Войти
  1. Главная
  2. Здоровье
  3. Справочники
  4. Словарь медицинских терминов
  5. Детский церебральный паралич (ДЦП)

Детский церебральный паралич (ДЦП)

Содержание

Детский церебральный паралич (ДЦП)

Собирательное название «детский церебральный паралич» (сокращенно ДЦП) обозначает не одну патологию, а множество нарушений нервной системы (НС), пороков развития, формирующихся в период беременности, в натальный и постнатальный периоды, объединенных единым комплексом симптомов.

Двигательные нарушения при ДЦП, нередко сочетающиеся с психическими, речевыми, когнитивными нарушениями, эпилепсией, расстройствами зрения, слуха и т. д., являются вторичными симптомами, возникающими вследствие аномалий развития, травм, воспалительных патологий головного мозга. Хотя они считаются непрогрессирующими, однако по мере роста и развития ребенка с ДЦП объективная клиническая картина может улучшаться или ухудшаться, в зависимости от:

  • формы ДЦП, степени поражения центральной нервной системы;
  • адекватно подобранной терапии сопутствующих нарушений;
  • успешности реабилитационной программы при ДЦП;
  • психоэмоционального состояния конкретного пациента с диагнозом ДЦП;
  • его социального окружения;
  • совместных усилий родителей, врачей, учителей и других неравнодушных людей, которые волею судьбы оказываются рядом, принимают участи в абилитации, судьбе детей с ДЦП первого года жизни и старше.

ДЦП у взрослых

ДЦП у взрослых

Манифестируя в раннем возрасте, заболевание детское (ДЦП) плавно перерастет с годами во взрослое. Врожденные или приобретенные в натальный и постнатальный периоды, патологии центральной нервной системы сопровождают человека в течение всей жизни. Если повреждение головного мозга незначительно, удалось вовремя диагностировать ДЦП, до года начать симптоматическое лечение и реабилитацию, продолжать их при необходимости в течение жизни, есть шанс, что во взрослом возрасте двигательные, когнитивные и прочие нарушения будут минимальными. Современные абилитационные и реабилитационные программы ДЦП позволяют нивелировать патологические симптомы при легких степенях поражения.

Некоторые взрослые люди, которым был когда-то поставлен диагноз ДЦП, получают образование, разнообразные профессии, продвигаются по карьерной лестнице, побежают на параолимпийских играх. Среди них есть художники и юристы, музыканты и учителя, журналисты и программисты. Всему миру известны имена выдающихся людей, которых невозможно назвать «больные ДЦП». Особенные люди, которые волею судьбы или природы, оказались в менее выгодном положении, в сравнении с остальными, обычными, смогли подняться над недугом, победить его, достичь в жизни гораздо больше иных.

Расскажем о некоторых из них.

ДЦП у женщин

Известна не только на родном континенте, а по всему миру, австралийская писательница-прозаик, общественный деятель, Анна Макдональд. Она с 3 до 14 лет провела в закрытом учреждении, где изолированно от общества не жили, а существовали инвалиды с ДЦП и прочими тяжелыми заболеваниями. Этот драматичный отрезок судьбы стал темой нашумевшей книги «Выход Анны», а позже сценария художественного фильма.

Похожа, но не столь драматична, судьба российской писательницы-сценаристки Марии Баталовой. Она также много лет борется с симптомами ДЦП, но с ней рядом всегда были родные и любящие ее люди. Светлые строки ее произведений для взрослых, прекрасные истории для детей пронизаны человеколюбием. В 2008 год ее сценарий фильма «Дом на Английской набережной» был удостоен высшей награды на кинофестивале «Московская кинопремьера».

Шесть золотых медалей чемпионатов России по конной выездке среди паралимпийцев на счету прекрасной молодой мамы и при этом успешной модели, Анастасии Аброскиной. Ее заболевание, давно уже переросшее детское (ДЦП, гиперкинетическая форма), не смогло сломить волю к победе, уничтожить жажду жизни изящной, на вид очень хрупкой, но на самом деле, невероятно стойкой, целеустремленной женщины.

ДЦП у мужчин

ДЦП у мужчин

В середине 15 века в Италии появился на свет незаконнорожденный сын нотариуса Пьеро да Винчи, Леонардо. Мальчика с рождения не слушались правая рука и правая нога, у него была гемиплегическая форма ДЦП. Поэтому когда он подрос, слегка прихрамывал при ходьбе, а писать, рисовать и т. д., научился левой рукой. Благодаря его божественному дару, многочисленным талантам, мировое культурное наследие обогатилось великими полотнами («Благовещение», «Мадонна с цветком» и пр.), скульптурными произведениями (к сожалению, утраченными), а еще он был архитектором, ученым, изобретателем.

Среди наших современников, которые имеют диагноз ДЦП и всемирную известность, актеры Сильвестр Сталлоне, Ар-Джей Митт, Крис Фонческа.

В 2008 год одной из сенсаций паралимпийских игр в Пекине стал триумф российского спортсмена Дмитрия Кокарева. Молодой пловец принес нашей сборной одну серебряную и три золотых медали.

