Общение

Общение

Общение представляет собой одну из главных потребностей человека. Людям необходимы эмоции, чувства, информация и множество других сигналов, которые они передают и получают благодаря коммуникации, так же как солнечный свет, вода и пища.

В психологии под термином «общение» подразумевают несколько значений, которые отображают взаимосвязанные между собой процессы. Прежде всего, общение – это взаимодействие личностей, реагирование людей друг на друга, а также на определенные действия окружающих. Помимо этого данный термин означает обмен информацией.

Деятельность, основной задачей которой выступает познание и реорганизация окружающей действительности, вместе с общением являются главными формами активности личностей. Общаясь и обмениваясь информацией, человек делает достоянием других то, чем сам обладает.

Трудно переоценить всю важность общения в жизни отдельной личности. Людям, которые устают от шума и постоянных контактов, психологи советуют чаще оставаться в одиночестве. Но по данным статистики, если на протяжении нескольких месяцев человек около 70% времени проводит наедине с собой, то его внутренний настрой может измениться не в лучшую сторону. Зачастую люди начинают чувствовать пустоту, угнетенное состояние, а плохое расположение духа становится их вечным спутником.

Функции общения

Функции общения

Известно несколько классификаций существующих функций общения. Но в каждой из них присутствуют три основные: регулятивная, аффективная и коммуникативная.

  • Регулятивная функция общения характеризуется изменениями поведения личности во время контакта с другими людьми, а также при организации, разработке и ведении общественной деятельности. Коммуникация предполагает воздействие на поведение компаньонов на бессознательном или осознанном уровне.
  • Аффективная функция общения основывается на эмоциях и ощущениях. В этом случае происходит регуляция процессов, которые затрагивают эмоциональный фон и воздействуют на него. Эмоциональное общение может расположить людей друг к другу, сблизить, а также стать причиной разногласий или полного охлаждения к собеседнику.
  • Благодаря коммуникативной функции люди имеют возможность делиться опытом, обмениваться знаниями, высказывать переживания и чувства. Процесс общения позволяет принимать, воспринимать и передавать дальше все полученные сведения.

Какие бывают виды общения?

Учитывая средства, цели, а также содержания коммуникации, общение условно делят на виды.

По средствам различают следующие виды общения:

  • Прямое – подразумевает непосредственное восприятие собеседниками друг друга с помощью прямого контакта.
  • Косвенное – воплощается в жизнь через посредников. Ими выступают посторонние люди. Подобное часто практикуется враждующими сторонами или людьми, которым трудно найти общий язык.
  • Опосредованное – общение проводится с помощью каких-либо инструментов, предметов или средств. Примером может выступить сообщение, видеозапись...

По целям общение бывает:

  • Социальное – направлено на личностное развитие, на расширение, а также укрепление контактов между членами общества, установление и последующее успешное развитие отношений.
  • Биологическое общение напрямую связано с удовлетворением естественных потребностей. Без него невозможно сохранение и постоянное развитие живых организмов.

По содержанию различают такие виды общения:

  • Кондиционное – подразумевает обмен состояниями физиологического, а также психологического характера.
  • Мотивационная коммуникация – используется людьми для обмена потребностями, желаниями, интересами, целями, взглядами, мотивами.
  • Материальное – обмен различными продуктами человеческой деятельности, а также предметами.
  • Деятельностная коммуникация – подразумевает обмен навыками и разнообразными умениями.
  • Когнитивное общение – обмен приобретенными знаниями.

Формы общения

Формы общения

Современными людьми используются разные формы общения. Они зависят от характера, уровня и непосредственно цели диалога.

Самые распространенные формы общения:

  • Неформальная – объединяет неофициальные связи.

Общение может развиваться и между сослуживцами, но, в данном случае, все контакты должны выходить за пределы служебных отношений. Например, дружба с коллегами в нерабочее время, встречи с товарищами и друзьями и т. п. Одну из форм неформального общения представляет общение членов семьи, родственников, близких людей.

  • Ролевая – подразумевает связи разной продолжительности.

