Советы врача
«Веселые картинки» для курильщика
4.6

«Веселые картинки» для курильщика

Содержание

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) считает курение главной причиной смерти и инвалидности на сегодняшний день. 28 заболеваний — от рака до сердечно-сосудистых — напрямую связаны с курением. Доказано, что чем сильнее человек осознает опасность, исходящую от сигарет, тем выше вероятность того, что он сможет расстаться с вредной привычкой. Таким образом, в большинстве стран мира любыми путями пытаются решить проблему мотивации курильщиков. MedAboutMe разбирался, насколько эффективны разные методы устрашения приверженцев табака.

Информация и курение

Опросы в разных странах показывают, что курильщики обладают удивительной способностью не замечать очевидные факты. Можно говорить о двух основных парадоксах курильщиков:

  • Большинство курящих людей полностью согласны с тем, что курение вредит здоровью. Но при этом они уверены, что это риск относится к другим курильщикам, но не к ним самим.
  • Курильщики наслышаны об оксиде углерода и вредных веществах в табачном дыме (цианид, мышьяк и др.). Но сами они категорически не желают вникать, как именно эти вещества действуют на организм человека.

Интересно также избирательность знаний о вреде для здоровья у курящих людей:

  • Большинство курильщиков в курсе, что курение провоцирует рак легких и болезни сердца.
  • Заметно меньшая их доля осведомлена о том, что курение также значительно повышает вероятность заболевания инсультом.
  • И меньше половины опрошенных согласились, что курение повышает вероятность импотенции.

Поэтому ВОЗ и другие международные организации, выступающие против курения, уверены, что надо еще больше рассказывать людям о его вреде. То есть, на первое место выносится информирование населения любыми путями. Этот пункт даже прописан в Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака (РКБТ).

Основные пути информирования широких слоев населения:

  • Предупредительные надписи о вреде курения для здоровья на пачках сигарет.
  • Изображения последствий употребления табака на пачках сигарет.
  • Информационные плакаты, размещенные в общественных местах.

По мнению ученых, наиболее эффективной из этого списка является комбинация пугающих картинок с текстовым предупреждением.

Написанному — верить?

Страшные картинки - отражение угрозы здоровью

В Канаде первые предупредительные надписи о вреде курения появились в 1972 г. А в ходе опроса 1990-го года местные курильщики сообщили, что этикетки стали для них важным источником информации о здоровье и рисках курения. Австралийские курильщики через некоторое время после смены дизайна пачек сигарет тоже показали рост осведомленности в данной области. Курить, правда, ни в одной из этих стран меньше не стали.

Вообще, опросы показывают, что большинство людей согласны, что предупреждения о вреде курения довольно эффективны в качестве инструмента давления на психику. Но, что интересно, некурящие люди, видимо, пугаются больше: об эффективности грозных сообщений на пачках заявили 69,1% некурящих людей и только 59,8% курильщиков.

Страшные картинки — отражение угрозы здоровью

Страшные картинки - отражение угрозы здоровью Источник: defotoberg / Shutterstock.com

Визуализация пугающих последствий курения на пачках — один из наиболее популярных методов воздействия на психику курильщиков, активно продвигаемый большинством государств мира.

Об эффективности здоровье. С ними согласны только 57,3% курящих людей.

В Италии после введения шокирующих изображений на сигаретных пачках 14% курильщиков сократили количество выкуриваемых сигарет, 49% перешли на более легкие сигареты, а 5% попытались бросить курить. Интересно, что часть курящих итальянцев решила сменить бренд сигарет и перейти на менее пугающие табачные изделия. Большинство из этой группы оказались женщины.

А вот россияне оказались более устойчивыми к визуальному давлению на психику. В ходе опроса, проведенного в 2013 году, только 9% курильщиков сообщили, что стали меньше курить, глядя на пугающие картинки. Причем женщин в этой группе больше, чем мужчин: 11% и 8%, соответственно. А вот на 82% курильщиков из России картинки с ужасами из жизни приверженцев табака не оказали никакого влияния. Более того, 4% даже заявили, что стали курить еще больше, иронично указывая на пережитый от созерцания картинок стресс, как на причину этого.

Наконец, еще одна категория граждан выразила возмущение таким методом психологического давления: по их мнению, он опасен для людей с развитым самовнушением, потому что один взгляд на изображения на пачках «зомбирует человека и запускает болезнь». Мнение возмущенных россиян не так уж далеко от истины. Разработчики графических предупреждений рассчитывают на то, что их творения должны повышать тревожность, гнев и вызывать острую эмоциональную реакцию. На таком фоне недалеко и до болезни.

Исследования показали еще один нюанс: если добавить психологическую составляющую, то оказывается, что чем более человек верит в собственные силы, тем сильнее на него действуют предупреждающие изображения. И, наоборот: чем он более не уверен в себе, тем менее эффективны картинки и надписи.

Зеркальное фотостарение — демонстрация угрозы молодости

Зеркальное фотостарение — демонстрация угрозы молодости

Немецкие ученые решили пойти по другому пути и отвратить от курения самую уязвимую часть населения — молодежь. Известно, что большинство молодых людей, начинающих курить, делают это в рамках идеи о «крутости», «гламурности» курения. Исследователи установили на смартфоны участников эксперимента (учащихся из трех немецких гимназий) приложение Smokerface («Лицо курильщика»). Подростки делали трехмерное селфи, которое в ходе обработки превращалось в изображение этого же человека, но после одного года курения.

Результаты были обнадеживающими: 63,2% молодых людей сообщили, что увиденное мотивировало их не курить, 64,8% узнали для себя много нового. Правда, почти то же количество (63,2%) участников эксперимента заявили, что это было просто забавно — такое отношение несколько снижает веру в серьезность метода.

Выводы
  • Несмотря на иронию со стороны населения, картинки и надписи на пачках действуют. Медленно, но верно, и лучше в комплекте: текст и большая и яркая картинка.
  • Тексты на пачках сигарет эффективнее скучных плакатов в общественных местах. Картинки на тех же пачках эффективнее текстов. Картинки с текстами эффективнее просто изображений. А лучше всего действует на курильщиков в масштабах страны телевидение. Наконец, новое слово в борьбе с курением — трехмерная индивидуальная визуализация последствий курения при помощи программы.
  • Так или иначе, работает любой формат информации. Даже минимум информации может оказаться полезным в деле глобальной борьбы с курением.
  • Подавляющее большинство населения уже знает, что курить вредно. И те, кто верит в собственные силы, видит в предупреждающих текстах и изображениях дополнительную мотивацию. Люди, менее уверенные в себе, абстрагируются от них и стараются не замечать. Что это значит? Если человек планирует бросить курить, не стоит отворачиваться от страшных картинок.