Гордость всех крымчан – их земляк, человек-легенда, Нияс Измайлов, особый ребенок, инвалид с ДЦП, который вырос и стал чемпионом мира среди обычных бодибилдеров.

Дети и ДЦП: с рождения на долгие годы

Мировая медицинская статистика утверждает, что сегодня дети с ДЦП (до года и старше) встречаются в популяции с частотой от 0,1 до 0,7%. Причем, мальчики оказываются жертвами патологии почти в полтора раза чаще девочек. На каждые 1000 граждан в разных странах приходится, в среднем, от 2 до 3 людей с поражением нервной системы, которое называют «детское» (ДЦП), так как оно произошло во время внутриутробного развития, в натальный или постнатальный период. Однако в отдельных странах дети-инвалиды ДЦП встречаются гораздо чаще среди населения.

Так, в США цифры значительно выше, и имеют отличия даже для близлежащих штатов. Например, в 2002 году статистика свидетельствовала, что дети с ДЦП (1 года жизни и старше) на 1000 человек встречаются с частотой:

  • 3,3 – в штате Висконсин;
  • 3,7 – в штате Алабама;
  • 3,8 – в штате Джорджия.

В среднем американские ученые говорили о том, что дети с ДЦП (1 года и старше) встречаются с частотой 3,3 пациента на 1000 населения.

  • В России по данным Росстата в 2014 году на 100 000 детей было, в среднем по стране, 32,1 маленьких пациентов с ДЦП (с 1 года жизни до 14 лет).
  • По подсчетам Министерства здравоохранения в Российской Федерации еще в 2010 году было более 71 тысячи детей с ДЦП (1 год – 14 лет).

Прогноз экспертов Всемирной организации здравоохранения мало утешительный. Дети, больные ДЦП, рождаются все чаще. И в ближайшие годы число малышей, у которых с рождения выявляют признаки ДЦП, будет увеличиваться.

Несмотря на то, что заболевание детское, ДЦП сопровождает пациента от рождения, неотступно следуя за ним всю жизнь. Поэтому борьба с болезнью продолжается всегда.

Почему первые годы жизни – самые важные в борьбе с ДЦП?

Почему первые годы жизни – самые важные в борьбе с ДЦП?

Если у малыша есть перинатальное поражение мозга, ДЦП, год (первый от рождения) может определить всю будущую судьбу. Ведь объективная клиническая картина в будущем будет зависеть от того, насколько:

  • быстро были выявлены признаки ДЦП;
  • точно определены форма и масштабы поражения нервной системы;
  • адекватна избранная симптоматическая терапия;
  • правильно составлена реабилитационная и абилитационная программы ДЦП.

Родители детей с различными формами ДЦП нередко сожалеют о времени, энергии и денежных средствах, напрасно потраченных на экстрасенсов, народных целителей и т. п., в первые годы после рождения малыша. Важно, чтобы растерянных, а порой морально раздавленных, произошедшими в их жизни переменами, с появлением на свет особого ребенка, пап и мам направляли на верную дорогу специалисты, врачи, психологи. Дорога абилитации, социализации всегда бывает очень непростой, тернистой для каждой семьи, в которой есть дети с особенными потребностями.

Поэтому лучше не плутать окольными тропинками, пробираясь на ощупь, испытывая на собственном сыне или дочери альтернативные методы, ожидая чудесного исцеления и теряя драгоценное время, за которое успевают сформироваться деформации, контрактуры, появляются другие сопутствующие осложнения. А положиться на существующий мировой опыт абилитации и лечения ДЦП, заручиться поддержкой специалистов.

И чем быстрее родители перестанут смотреть в прошлое, искать ответ на вопрос, «за что» послано ДЦП, причины возникновения болезни видя в «дурном глазе» недоброжелателей или вороша собственные поступки, поймут, что необходимо жить настоящим, тем быстрее придет понимание, как жить в будущем.

Помогая малышу бороться за жизнь, радуясь каждой, пусть крохотной, совсем незаметной для окружающих, но такой огромной для семьи победе, отдавая, без остатка, всю свою любовь и нежность самому беззащитному, беспомощному из всех людей, мамы и папы, бабушки и дедушки, другие родные и чужие по крови, но самые человечные на этой Земле люди, которые становятся приемными родителями, опекунами, воспитателями для брошенных детей с ДЦП, обретают смысл существования. Они совершенствуются духовно, приобретая бесценный опыт сострадания и милосердия.

Особенные люди или больные ДЦП?

Родители, врачи, учителя и прочие люди являются продуктами и частью социума. Мировоззрение и отношение каждого отдельного человека к инвалидам формируются в силу общественного мнения, позиции государства.

Моральные нормы современной человеческой популяции, отличающие людей от животных, существенно разнятся с бытовавшими на заре человеческой цивилизации. Они существенно изменились в процессе эволюции общества.