В ходе коммуникации люди могут играть разные роли. По отношению к себе подобным они осуществляют определенные функции. Например: бармен – клиент, доктор – больной, учитель – ученик, продавец – покупатель. Функционально-ролевой характер присущ также служебным и деловым отношениям. Отличием подобного контакта выступает продолжительность связи. Люди зачастую хорошо знают друг друга. Это в первую очередь касается тех, кто работает длительное время в одном коллективе.

  • Анонимная форма общения – предполагает контакт между незнакомцами или людьми, которых не связывают никакие личные отношения.

Это могут быть связи, которые носят временный характер. Например: общение между пассажирами, зрителями, посетителями магазинов, театров, музеев, жителей определенных населенных пунктов. Люди встречаются, между ними завязывается не длительный контакт, и их дальнейшие пути расходятся.

Общение является основным признаком существования человечества. Трудно представить без него любую деятельность, усвоение ценностей, получение информации, развитие в человеке личности.

Как происходит процесс общения?

Любое общение – это единый процесс. Сначала между партнерами устанавливается психологический (доверительный) контакт, приводящий в итоге к логическому завершению. Акт общения, участниками которого являются двое или несколько людей, включает несколько этапов. А именно:

  • Переключение внимания.

Человек должен переключить свое внимание на собеседника. Этап характеризуется тем, что предыдущая деятельность приостанавливается или отодвигается на какое-то время, а ей на смену приходит процесс изучения партнера. Эта фаза занимает всего несколько секунд, но ей нужно уделить максимум внимания. В ином случае могут возникнуть серьезные проблемы в ведении эффективного диалога.

  • Установление контакта.

Непосредственно от психологического контакта зависит, кем будет произнесена первая фраза, и как партнер воспримет услышанное. Изучение собеседника еще продолжается, подбирается стиль и характер общения. Чтобы психологический контакт был налажен, оба участника должны стараться понять тип ситуации, которым определяются роли участников диалога. Связь на этой стадии зачастую устанавливается при помощи неречевых коммуникативных средств: слов используется мало. Контакт на психологическом уровне можно считать успешно установленным, когда оба участника уверены: собеседник «включился» и увлекся процессом общения.

  • Обмен речевыми сообщениями.

Этап можно по праву считать основной ступенью коммуникации. Непосредственно в процессе обмена словесной информацией подбираются формы общения, его характер, а также язык. Данная фаза занимает большую часть отведенного на беседу времени. Но бывают ситуации, когда и для налаживания контакта помимо внимательности, также нужно немало времени.

В любом случае не стоит пренебрегать ни одним из перечисленных моментов беседы: недооценив их важность, вы рискуете остаться не услышанным и непонятым.

Какие существуют средства общения?

Какие существуют средства общения?

В ходе взаимодействия людьми применяются невербальные и вербальные средства общения. Психологи считают, что вербальная коммуникация предоставляет неполную информацию, позволяя человеку скрыть свои истинные намерения. А вот невербальное общение помогает выяснить множество моментов, о которых не принято упоминать в устной речи.

Трудно поспорить с подобными убеждениями, но в любом случае нужно учитывать, что все средства коммуникации важны и применимы, а их использование зависит от цели и обстоятельств. Например, в деловых переговорах, в основном, применяется вербальное общение: руководство зачастую не контролирует мимику и жесты, отдавая поручения работникам и, следя за порядком в коллективе. А вот чувственный и искренний процесс общение с любимыми, друзьями или родственниками трудно представить без невербальных проявлений. Здесь важны именно эмоции.

Вербальное общение: особенности

Главным средством вербальной коммуникации является речь. Она может быть внутренней или внешней, устной или письменной, чтением или слушанием. Данные средства общения можно охарактеризовать, как умение человека говорить, слушать, а также писать и воспринимать. К ним относятся и диалоги: с окружающими (их называют внешними), и непосредственно с самим собой (так называемые, внутренние).

В процессе вербального общения коммуникация осуществляется с помощью языка. Конечно же, людям, которые говорят на разных языках, трудно понять сказанное. Общепринятые правила коммуникации, а также определенные виды и формы общения, призваны упростить эту нелегкую задачу.

Вербальное общение: классификация по стилям

В русском языке существует несколько стилей вербального общения, помогающие доступно обмениваться информацией:

  • Официальный стиль.

