Вызов скорой помощи: когда вызывать и зачем отменять?

Статью проверил доктор медицинских наук
Голубев Михаил Аркадьевич

«Приехали, поднимаемся на 8-ой этаж пешком (почему-то ночами многие лифты не работают), звоним в квартиру. «Вызывали? Где больной?» А больной… ушел в аптеку. Ему и без нас стало лучше». Таких историй полно у каждого сотрудника бригад скорой помощи. Вызовы уточнить предписания врачей, «проверить на анемию», разбудить с похмелья, да просто поговорить случаются каждый день, и не по одному разу. В итоге машины с врачами ездят к ложным больным и не успевают вовремя помочь тем, кому действительно плохо. MedAboutMe разбирался, когда действительно нужна скорая помощь и что делать, если надобность в ней неожиданно отпала.

Вызовы: обоснованные, необоснованные и ложные

Вызовы: обоснованные, необоснованные и ложные

В системе российской медицины есть огромный плюс, недоступный гражданам большинства стран. Как бы ни обсуждали недостатки системы скорой и «неотложки», врачи приезжают и оказывают помощь. И делают это бесплатно — все финансирование идет за счет ОМС. Схема проста: позвони, опиши симптомы и ситуацию, назови адрес. И помощь придет. Причем не только экстренная: медики обязаны выезжать на абсолютно все вызовы. А они, как показывает практика, бывают трех видов.

  • Обоснованный вызов: проблема действительно серьезная и требует срочного врачебного вмешательства. При этом сам человек не может добраться до клиники.
  • Необоснованный: серьезная опасность здоровью и жизни в данный момент отсутствует, нет эпидемиологической опасности, больной вполне может сам дойти до лечебно-профилактического учреждения.
  • Ложный — это обычное хулиганство, когда бригада оказывается перед закрытой дверью или пациента в указанном месте нет.

Необоснованные и ложные вызовы — прямая потеря времени и сил. Их доля в службе скорой помощи составляет от 30% в городах и более половины в сельской местности. Если с ложными вызовами пытаются бороться штрафами (около 1500 рублей), то необоснованные победить без введения платных услуг скорой не получается. Законопроект, по которому штраф увеличится до 5000 рублей и дополнится 200 часами принудительных работ, все еще не одобрен.

Показателен опыт Ставрополя, где еще в 2006 году местной администрацией было принято решение о введении оплаты за вызов скорой. Приезд врачей стоил 150 рублей, ветеранам, детям, инвалидам и льготникам предоставляли скидки от 50 до 100%.

Удивительно, но даже маленькая сумма сработала — среднесуточная нагрузка на бригады сократилась на 40%, а скорость приезда медиков увеличилась, впервые достигнув норматива в 15 минут.

В 2007 году оплату отменили по решению прокуратуры, и все вернулось на круги своя.

Сколько стоит бесплатная помощь?

За вызов платит фонд ОМС. Причем платит только за пациентов, у которых есть полис, и обоснованные вызовы. А если вызов не такой, то бригадам нередко приходится сочинять симптомы, чтобы «вписаться» в стандарт. Иначе деньги за работу, бензин, амортизацию машин, содержание подстанции и прочие материалы придется оплачивать из бюджета подстанции. А он, учитывая количество ложных вызовов, и так скуден.

По официальным данным, в 2018 году максимальная стоимость вызова скорой помощи составила для ОМС 2224 руб. 60 коп., суммы отличаются в разных субъектах Федерации.

Про огромные суммы, которые приходится платить жителям Европы и в особенности США за приезд парамедиков, слышали, наверное, все. В США даже появляются массированные жалобы водителей Uber-такси, которых вызывают, чтобы доехать до больницы в экстренном случае. Это в десятки, а то и сотни раз дешевле вызова бригады. Сами водители недовольны, так как опасаются, что больному в машине станет намного хуже или придется принимать роды.

В Израиле существует другая система: скорая помощь с бригадой парамедиков без высшего медицинского образования просто доставит пациента в приемный покой, при необходимости оказав экстренную помощь. А в больнице счет пациента автоматически уменьшится на 100 долларов в местном эквиваленте. Если по итогу осмотра пациента врач реши, что вызов был обоснованным, деньги возвращаются на счет. Если нет — вызов оплачивает пациент. Примерно такая же схема действует на большей части Канады.

«Было плохо, стало лучше»

«Было плохо, стало лучше»

Но как быть, если на момент вызова действительно было плохо, а за время ожидания врачей полегчало? Ведь пациент и его родные — не медики, и определить наличие опасности непросто. А тогда из обоснованного вызов станет необоснованным. Некоторые настолько боятся ответственности в подобных ситуациях, что даже не открывают дверь бригаде. Надо ли так поступать и что делать?

«Мы увидели на дороге лежащую девушку, она почти не дышала. Остановились, вызвали скорую и решили перепарковаться. Пока переставляли машину на несколько метров, этот «живой труп» внезапно встал и убежал!»