Всегда в мир приходили более слабые дети, в том числе больные ДЦП. Однако кроме естественного отбора, в прежние времена люди примеряли на себя роли богов, решая, кто имеет право на жизнь, а кто – не достоин. Инфантицид, убийство младенцев с признаками неполноценности, существовал на протяжении тысячелетий. Только в 374 г., впервые в мировой истории, был издан закон, запрещающий физическое уничтожение новорожденных с различными патологиями. Но лишь в 9 веке христианский мир стал приравнивать инфантицид к обычному убийству себе подобного.

Духовная жизнь западноевропейского общества и всей мировой цивилизации пережила большие позитивные изменения, благодаря великим деятелям эпохи Возрождения и гуманистам-просветителям, боровшимся за права инвалидов во времена Великой Французской революции. Благодаря им общество впервые осознало свою ответственность за обездоленных, отверженных, больных с ДЦП и пр.

Огромную эволюцию духовного роста успело пройти человечество за последние сто лет. И этот процесс продолжается сегодня, на глазах каждого из нас.

Так в 2008 году произошло событие, которое в перспективе должно изменить жизнь инвалидов с ДЦП и другими патологиями в России. Наша страна подписала Конвенцию о правах инвалидов. Новый международный закон был ратифицирован депутатами в 2012 году. Он призван помочь социализации людей с ограниченными возможностями, сокращению проявлений дискриминации в отношении к ним со стороны государства, чиновников, общества.

Государство обратило взор в сторону особых людей. СМИ заговорили о доступной среде для инвалидов, инклюзии, равных возможностях. Много позитивных перемен происходит на наших глазах. Один тот факт, что на улицах российских городов появились большие и маленькие люди в инвалидных колясках, с различными ортопедическими приспособлениями, уже говорит о том, что процесс начался.

Однако многое еще предстоит изменить. Прежде всего, в сознании каждого отдельного человека. Чтобы взрослые и дети не пугались инвалидов, в том числе с ДЦП, не шарахались от них в общественных местах, не унижали и не обижали, вольно или невольно, не обходили вниманием их трудности. Общество должно понять, что больные ДЦП – обычные люди, только у них есть свои особенности, как у каждого человека.

У особенных людей те же желания и мечты, что у обычных. Только чтобы исполнить даже самую маленькую из них, необходимо приложить порой невероятные усилия. Например, чтобы прогуляться в парке в погожий денек, научиться рисовать или обрести настоящего друга.

Поэтому им нужна помощь, не только материальная, а физическая, психологическая. Не подаяние, а искреннее участие окружающих. И еще – партнерские отношения, на равных.

Они – такие же люди, просто попавшие в затруднительное положение.

Что такое детский церебральный паралич (ДЦП)

Что такое детский церебральный паралич (ДЦП)

Сразу несколько заболеваний, в основе которых лежит аномалия развития или повреждение головного мозга во время внутриутробного развития ребенка, в момент родов или в постнатальный период, называют ДЦП.

В 1861 году Уильям Литтл, хирург-ортопед из Англии, впервые описал клиническую картину одной из разновидностей ДЦП, причины возникновения спастической диплегии он видел в кислородном голодании в момент родов. Но считал, что поражение получает не головной, а спинной мозг. В честь его данную форму ДЦП и сегодня иногда называют «болезнью Литтла».

Сам термин «детский церебральный паралич» ввел в медицинскую практику в 1893 году Зигмунд Фрейд, в то время уже будучи известным психоаналитиком. В 1897 году он впервые составил классификацию детских параличей, перечислив признаки ДЦП. Фрейд впервые описал развитие ДЦП. В отличие от Литтла, он иначе видел этиологию и патогенез ДЦП, причины патологии. По мнению Фрейда, страдал не только спинной, а в первую очередь, головной мозг при ДЦП, причины возникновения нарушений он искал не только в родовых травмах и асфиксии. Фрейд считал, что развитие ДЦП начинается гораздо раньше. Он первым назвал причиной ДЦП неправильное внутриутробное развитие ребенка.

Признаки и проявления ДЦП

С 1980 г., согласно определению экспертов Всемирной организации здравоохранения, признаками ДЦП, как группы патологических синдромов нервной системы, считают непрогрессирующие моторные и психоречевые нарушения. Они являются следствием повреждения мозга при ДЦП, причины возникновения которых кроются в постнатальном, интранатальном и внутриутробном периодах развития ребенка.

На протяжении истории, с момента определения признаков ДЦП Уильямом Литтлом, существовало множество попыток классифицировать и упорядочить симптомокомплексы группы синдромов. Однако единого, четкого понятия многогранной патологии, форм ДЦП, по мнению некоторых ученых, составить так и не удалось.

В общем, тяжесть состояния пациентов с ДЦП оценивают в соответствии с тремя степенями поражения:

  • легкая – возможны полная социализация при данной степени поражения при ДЦП, обучение, освоение не только навыков самообслуживания, но и профессии, занятия общественно полезным трудом, полноценная жизнь;
  • средняя – возможны частичная социализация, самообслуживание при помощи других людей;
  • тяжелая – человек остается зависимым полностью от окружающих, не может обслуживать себя без посторонней помощи.

Формы ДЦП

Формы ДЦП

На сегодняшний день в медицинской практике применяют несколько классификаций, включающих разнообразные формы ДЦП.