Он несет в себе информативную функцию, является языком законов. Тексты, при написании которых использовался официальный (деловой) стиль, отличаются точностью суждений и «сухими» выражениями, они «безликие» и стандартные

  • Научный стиль.

Вербальное общение, в основе которого лежит использование научных терминов. В данном случае используется обобщенность, продуманная и логичная речь, связанная определенными понятиями.

  • Художественный язык.

Данный стиль обладает яркими и выразительными средствами коммуникации.

  • Публицистический стиль.

Его главной задачей является воздействие на слушателей. Этот стиль не приемлет четко установленных стандартов, и отличается ярким эмоциональным окрасом.

Еще существует разговорная речь, которая нередко встречается в литературе. Она имеет вид монолога или диалога на житейские, обыденные темы.

Вербальное общение: правила

Вербальное общение: правила

Чтобы достичь намеченной цели нужно подчиниться общепринятым правилам и соблюдать культуру вербального общения. Иначе беседа может принести разочарование, а желаемый результат так и останется несбыточной мечтой.

  • Обращайтесь к своему слушателю доброжелательно и с уважением, какую бы информацию вы не пытались ему донести, и как бы не относились к собеседнику.
  • Старайтесь изъясняться грамотно и логично, следите за тем, чтобы разговор был последовательным.
  • Не навязывайте свои взгляды, и не оценивайте человека или ситуацию в категоричной форме. Избегайте «острых углов». Если это неизбежно, то постарайтесь чтобы ваши замечания или претензии звучали тактично.
  • Без веских причин не перебивайте собеседника, так как подобное может охарактеризовать вас, как личность с невысоким уровнем культуры общения.
  • Выясните принадлежность собеседника к определенному социальному классу, нации, культуре, и только после этого подбирайте стиль речи.
  • Придерживайтесь порядка высказываний.

Язык и общение: неразделимые понятия

С помощью языка люди имеют возможность выражать свои чувства и озвучивать мысли. Язык по праву считается основным средством человеческого общения. Его необходимость в разных аспектах жизни общества объясняется возложенными на него функциями. А именно:

  • Коммуникативная.

Язык позволяет людям обмениваться информацией и знаниями, то есть полноценно общаться. Он необходим для взаимодействия с себе подобными.

  • Когнитивная (познавательная).

Язык дает возможность получать знания из фильмов, передач, книг, а также от других людей.

  • Накопительная (аккумулятивная).

Язык позволяет накапливать и хранить полученные знания. Людям свойственно вести дневники, записные книжки. Студенты и школьники хранят полученную информацию в тетрадях и конспектах. А если речь идет о глобальном, то это художественная литература, различные документы, справочники, энциклопедии и т. д

  • Этническая.

Трудно представить жизнь людей по всему миру без языка общения. Именно он объединяет общины и целые народы, страны и группы людей.

  • Чувственная, эмоциональная.

Язык помогает нам выражать эмоции, переживания, чувства словами. Конечно же, передать любые эмоции все же легче при помощи невербальных средств общения, но вместе с вербальными, они будут выглядеть более ярко и правдиво.

На язык общения также возложена конструктивная функция. С его помощью люди могут преподнести свои мысли в ясной форме, в устном или письменном виде.

Невербальное общение

Невербальное общение

Для многих людей в процессе общения главным является зрительный контакт. Он помогает понять настроение, внутренний мир, взгляды собеседника. К примеру, по расширенным зрачкам можно сделать вывод, что человек нервничает, а значит, что ему неприятна тема разговора или он говорит неправду.

Выражение лица может продемонстрировать намного больше, нежели язык. Общение с помощью мимики способно передать все известные эмоции. Люди должны учиться не только «считывать» информацию с лица собеседника, но и уметь демонстрировать свое состояние, и создавать нужное впечатление. Одним из самых простых и доступных невербальных средств общения является улыбка, которая обезоруживает, располагает и настраивает на нужный лад.

Любой человек, помимо речей и внешнего вида, производит впечатление жестами. Используйте их в разговоре, показывая свое расположение к окружающим. Благие намерения и расположенность можно продемонстрировать открытыми ладонями. Главное, при ведении диалога соблюдать дистанцию. Для многих людей слишком близкое расположение неприемлемо, они воспринимают это как вторжение в личн