Общение
Общение представляет собой одну из главных потребностей человека. Людям необходимы эмоции, чувства, информация и множество других сигналов, которые они передают и получают благодаря коммуникации, так же как солнечный свет, вода и пища.
В психологии под термином «общение» подразумевают несколько значений, которые отображают взаимосвязанные между собой процессы. Прежде всего, общение – это взаимодействие личностей, реагирование людей друг на друга, а также на определенные действия окружающих. Помимо этого данный термин означает обмен информацией.
Деятельность, основной задачей которой выступает познание и реорганизация окружающей действительности, вместе с общением являются главными формами активности личностей. Общаясь и обмениваясь информацией, человек делает достоянием других то, чем сам обладает.
Трудно переоценить всю важность общения в жизни отдельной личности. Людям, которые устают от шума и постоянных контактов, психологи советуют чаще оставаться в одиночестве. Но по данным статистики, если на протяжении нескольких месяцев человек около 70% времени проводит наедине с собой, то его внутренний настрой может измениться не в лучшую сторону. Зачастую люди начинают чувствовать пустоту, угнетенное состояние, а плохое расположение духа становится их вечным спутником.
Функции общения
Известно несколько классификаций существующих функций общения. Но в каждой из них присутствуют три основные: регулятивная, аффективная и коммуникативная.
- Регулятивная функция общения характеризуется изменениями поведения личности во время контакта с другими людьми, а также при организации, разработке и ведении общественной деятельности. Коммуникация предполагает воздействие на поведение компаньонов на бессознательном или осознанном уровне.
- Аффективная функция общения основывается на эмоциях и ощущениях. В этом случае происходит регуляция процессов, которые затрагивают эмоциональный фон и воздействуют на него. Эмоциональное общение может расположить людей друг к другу, сблизить, а также стать причиной разногласий или полного охлаждения к собеседнику.
- Благодаря коммуникативной функции люди имеют возможность делиться опытом, обмениваться знаниями, высказывать переживания и чувства. Процесс общения позволяет принимать, воспринимать и передавать дальше все полученные сведения.
Какие бывают виды общения?
Учитывая средства, цели, а также содержания коммуникации, общение условно делят на виды.
По средствам различают следующие виды общения:
- Прямое – подразумевает непосредственное восприятие собеседниками друг друга с помощью прямого контакта.
- Косвенное – воплощается в жизнь через посредников. Ими выступают посторонние люди. Подобное часто практикуется враждующими сторонами или людьми, которым трудно найти общий язык.
- Опосредованное – общение проводится с помощью каких-либо инструментов, предметов или средств. Примером может выступить сообщение, видеозапись...
По целям общение бывает:
- Социальное – направлено на личностное развитие, на расширение, а также укрепление контактов между членами общества, установление и последующее успешное развитие отношений.
- Биологическое общение напрямую связано с удовлетворением естественных потребностей. Без него невозможно сохранение и постоянное развитие живых организмов.
По содержанию различают такие виды общения:
- Кондиционное – подразумевает обмен состояниями физиологического, а также психологического характера.
- Мотивационная коммуникация – используется людьми для обмена потребностями, желаниями, интересами, целями, взглядами, мотивами.
- Материальное – обмен различными продуктами человеческой деятельности, а также предметами.
- Деятельностная коммуникация – подразумевает обмен навыками и разнообразными умениями.
- Когнитивное общение – обмен приобретенными знаниями.
Формы общения
Современными людьми используются разные формы общения. Они зависят от характера, уровня и непосредственно цели диалога.
Самые распространенные формы общения:
- Неформальная – объединяет неофициальные связи.
Общение может развиваться и между сослуживцами, но, в данном случае, все контакты должны выходить за пределы служебных отношений. Например, дружба с коллегами в нерабочее время, встречи с товарищами и друзьями и т. п. Одну из форм неформального общения представляет общение членов семьи, родственников, близких людей.
- Ролевая – подразумевает связи разной продолжительности.
В ходе коммуникации люди могут играть разные роли. По отношению к себе подобным они осуществляют определенные функции. Например: бармен – клиент, доктор – больной, учитель – ученик, продавец – покупатель. Функционально-ролевой характер присущ также служебным и деловым отношениям. Отличием подобного контакта выступает продолжительность связи. Люди зачастую хорошо знают друг друга. Это в первую очередь касается тех, кто работает длительное время в одном коллективе.
- Анонимная форма общения – предполагает контакт между незнакомцами или людьми, которых не связывают никакие личные отношения.
Это могут быть связи, которые носят временный характер. Например: общение между пассажирами, зрителями, посетителями магазинов, театров, музеев, жителей определенных населенных пунктов. Люди встречаются, между ними завязывается не длительный контакт, и их дальнейшие пути расходятся.
Общение является основным признаком существования человечества. Трудно представить без него любую деятельность, усвоение ценностей, получение информации, развитие в человеке личности.
Как происходит процесс общения?
Любое общение – это единый процесс. Сначала между партнерами устанавливается психологический (доверительный) контакт, приводящий в итоге к логическому завершению. Акт общения, участниками которого являются двое или несколько людей, включает несколько этапов. А именно:
- Переключение внимания.
Человек должен переключить свое внимание на собеседника. Этап характеризуется тем, что предыдущая деятельность приостанавливается или отодвигается на какое-то время, а ей на смену приходит процесс изучения партнера. Эта фаза занимает всего несколько секунд, но ей нужно уделить максимум внимания. В ином случае могут возникнуть серьезные проблемы в ведении эффективного диалога.