В России часто пользуются классификацией, составленной в 1972 году профессором Ксенией Александровной Семеновой, которую в нашей стране ласково прозвали «бабушкой ДЦП». Данная классификация объединяет следующие формы:

  • атонически-астатическую;
  • гиперкинетическую;
  • гемипаретическую;
  • спастическую диплегию;
  • двойную гемиплетическую;
  • смешанные.

В Европе обычно используют следующую схему клинической классификации признаков ДЦП:

  • атаксический паралич;
  • дискинетический паралич;
  • спастический паралич.

При этом дискинетическая форма имеет две разновидности ДЦП, симптомы которых отличаются друг от друга:

  • хореоатетозная;
  • дистоническая.

Спастическая форма имеет также два варианта развития ДЦП:

  • двусторонний паралич;
  • односторонний паралич.

Двустороннее поражение делят на:

  • квадриплегии;
  • диплегии.

В международной медицинской практике принята статистическая классификация МКБ-10. Согласно ей, все детские церебральные параличи (ДЦП) делят на:

  • спастический – G80.0;
  • спастическую диплегию – G80.1;
  • детскую гемиплегию – G80.2;
  • дискинетический – G80.3;
  • атаксический – G80.4;
  • другие виды ДЦП – G80.8;
  • неуточненные ДЦП – G80.9.

Развитие ребенка и стадии ДЦП

Развитие ребенка и стадии ДЦП

Развитие ребенка с ДЦП проходит несколько стадий.

  • Первая из них называется «начальная», она длится от рождения до полугода.

Если на протяжении ее, как можно раньше, устанавливается правильный диагноз ДЦП, назначается адекватная терапия, начинается реабилитация, гораздо больше шансов избежать нежелательных осложнений и крайней степени инвалидизации.

  • Следующая стадия, начальная резидуальная, продолжается от полугода до 3 лет.

В это время диагноз ДЦП уже поставлен, понятна степень поражения мозга и сделаны прогнозы. Но никакие современные классификации и предсказания не в состоянии точно предугадать компенсаторные возможности мозга конкретного ребенка. Тем более, если они помножены на упорство самого пациента, усилия его близких, врачей, всех, кто участвует в реабилитационной программе ДЦП. Именно в этот период реабилитация ДЦП дает первые плоды. Кроме того, правильная стратегия борьбы с недугом на начальной резидуальной стадии закладывает фундамент развития ребенка с ДЦП на перспективу.

  • С 3 лет стартует резидуальная стадия.

Хотя органические поражения головного мозга необратимы, а симптомокомплекс в данный период окончательно сформирован и считается непрогрессирующим, занятия с детьми с ДЦП нельзя прекращать. Настойчивая и последовательная абилитация, реабилитация, обучение при ДЦП имеют большое значение в любом возрасте, для детей и взрослых. Если проводить регулярные тренировки и занятия, ДЦП поддается коррекции. Наглядным доказательством тому служат многие взрослые и подросшие дети, которые смогли, благодаря обучению, абилитации и реабилитации, победить ДЦП, жить полноценной жизнью.

В конце прошлого тысячелетия украинскими учеными, Владимиром Ильичем Козявкиным и Владимиром Олександровичем Падко, была предложена новая реабилитационная классификация ДЦП, симптомы моторных и психоречевых нарушений были систематизированы для унифицированной оценки состояния пациентов на разных этапах реабилитации при ДЦП. Она основана на оценке трех главных синдромов, которые в сочетании с дополнительным, дают возможность поставить диагноз ДЦП. Это синдромы:

  • речевых расстройств;
  • интеллектуальных нарушений;
  • двигательных нарушений.

Синдром речевых расстройств может характеризоваться:

  • задержкой речевого развития;
  • сенсорной, моторной или смешанной алалией;
  • дислалией;
  • атаксической, спастической, гиперкинетической или смешанной дизартрией.

Синдром интеллектуальных нарушений определяют, как задержку психического развития двух степеней:

  • легкая;
  • выраженная.

Синдром двигательных нарушений, на различных стадиях развития ДЦП, оценивается, исходя из:

  • степени выраженности – плегия (полное отсутствие) или парез (ограниченность, слабость);
  • распространенности – по количеству вовлеченных конечностей;
  • характера нарушений – по типу изменений тонуса мышц.

На основании оценки синдрома двигательных нарушений, выделяют следующие этапы, которые проходит развитие ДЦП:

  • стадии локомоции;
  • фаза вертикализации.

Стадию локомоции подразделяют на несколько отрезков, каждый из которых характеризуется определенным способом передвижения в пространстве:

  • невозможность передвижения в пространстве;
  • передвижение при помощи поворотов тела;
  • простое ползание (по-пластунски);
  • скачкообразное, не альтернирующее ползание;
  • чередующееся, реципрокное или альтернирующее ползание;
  • ходьба на коленях;
  • ходьба в вертикальном положении, при помощи специальных устройств и приспособлений;
  • самостоятельная ходьба (патологическая).

