Вспомогательные репродуктивные технологии дали шанс появиться на свет миллионам детей. За десятилетия, прошедшие с момента первого экстракорпорального оплодотворения, ученые накопили массу информации и выявили несколько рисков для здоровья детей, рожденных при помощи ЭКО. Так, малыши «из пробирки» немного чаще отличаются врожденными пороками развития, низкой массой тела, рождаются раньше срока. Но про долгосрочные последствия данных не было – до недавнего времени.
Теперь исследования утверждают, что ЭКО повышает риск онкологических болезней и ранней смерти. MedAboutMe рассказывает про особенности научных работ и разъясняет, стоит ли тревожиться.
Заморозка эмбрионов как основной риск
Криоконсервация эмбрионов использовалась в основном, чтобы сохранить неиспользованные бластоцисты. Откуда они берутся?
Для того, чтобы повысить шансы, перед ЭКО прибегают к искусственной гиперстимуляции созревания фолликулов. В итоге в одном цикле готовятся не одна или, что реже, две яйцеклетки, а около десяти ооцитов.
Их извлекают, выбирают самые качественные, оплодотворяют проверенными и жизнеспособными сперматозоидами.
Когда оплодотворенная яйцеклетка достигает стадии бластоцисты с несколькими десятками клеток, один-два эмбриона имплантируют в стенки матки, а оставшиеся замораживают методом криоконсервации. Тогда в случае неудачи или желании завести еще детей не надо будет проходить процедуру гиперстимуляции, а можно воспользоваться запасом.
В последние годы криоконсервация стала высокоэффективной: ее проводят методом витрификации или быстрой заморозки, которая не повреждает клетки. После витрификации до 90% остаются жизнеспособными. Раньше прибегали к медленному замораживанию с постепенным охлаждением, что весьма влияло жизнеспособность эмбрионов после оттаивания.
В среднем в России почти каждая третья процедура ЭКО заканчивается беременностью и рождением ребёнка. Но есть нюансы.
По распространенной расчетной модели, количество требуемых ооцит для достижения 75% успеха вынашивания зависит от возраста женщины.
- В 34 года для рождения одного ребёнка при помощи ЭКО нужно 10 яйцеклеток.
- В 37 лет – 20.
- В 42 года – 61.
Успех ЭКО зависит и от многих других факторов: общего здоровья и наследственности, количества стрессов, ведения беременности.
Специалисты опасаются, что лекарственные средства от бесплодия и вспомогательные репродуктивные технологии (ВПР) способны провоцировать эпигенетические изменения в теле плода и приводить к возникновению редких врожденных аномалий и онкологических заболеваний.
Эта версия подтверждается наличием данных изменений в тканях эмбрионов, плаценты, пуповинной крови. А также, как понятно сегодня, масштабными исследованиями.
Что изучили для понимания связи ЭКО и рака?
Чтобы исследовать эту связь, ученые Дании собрали информацию о миллионе детей, рожденных в стране с 1996 по 2012 годы. Учитывалось множество данных: способ зачатия, вес при рождении, возраст обоих родителей и их образование и т. д.
175 000 детей из когорты были зачаты при помощи ВПР – от приема гормонов до ЭКО с ИКСИ и без. Что они обнаружили?
Заморозка эмбрионов связана с вероятностью повышенной массы тела у ребёнка. Предполагается, что криоконсервация оказывает влияние на скорость процессов внутриутробного развития, что снижает риск низкого веса при рождении – дети быстрее растут. Однако, вероятно, эти же процессы повышают риск онкологии у ребёнка.
Работа была проведена Датским исследовательским центром Общества борьбы с раком.
Просто наличие диагностированного бесплодия, прием гормональных лекарств и экстракорпоральное оплодотворение «свежим» эмбрионом риск рака, согласно исследованию, не повышало.
Но если эмбрион сначала подвергался криоконсервации, затем оттаиванию и после был пересажен в матку, риск онкологической болезни повышался в 2,4 раза в сравнении с детьми, которые были зачаты естественным образом.
Согласно публикации в журнале JAMA, чаще всего отмечались случаи лейкемии и онкологических новообразований симпатической нервной системы.
Рак был выявлен у 2217 детей из 175 000. Около 30% случаев развивалась лейкемия (белокровие, рак крови), на втором месте – новообразования центральной нервной системы (злокачественные опухоли мозга) и лимфома, а также некоторые другие виды.
Подобное, хотя намного менее масштабное исследование охватывало 3 356 детей, рожденных при помощи ЭКО и заморозки эмбрионов. У четырнадцати из них диагностировали рак.
Что это значит для будущих и состоявшихся родителей, которые зачали ребёнка при помощи ЭКО и криоконсервации? Несмотря на тревожные цифры повышенного риска рака – в 2,4 раза – все не так страшно.
- Во-первых, есть и другие исследования, в которых выявлен более низкий процент вероятности онкологии, и далеко не во всех из них выявлена корреляция между методом зачатия и риском рака.
- Во-вторых, масштабное датское исследование охватывает годы, когда метод витрификации еще не был изобретен.
- И, наконец, самое важное: рак у детей – диагноз редкий. На 100 взрослых с онкологическим заболеванием приходится 1 ребёнок. На миллион детей в России диагностируют 122 случая онкологии, это вероятность 0,00012%. У «детей из пробирки», согласно новым данным, она составляет 0,00029%.
Так что, согласно датским ученым, этот риск связи с ЭКО хотя и статистически значим для научных работ, но очень и очень невелик.
Намного выше риск рака у ребёнка повышается при материнском курении во время беременности.
ЭКО и риск ранней смерти
Еще один вывод из очередного масштабного исследования сделали шведские ученые. Они изучили всех детей, родившихся в Швеции с 1983 по 2012 год. Дети, родившиеся после многоплодных беременностей, в научной работе не учитывались.
Коэффициент выживаемости детей зависел от пола (девочки традиционно более жизнеспособны), недоношенности младенцев, массы тела при рождении, возраста матери, благосостояния семьи и ведения беременности.
Курение матери во время беременности опять-таки резко повышало риски для плода и новорожденного.
Ученые выявили также, что высшее образование женщины связано с пониженным риском смерти.
Как оказалось, ЭКО действительно было связано с несколько более высокой вероятностью ранней смерти ребёнка (до года). Однако риск был незначительным, и специалисты связали его не с самой процедурой экстракорпорального оплодотворения, а с состоянием организма женщины, из-за которого потребовалось прибегать к вспомогательным репродуктивным технологиям – с наличием болезней репродуктивной, эндокринной системы и т. д.
Связь прослеживалась только в возрасте до одного года. После года никакой корреляции выживаемости детей, рожденных после естественного зачатия или ЭКО, не было – все росли и развивались одинаково.
Эти данные исследователей важны для науки. Риски, которые выявили в связи с заморозкой эмбрионов и ЭКО, тревожно выглядят в статьях.
Но на самом деле они настолько малы, что сами ученые говорят о крайне незначительном повышении вероятности, о котором будущим родителям не стоит думать, потому что стресс может повлиять на мать и ребёнка сильнее, чем тысячные доли процента.
Эти данные исследователей важны для науки. Риски, которые выявили в связи с заморозкой эмбрионов и ЭКО, тревожно выглядят в статьях.
Но на самом деле они настолько малы, что сами ученые говорят о крайне незначительном повышении вероятности, о котором будущим родителям не стоит думать, потому что стресс может повлиять на мать и ребёнка сильнее, чем тысячные доли процента.