Все, что нужно в таких случаях — перезвонить диспетчеру и описать изменения. В отличие от полиции и пожарных, служба скорой помощи может отменить вызов. Но зависеть это будет от того, что произошло. Если больной справился с приступом хронического заболевания, появилась возможность добраться до клиники самостоятельно, рана по рассмотрении оказалась неопасной или все разрешилось благополучно иным способом — отлично, бригада поедет на другой вызов.

Но может быть и так, что состояние улучшилось, а диспетчер решит все же не отзывать машину. Почему? Например, первый приступ стенокардии со стихающей болью может оказаться прогрессирующим инфарктом миокарда, и надо это срочно определить. Ребёнок с уже купированным приступом ложного крупа тоже нуждается в осмотре специалиста. Боль в животе, которая прошла от препарата, может оказаться аппендицитом на грани перитонита. В этих и иных ситуациях оптимальный выбор — доверить врачам решать, действительно ли угрожающее состояние прошло. В большинстве случаев скорая все равно должна будет осмотреть пациента и зафиксировать, отчего и насколько было плохо, и правда ли, что сейчас хорошо. Никаких последствий в виде штрафа не наступит, напротив, в большинстве случаев диспетчер и бригада будут благодарны за своевременную информацию.

А вот если необходимость приезда отпала, а человек об этом не сообщил, то есть риск оказаться привлеченным к ответственности за ложный вызов.

В Московской области тестируется приложение для смартфонов 112 МО, которое помогает вызывать скорую, пожарных и полицию без звонка. В приложении — несколько кнопок. На первой маркировка «Я здесь, мне нужна помощь». Она отправляет диспетчеру экстренной службы вызов и одновременно указывает, где нужны специалисты.

Вторая кнопка — отправление вызова по смс. Третья — отмена вызова. Еще одна — звонок диспетчеру, облегчающая дозвон.

Какие состояния не нуждаются в немедленной помощи

В каких случаях вызов будет необоснованным?

  • Если человек может сам добраться до поликлиники или вызвать участкового врача на дом.
  • При обострении хронического заболевания без прямой угрозы здоровью.
  • В любой ситуации, при которой требуется поликлиническая помощь, а не неотложная.

Скорая помощь не проводит плановые процедуры, не выдает справки и больничные листы, не снимает муки похмелья, не назначает лечение. А также не приезжает, чтобы освидетельствовать труп, состояния наркотического, алкогольного опьянения, крайнего волнения из-за спора с супругом, и не обучает детей вызывать врача по телефону.

Когда скорую надо вызывать?

Когда скорую надо вызывать?

Сотрудники скорой действительно страдают от неоправданных вызовов, отвлекающих от помощи экстренным пациентам. Но бывает и наоборот: человек, объективно нуждающийся в срочной госпитализации, стесняется, решает потерпеть, выпить таблеточку и справиться самостоятельно. Напоминаем, в каких случаях ситуация близка к критической.

  • Сильная, давящая боль за грудиной, возникшая впервые.
  • Острая боль в центре живота или в правом подреберье.
  • Кровохарканье, наличие крови в мокроте (впервые).
  • Включения крови в рвотные массы.
  • Кровь в каловых массах.
  • Выраженные спазмы, боль в области поясницы, похожая на колику, тошнота.
  • Внезапное головокружение, сильная головная боль, нарушения зрения.
  • Нарастающий отек, удушье.

Многие хронические больные умеют справляться с приступами заболевания самостоятельно. Но если такие симптомы возникли впервые и вы не понимаете, что делать, вызывайте скорую помощь. А если еще до приезда врачей наступает облегчение — не раздумывайте, звоните опять.

Использованы фотоматериалы Shutterstock

Читайте далее

Гигиена полости рта: как выбрать ирригатор

Кому и зачем нужен ирригатор, и как выбрать это устройство?

Ремиссия при мочекаменной болезни: как продлить?

Страдаете от мочекаменной болезни? Узнайте, как добиться ремиссии болезни и продлить ее на долгий срок.

Вкривь и вкось: болезнь Пейрони

Искривление полового члена: ответы на вопросы, которые вы стеснялись задать, от MedAboutMe.

Нужна ли ортопедическая обувь для профилактики боли в стопе?

Ношение ортопедической обуви сегодня распространено не только среди детей, но среди взрослых, и зачастую необоснованно.
Опубликовано 06.05.2019 07:29, обновлено 17.04.2020 16:42
Рейтинг статьи:
4,0

Читайте также

5 мифов о новогодней скорой помощи
Почему люди боятся болеть под Новый год и что лежит в основе мифов о скорой помощи?
До последнего вздоха: дыхание как повод для вызова «Скорой»
Красивый термин «дыхание Чейн-Стокса» может означать смертельно опасное для жизни состояние. Какие еще виды дыхания выделяют врачи?
Самые актуальные мифы о скорой помощи
Обязан ли врач надевать бахилы и тащить носилки с пациентом? Так ли уж обязательно уступать дорогу скорой помощи? MedAboutMe отвечает на эти вопросы.
Пищевая аллергия: запись к врачу или вызов скорой помощи?
Пищевая аллергия – непредсказуема, она может быть как относительно легкой, с локальными проявлениями, так и угрозой для жизни.