Фаза вертикализации также имеет несколько этапов:

  • отсутствие контроля головы в положении лежа;
  • наличие контроля головы в положении лежа;
  • умение сидеть самостоятельно;
  • навык вставания с опорой;
  • умение вставать без поддержки.

Оценка состояния на разных этапах реабилитации, учитывая развитие ребенка с ДЦП, позволяет проследить динамику неврологических синдромов, наметить ближайшие цели и перспективу.

Симптомы ДЦП

Симптомы ДЦП

Каждая форма ДЦП имеет симптомы, отличающие ее от других. Различия обусловлены конкретными причинами ДЦП, характером и масштабами поражений нервной системы. Поэтому даже в рамках общей формы, дети одного возраста могут иметь существенные различия в развитии, даже на фоне единой реабилитационной программы.

Остановимся факультативно на основных формах и их признаках.

Гиперкинетическая, атетозная форма (3,3% пациентов) проходит две фазы формирования неврологических синдромов – гиперкинетическая сменяет дистоническую. Тонус мышц существенно отличается – от выраженной спастики до гипотонии-дистонии. Как правило, диагностируют дискинезии, атаксию, психоречевую ретардацию. Несмотря на реабилитацию, тренировки и занятия с детьми с ДЦП данной формы, со временем формируются деформации конечностей, сколиоз.

Атактическая форма (9,2% пациентов) манифестирует синдромом «вялого ребенка» в первые недели после рождения. При данной форме ДЦП причины патологических синдромов скрыты в поражениях лобных долей головного мозга. Задержка моторного развития сочетается со снижением тонуса мышц. При оживленных сухожильных рефлексах отмечаются:

  • интенционный тремор верхних конечностей;
  • атаксия туловища;
  • дисметрия;
  • дискоординация.

Несмотря на усилия реабилитации, регулярные занятия, при ДЦП данной формы:

  • наблюдаются большие трудности, часто невозможность вертикализации тела, так как нарушен механизм постурального контроля;
  • нередко развивается синдром астазии-абазии (невозможность сидеть и стоять);
  • регистрируется грубая задержка психического развития.

Спастические формы (до 75% пациентов) характеризуются:

  • повышением тонуса мышц;
  • нарастанием сухожильных рефлексов;
  • клонусами;
  • патологическими рефлексами Россолимо, Бабинского;
  • угнетением поверхностных рефлексов;
  • отсутствием контроля за мышцами;
  • угнетением нормальных синкинезий;
  • формированием патологических содружественных движений.

Клиническая картина отличается для разных спастических форм ДЦП.

Квадриплегия (тетраплегия) характеризуется нарушением тонуса мышц всего тела, чаще руки оказываются поражены в большей степени. Если регистрируют существенные отличия в поражении, с преобладанием в верхних конечностях, речь идет о двусторонней гемиплегии.

Признаками данной спастической формы являются:

  • отсутствие контроля головы;
  • невозможность зрительно-пространственной координации;
  • из-за нарушений механизмов формирования постуральных рефлексов, возникают большие проблемы с вертикализацией тела;
  • есть трудности с глотанием;
  • затрудняется артикуляция;
  • проблемы с речью;
  • несмотря на занятия с детьми при ДЦП данной спастической формы, как правило, развиваются деформации конечностей и позвоночника, контрактуры;
  • задержки психоречевого развития различных степеней.

Параплегия – это преимущественное поражение нижних конечностей, в сочетании с сохранной моторной функцией рук, незначительными или умеренными нарушениями функциональных возможностей верхних конечностей. При сохранной речи и совершенном контроле головы, несмотря на тренировки и занятия, при ДЦП данной спастической формы формируется «поза балерины» и возникают:

  • сгибательные контрактуры в коленных суставах;
  • эквино-варусные или эквино-вальгусные деформации стоп;
  • дислокации тазобедренных суставов:
  • гиперлордоз поясничного отдела позвоночника;
  • кифоз грудного отдела позвоночника и т. д.

У пациентов с параплегией наблюдаются трудности с освоением навыков:

  • сидения;
  • стояния;
  • ходьбы.

Гемиплегия – спастическое поражение одной стороны тела, при котором в большей степени поражается рука. Отмечаются:

  • нарушение функции хватания;
  • разгибание с наружней ротацией ноги на стороне поражения;
  • кроме повышенного тонуса, наблюдается повышение сухожильных рефлексов;
  • даже при условии систематических занятий, ДЦП данной формы осложняется укорочением пораженных конечностей по мере роста ребенка;
  • могут формироваться контрактуры плечевого, локтевого суставов, кисти, большого пальца;
  • развиваются контрактуры в нижней конечности, конская стопа;
  • большой риск сколиоза.

Прогноз при последовательной абилитации, регулярных занятиях с детьми с ДЦП данной спастической формы, более благоприятный, в сравнении с другими. Успех социальной адаптации коррелирует с синдромами психоречевых расстройств и интеллектуальных нарушений.

Диагноз ДЦП: важность своевременной диагностики

Реабилитация ДЦП тем успешнее, чем раньше поставлен верный диагноз. Опытный педиатр или невропатолог может заметить даже незначительные неврологические нарушения у новорожденного на основе:

  • тщательного осмотра;
  • оценки рефлексов;
  • измерения остроты зрения, слуха;
  • определения функциональных возможностей мышц.