- Установление контакта.
Непосредственно от психологического контакта зависит, кем будет произнесена первая фраза, и как партнер воспримет услышанное. Изучение собеседника еще продолжается, подбирается стиль и характер общения. Чтобы психологический контакт был налажен, оба участника должны стараться понять тип ситуации, которым определяются роли участников диалога. Связь на этой стадии зачастую устанавливается при помощи неречевых коммуникативных средств: слов используется мало. Контакт на психологическом уровне можно считать успешно установленным, когда оба участника уверены: собеседник «включился» и увлекся процессом общения.
- Обмен речевыми сообщениями.
Этап можно по праву считать основной ступенью коммуникации. Непосредственно в процессе обмена словесной информацией подбираются формы общения, его характер, а также язык. Данная фаза занимает большую часть отведенного на беседу времени. Но бывают ситуации, когда и для налаживания контакта помимо внимательности, также нужно немало времени.
В любом случае не стоит пренебрегать ни одним из перечисленных моментов беседы: недооценив их важность, вы рискуете остаться не услышанным и непонятым.
Какие существуют средства общения?
В ходе взаимодействия людьми применяются невербальные и вербальные средства общения. Психологи считают, что вербальная коммуникация предоставляет неполную информацию, позволяя человеку скрыть свои истинные намерения. А вот невербальное общение помогает выяснить множество моментов, о которых не принято упоминать в устной речи.
Трудно поспорить с подобными убеждениями, но в любом случае нужно учитывать, что все средства коммуникации важны и применимы, а их использование зависит от цели и обстоятельств. Например, в деловых переговорах, в основном, применяется вербальное общение: руководство зачастую не контролирует мимику и жесты, отдавая поручения работникам и, следя за порядком в коллективе. А вот чувственный и искренний процесс общение с любимыми, друзьями или родственниками трудно представить без невербальных проявлений. Здесь важны именно эмоции.
Вербальное общение: особенности
Главным средством вербальной коммуникации является речь. Она может быть внутренней или внешней, устной или письменной, чтением или слушанием. Данные средства общения можно охарактеризовать, как умение человека говорить, слушать, а также писать и воспринимать. К ним относятся и диалоги: с окружающими (их называют внешними), и непосредственно с самим собой (так называемые, внутренние).
В процессе вербального общения коммуникация осуществляется с помощью языка. Конечно же, людям, которые говорят на разных языках, трудно понять сказанное. Общепринятые правила коммуникации, а также определенные виды и формы общения, призваны упростить эту нелегкую задачу.
Вербальное общение: классификация по стилям
В русском языке существует несколько стилей вербального общения, помогающие доступно обмениваться информацией:
- Официальный стиль.
Он несет в себе информативную функцию, является языком законов. Тексты, при написании которых использовался официальный (деловой) стиль, отличаются точностью суждений и «сухими» выражениями, они «безликие» и стандартные
- Научный стиль.
Вербальное общение, в основе которого лежит использование научных терминов. В данном случае используется обобщенность, продуманная и логичная речь, связанная определенными понятиями.
- Художественный язык.
Данный стиль обладает яркими и выразительными средствами коммуникации.
- Публицистический стиль.
Его главной задачей является воздействие на слушателей. Этот стиль не приемлет четко установленных стандартов, и отличается ярким эмоциональным окрасом.
Еще существует разговорная речь, которая нередко встречается в литературе. Она имеет вид монолога или диалога на житейские, обыденные темы.
Вербальное общение: правила
Чтобы достичь намеченной цели нужно подчиниться общепринятым правилам и соблюдать культуру вербального общения. Иначе беседа может принести разочарование, а желаемый результат так и останется несбыточной мечтой.
- Обращайтесь к своему слушателю доброжелательно и с уважением, какую бы информацию вы не пытались ему донести, и как бы не относились к собеседнику.
- Старайтесь изъясняться грамотно и логично, следите за тем, чтобы разговор был последовательным.
- Не навязывайте свои взгляды, и не оценивайте человека или ситуацию в категоричной форме. Избегайте «острых углов». Если это неизбежно, то постарайтесь чтобы ваши замечания или претензии звучали тактично.
- Без веских причин не перебивайте собеседника, так как подобное может охарактеризовать вас, как личность с невысоким уровнем культуры общения.
- Выясните принадлежность собеседника к определенному социальному классу, нации, культуре, и только после этого подбирайте стиль речи.
- Придерживайтесь порядка высказываний.
Язык и общение: неразделимые понятия
С помощью языка люди имеют возможность выражать свои чувства и озвучивать мысли. Язык по праву считается основным средством человеческого общения. Его необходимость в разных аспектах жизни общества объясняется возложенными на него функциями. А именно:
- Коммуникативная.
Язык позволяет людям обмениваться информацией и знаниями, то есть полноценно общаться. Он необходим для взаимодействия с себе подобными.
- Когнитивная (познавательная).
Язык дает возможность получать знания из фильмов, передач, книг, а также от других людей.
- Накопительная (аккумулятивная).
Язык позволяет накапливать и хранить полученные знания. Людям свойственно вести дневники, записные книжки. Студенты и школьники хранят полученную информацию в тетрадях и конспектах. А если речь идет о глобальном, то это художественная литература, различные документы, справочники, энциклопедии и т. д
- Этническая.
Трудно представить жизнь людей по всему миру без языка общения. Именно он объединяет