминогликозиды, макролиды. Чаще всего неприятности в виде диареи после антибиотиков возникают при пероральном приеме (хотя при внутримышечном и внутривенном это тоже вероятно), особенно если это длительный курс с большими дозами препаратов. Диарея может развиваться как на фоне приема препарата, так и через несколько дней после окончания курса лечения. Это связано с тем, что антибиотики убивают не только вредных микробов, но и полезную микробную флору, что ведет к нарушению микробного равновесия внутри кишечника — дисбактериозу.

Проявления диареи после антибиотиков типичны — это приступы жидкого поноса с болями, спазмами в животе, дискомфорт при нажатии на брюшную стенку, вздутие, метеоризм. При подобных проявлениях на фоне лечения или сразу после него нужно сообщить врачу. Необходима отмена препарата, прием большого количества жидкости и полноценная молочно-растительная диета, которая будет щадить раздраженный кишечник, заселит его полезными микробами и поддержит их рост. В некоторых случаях будет показан прием лекарств против диареи, пробиотиков (БАД и другие препараты, содержащие живые культуры микроорганизмов) и ферментных препаратов.

Лекарственный понос у детей

Если у ребенка развилась диарея, причины ее могут быть вызваны приемом некоторых препаратов, особо «популярных» среди родителей. Многие из них, обеспокоенные видом младенческого стула, самостоятельно диагностируют и лечат «дисбактериоз». В ход идут кишечные антисептики (Энтерофурил), препараты ферментов (Панкреатин, Креон), а также средства для коррекции микробной флоры (Линекс, Аципол, Лакто- или Бифидобактерин). Все эти препараты вносят существенный вклад в работу кишечника, но при индивидуальной чувствительности или неумелом применении могут приводить к тому, что развивается понос. Обычно он сопровождается сильным урчанием в животе, вздутием, позывами к дефекации и жидким стулом. Чем меньше ребенок, тем с большей вероятностью его организм негативно среагирует на перечисленные препараты. А это значит, что все лекарства для кишечника должен прописывать только врач.

Диарея как побочный эффект лекарств

Диарея как побочный эффект лекарств

Есть некоторые виды препаратов, которые при приеме могут вызывать понос как побочный эффект терапии. Он может начаться как при превышении дозировок, так и при правильном приеме веществ. Диарея может возникать на фоне приема Пимафуцина (противогрибкового препарата) при лечении молочницы. Может вызывать понос прием Канефрона, в виду его желчегонного и слабящего эффекта. Активный выброс желчи в просвет кишечника приводит к раздражению тонкой кишки и провоцирует диарею.

У детей понос может развиваться на фоне приема Нурофена в сиропе. Связано это с раздражающим стенки желудка и кишечника действующим веществом (ибупрофен), а также наличием в составе компонентов (полисорбат и глицерол, мальтитол), которые также обладают слабящим эффектом.

В некоторых случаях диарея может быть связана у женщин с применением противозачаточных средств (оральная контрацепция). Обычно это связано с индивидуальной непереносимостью компонентов или аллергической реакцией, а также колебаниями гормонального фона. Наличие диареи при приеме этих препаратов не опасно, но оно резко снижает контрацептивный эффект. В данном случае контрацептив отменяется и заменяется на другой. Чаще всего такой эффект дают комбинированные средства, влияющие, помимо яичников, еще и на активность надпочечников (например, Джес).

Что делать?

Если на фоне приема лекарств развился понос, необходимо знать, как лечить диарею. Прежде всего, нужно обратиться к врачу и отменить прием препаратов. В большинстве случаев все негативные симптомы проходят через пару дней. В подробностях ответить на вопрос, как лечить диарею, сможет доктор. Он пропишет прием сорбентов или антидиарейных препаратов, средства для восстановления баланса жидкости и солей в организме и соблюдение диеты для того, чтобы снять раздражение кишечника и полностью нормализовать его работу.

26 Мая 2016 Советы врача Алена Парецкая, врач-педиатр здоровье, советы врача
Комментарии
Для того чтобы оставить комментарий необходимо авторизоваться или зарегистрироваться на сайте.
Записаться на прием
Для получения квалифицированной помощи
Вы можете записаться на прием к врачу
  • Проверьте свои симптомы;
  • Узнайте о возможных заболеваниях;
  • Предупредите болезнь.
Проверить симптомы
  • База вопросов и ответов;
  • Отзывы и рейтинги врачей;
  • Консультации специалистов.
Задать вопрос врачу