Подтвердить или опровергнуть опасения врачей, помогают высокотехнологичные современные методы обследования:

  • магнитно-резонансная томография;
  • компьютерная томография;
  • электромиография;
  • электронейрография;
  • электроэнцефалография и т. п.

Так как неврологический симптомокомплекс при ДЦП сопровождают разнообразные нарушения и патологии, кроме наблюдения у невропатолога, пациентам необходимы консультации:

  • психотерапевтов;
  • эпилептологов;
  • логопедов;
  • отоларингологов;
  • окулистов и пр.

Самые частые причины возникновения ДЦП

Самые частые причины возникновения ДЦП

Также как формы ДЦП, причины возникновения хронических симптомокомплексов двигательных нарушений – весьма разнообразны. Среди самых частых называют:

  • преждевременное появление маленького человека на свет, недоношенность (с ней ассоциировано, согласно мировой статистике, около половины всех эпизодов ДЦП);
  • пороки развития ЦНС;
  • поражения мозга в результате гипоксии и ишемии;
  • перенесенные внутриутробно вирусные инфекции, в том числе герпес;
  • постнатальные инфекционные заболевания;
  • токсические поражения;
  • резус-конфликт крови матери и плода;
  • травмы ЦНС во время родов и в постнатальный период и т. д.

Любопытная статистика собрана на популярном форуме «Дети-ангелы». Родители детей с ДЦП среди распространенных причин поражения нервной системы называют сегодня:

  • неправильные роды – 27,1%;
  • недоношенную беременность – 20,2%;
  • ошибки в проведении реанимационных мероприятий, лечении – 11%;
  • вакцинацию – 8%;
  • заболевания мамы во время беременности и прием лекарственных препаратов – 6,6%;
  • психоэмоциональные стрессы будущих мам – 5,7% и т. д.

Голосование проводится интерактивным способом, поэтому данные могут немного меняться со временем.

Комплексное лечение ДЦП

Когда говорят о лечении ДЦП, подразумевается комплекс лечебных и реабилитационных мероприятий, который позволяет улучшить клиническую картину, уменьшить тяжесть патологических симптомов.

Комплексное лечение ДЦП может включать:

  • медикаментозную терапию;
  • физиотерапевтические методы;
  • реабилитационные мероприятия;
  • в некоторых случаях показано оперативное лечение.

ДЦП и сопутствующие заболевания

ДЦП и сопутствующие заболевания

Церебральные параличи, как правило, осложняются многими другими патологиями:

  • эпилепсией;
  • сколиозами, артритами и прочими заболеваниями скелетно-мышечной системы;
  • гидроцефалией;
  • атрофией зрительного нерва и прочими зрительными нарушениями;
  • расстройствами координации движений;
  • нарушениями слуха;
  • психоэмоциональными расстройствами;
  • поведенческими нарушениями;
  • расстройствами речи и т. д.

Цель симптоматической терапии – не причины, а осложнения ДЦП

Медикаментозное лечение ДЦП и немедикаментозная терапия, как правило, призваны бороться с распространенными осложнениями. Комплексный подход позволяет избежать нежелательных сценариев развития патологии, уменьшить патологические симптомы сопутствующих заболеваний.

Так медикаментозное лечение позволяет:

  • купировать эпилептические приступы;
  • минимизировать, насколько это возможно, метаболические нарушения;
  • снять мышечный тонус;
  • уменьшить болевые симптомы;
  • остановить панические атаки и т. д.

Реабилитация и абилитация при ДЦП

Реабилитация и абилитация при ДЦП

Абилитация и реабилитация ДЦП основываются на трех основных принципах:

  • раннее начало;
  • комплексный подход;
  • продолжительность.

Начальная резидуальная стадия является самой перспективной для компенсации неврологического дефицита. Именно в возрасте от 6 месяцев до 3 лет наблюдается самый активный ответ на реабилитационные программы.

Индивидуальные программы реабилитации при ДЦП

Программы комплексной реабилитации для маленьких и повзрослевших пациентов с поражениями ЦНС составляют с учетом:

  • формы заболевания;
  • масштабов перинатальных поражений;
  • индивидуальных особенностей;
  • сопутствующих заболеваний и т. д.

Комплексная реабилитация при ДЦП может включать:

  • медицинские методы;
  • методы социально-средовой адаптации;
  • логопедические занятия;
  • сеансы психотерапии;
  • образовательные программы для пациентов с ДЦП, обучение, трудотерапию и пр.

Технические средства реабилитации и развитие ребенка с ДЦП

Технические средства реабилитации и развитие ребенка с ДЦП

Большинству пациентов с ДЦП необходимы специальные приспособления, устройства, ортопедические изделия, которые облегчают жизнь, делают возможным передвижение в пространстве особых людей. Если установлена инвалидность, для человека с ДЦП, во время освидетельствования специалистами медико-социальной экспертизы, составляется индивидуальная программа реабилитации, в которую могут быть включены различные технические средства или вспомогательные приспособления.

Их условно делят на три группы:

  • обеспечивающие возможность передвижения в пространстве (кресла-коляски, ходунки, вертикализаторы, сиденья);
  • предназначенные для развития двигательных возможностей (вертикализаторы, велосипеды, стулья, ортезы, столы, ортопедическая обувь и пр.);
  • облегчающие гигиену пациента (кресла-туалеты, сиденья для ванны и т. п.).

Занятия ЛФК при ДЦП

Лечебная физкультура или кинезотерапия при различных формах ДЦП позволяют смягчить негативные последствия гиподинамии, вынужденного дефицита движений, корректировать моторные нарушения.

Занятия ЛФК должны быть регулярными, систематическими, в течении всей жизни человека с ДЦП. Виды фитнеса, чередование упражнений, нагрузки подбираются кинезиотерапевтами, инструкторами ЛФК, совместно с невропатологами, педиатрами, психотерапевтами и прочими специалистами.

Специальные фитнес-тренировки для разных форм и степеней могут включать:

  • лечебную гимнастику;
  • гимнастические упражнения;
  • спортивно-прикладные тренировки;
  • занятия на тренажерах и т. д.

Массажные техники

Массажные техники

Массаж при ДЦП помогает:

  • оптимизировать кровообращение;
  • улучшить лимфоток;
  • нормализовать метаболические процессы в мышечной ткани;
  • улучшить функциональные возможности различных систем и органов.

В клинической практике широко применяются в реабилитационных программах для детей и взрослых с ДЦП следующие массажные техники:

  • классическая;
  • сегментарная;
  • точечная;
  • седативная;
  • тонизирующая;
  • система Монакова.

Развитие речи

Многие пациенты с ДЦП имеют речевые нарушения различной степени. Регулярные и последовательные занятия с логопедами помогают:

  • нормализовать тонус мышц, обеспечивающих артикуляцию;
  • совершенствовать моторику речевого аппарата;
  • формировать правильное речевое дыхание и синхронизировать его с артикуляцией и голосом;
  • выработать оптимальное звучание, силу голоса;
  • сгладить фонетические дефекты, улучшить произношение;
  • добиться разборчивости речи;
  • облегчить речевое общение и т. д.

Сенсорная коррекция

Сенсорная коррекция

Чтобы пациент с ДЦП адекватно воспринимал окружающий мир, предметы, людей, составлял представление об их формах, размерах, положении в пространстве, запахах, вкусовых особенностях и т. д., необходимо сформировать полноценное восприятие информации его органами чувств. Важность сенсорного воспитания (коррекции) в том, что оно позволяет:

  • развивать тактильно-двигательное, слуховое, зрительное и прочие виды сенсорного восприятия;
  • формировать сенсорные образцы форм, цветов., размеров и т. д.;
  • совершенствовать когнитивные способности;
  • корректировать речевые нарушения, обогатить словарный запас.

Анималотерапия

Для реабилитации детей с ДЦП успешно применяют занятия с животными:

  • дельфинотерапия;
  • канистерапия;
  • иппотерапия и т. д.

В процессе общения с братьями меньшими ребенок получает не только положительные эмоции, яркие впечатления, которые сами по себе являются отличным лекарством. Во время тренировок с лошадьми, собаками, дельфинами у детей с различными формами ДЦП:

  • расширяются двигательные возможности;
  • появляются новые умения и навыки;
  • нормализуется мышечный тонус;
  • возрастает объем движений;
  • сокращаются гиперкинезы;
  • улучшается координация;
  • совершенствуются речевые навыки;
  • уходят страхи и последствия стрессов;
  • уменьшаются психологические и поведенческие нарушения и т. д.

Арттерапия

Арттерапия

Занятия творчеством при ДЦП, обучение рисованию, лепке, прикладным видам искусств:

  • обогащают духовный мир малышей и взрослых;
  • являются отличной тренировкой сенсорного восприятия;
  • развивают мелкую моторику;
  • способствуют коррекции психоэмоциональных нарушений;
  • формируют образное мышление;
  • улучшают способность к концентрации внимания;
  • помогают избавляться от поведенческих расстройств.

Маленькие художники, скульпторы, мастера видят плоды своего труда, получают удовлетворение от творчества, радость от общения с прекрасным, обретают уверенность в собственных возможностях. Многие дети находят любимое хобби, а для некоторых увлечение рукоделием, рисованием перерастает в главное дело всей жизни.

Абилитация при ДЦП и социализация инвалидов

Сегодня в отношении детей с ДЦП чаще применяют термин «абилитация». Он более точен, так как отражает тот факт, что в отличие от реабилитации, комплекс лечебно-педагогических мероприятий направлен не на восстановление утраченных навыков и умений (двигательных, речевых, когнитивных ), а на их приобретение, впервые. Абилитация служит социализации детей с различными формами ДЦП. В процессе тренировок и обучения ребенок осваивает:

  • движения;
  • навыки самообслуживания;
  • трудовую деятельность;
  • речь;
  • сенсорное восприятие и т. д.

Конечная цель абилитации, которая, к сожалению, не всегда достижима, в силу степени, масштабов поражения нервной системы, – это интеграция пациентов с ДЦП в общество.

Особенности обучения детей с ДЦП

Особенности обучения детей с ДЦП

Настойчивость в достижении цели, ежедневный труд могут многое изменить в жизни ребенка с ДЦП. В отличие от обычных детей, их развитию мешают лабиринтные и шейные тонические рефлексы. Сопутствующие двигательным нарушениям патологии зрения, слуха, психоречевые расстройства,трудности с пространственным анализом и синтезом, затрудняют обучение. Но благодаря совместным усилиям самого пациента, родных, врачей, педагогов, логопедов сегодня удается изменить жизнь многих людей с ДЦП. Те, кто оставаясь в социальной изоляции, не имея возможность получить абилитацию, образование, раньше становились беспомощными людьми с тяжелой инвалидностью, сегодня нередко обретают самостоятельность, осваивают профессии, создают собственные семьи.

Особенный ребенок и обычная школа

До недавнего времени обучение детей с ДЦП в нашей стране, за исключением единичных случаев, проводилось в специализированных школах-интернатах. В коррекционных образовательных учреждениях продолжают получать образование дети с особенными потребностями, которые не могут посещать обычную школу.

Но сегодня право на инклюзивное образование закреплено в стратегической Национальной доктрине РФ. Потому ребенок с двигательными и психоречевыми нарушениями, с ограниченными представлениями об окружающем мире, может получать инклюзивное образование, обучаться в обычной, общеобразовательной школе.

Элемент соревнования, стремление быть равным среди равных – отличный стимул для учебы. Ежедневные занятия, домашние задания, позволяют расширять кругозор, совершенствовать мышление, память и прочие когнитивные возможности. Кроме того, получая первый опыт самостоятельной жизни вне дома, общаясь со сверстниками, учителями, ребенок расширяет границы духовного мира, учится существовать в обществе, взаимодействовать с другими членами коллектива.

И это – отличный опыт не только для особенного мальчика или девочки, но и для вполне обычных детей. Наряду с математикой, языками, биологией и прочими науками, они имеют возможность получить бесплатный урок доброты, милосердия, сострадания, взаимовыручки. При условии, что взрослые, учителя, психологи, которые должны обеспечить сопровождение ребенка с ДЦП в обычной школе, помогут им разобраться в том, что такое «хорошо», а что такое «плохо», покажут пример человеколюбия.

Индивидуальные занятия с детьми с ДЦП

Индивидуальные занятия с детьми с ДЦП

Если по каким-либо объективным причинам ребенок с ДЦП не может посещать общеобразовательные либо коррекционные учреждения, сегодня есть возможность домашнего обучения.

Во время индивидуальных домашних занятий педагог может посвятить внимание и время целиком одному ученику. Ребенок чувствует себя защищенным, а значит более спокоен в домашней обстановке, поэтому ему бывает легче сконцентрироваться на процессе обучения.

Однако находясь на домашнем обучении, он будет лишен возможности общения со сверстниками, жизни в коллективе, самостоятельности в принятии решений и т. п.

Поэтому, если состояние ребенка, форма болезни и степень поражения позволяют ему получать инклюзивное образование, родители и другие взрослые должны сделать все возможное для его успешной интеграции в детский коллектив.

Макс Макс Макс (1) 15.02.18 19:02 15.02.18 19:02

Если родился ребенок с ДЦП не стоит опускать руки. нужно постоянно заниматься с малышом и чем раньше вы начнете занятия- тем лучше. Улучшение здоровья. улучшении координации у ребенка будут видны и видны на порядок лучше.

Елена Елена Елена (3) 15.02.18 10:02 15.02.18 10:02

У меня первый ребенок, недоношенный, 30 недель. Я то вообще даже не знала такого слова как дцп. Никто ничего плохого не говорил, массаж, лекарства- все с рождения, платный, прям в роддоме нашли, невролог (думали, раз человек работает с недоношенными детьми, то все знает). Даже в 6 месяцев этот невролог нам говорила, что все в норме, догоняем сверстников, потом нам на узи специалист показал нам все наши кисты и посоветовал обратиться к другому врачу. И вот только тогда нам сразу же поставили угрозу дцп, а в 11 месяцев и сам диагноз утвердили.

Гость

Заполняя настоящую регистрационную форму, я подтверждаю, что полностью и безоговорочно принимаю условия «Пользовательского соглашения», размещенного на сайте, ознакомился и согласен с условиями и порядком обработки моих персональных данных, установленных «Политикой Общества с ограниченной ответственностью «Корпорация «Медицинские электронные данные» в отношении обработки персональных данных пользователей сайта и сведения о реализуемых требованиях к защите персональных данных».
Для того, чтобы написать комментарий решите пример: + =
  • Проверьте свои симптомы;
  • Узнайте о возможных заболеваниях;
  • Предупредите болезнь.
Проверить симптомы
  • База вопросов и ответов;
  • Отзывы и рейтинги врачей;
  • Консультации специалистов.
Задать вопрос врачу