Скоро в школу! Документы собраны, школа выбрана, дорога известна. И даже понятно, с каким героем надо искать портфель — с Винкс или Трансформером, и вроде бы все ясно про школьную форму. Вот только воспитатель в детском саду жалуется, что ребёнок забывает стихи, невнимательно слушает на занятиях, а сборы в сад, из сада и подготовка ко сну может занимать до часа. Кажется, у дошкольника есть проблемы с памятью, вниманием, организованностью? Узнаем, как за оставшееся время помочь детям подготовить к школе не только портфель, но и познавательные процессы, необходимые для обучения.
Развиваем память
Если для детского сада ребёнку достаточно хорошего характера, то для школьных занятий мало быть добрым, послушным и слушать старших. Овладеть огромным объёмом знаний невозможно, если не развита память. Да и запомнить, где находится столовая, куда идти на пение и как зовут учителя по физкультуре, тоже важно.
Некоторые забывчивые дети заметны сразу: те же проблемы со стихами и песнями в детском саду, трудности с запоминанием событий, имен, а также, где что лежит дома. Других выявляют психологи при тестировании готовности к школе. Важно определить два фактора: влияет ли на память ребёнка его невнимательность, неорганизованность, или это неразвитость процесса запоминания, и каким именно образом дети лучше всего воспринимают действительность.
Об организованности и концентрации внимания мы рассказываем дальше, а вот тип восприятия будет влиять на то, как ребёнок станет лучше запоминать материал.
Оптимально для нашей системы образования иметь визуальное восприятие, способное перерабатывать материал в картинку. Это помогает не только запоминать данные, но и систематизировать их. Такие навыки надо развивать у всех детей вне зависимости от предпочитаемого восприятия.
Эффективно действует такой способ:
«Давай поиграем. Я тебе буду рассказывать коротенькие истории, а ты будешь запоминать и быстро рисовать к ним картинки. История первая: вчера был дождик, а сегодня светит солнце». Нарисуй это! А теперь повтори историю.»
На листе должны появиться две картинки: перечеркнутые капли и солнышко. Ребёнку надо помогать не увлекаться процессом рисования, а делать схематичные наброски. Первый важный момент: осознание, что «история» состоит из двух (в дальнейшем — от трех до семи частей).
Второй момент: повторение историй. «Вчера был дождик или шел дождик? Как я точно сказал? Сегодня светит солнце или солнышко?». Сопоставляя картинку и фразы, малыш должен повторять слова полностью.
Истории должны быть короткие, логичные, со знакомыми словами из 1-4 слогов. Если ребёнокв процессе находит варианты изображения, помогающие ему отличать «дождь» от «дождика», это надо активно приветствовать. И, конечно, не забывать: хотя это очень полезно для развития, но ведущая деятельность дошкольника — игровая, и малышу должно быть интересно. Активно хвалить, помогать и замечать малейший прогресс исключительно важно.
Обратный вариант игры: ребёнок рассказывает историю, взрослый рисует и повторяет. Это помогает не только освоить этапы запоминания, но и заставляет развиватся слуховую память. Сам сказал — сам должен запомнить и проверить напарника.
Одной игры «на память» в день достаточно, а по мере развития можно заменять рисунки мысленными представлениями, обсуждать, что и как можно было бы набросать на бумаге для лучшего запоминания.
Чтобы добиться улучшения памяти при заучивании стихов, стоит следовать двум правилам:
- добиваться полного понимания текста и развития сюжета (для начала надо брать упрощенные тексты, даже если это «Наша Таня громко плачет»). Для привлечения интереса хорошо использовать юмористические стихи, цитировать фразы оттуда, привлекать внимание, например, к шуточным «вредным советам» Григория Остера. Такие стихи можно также учить «по смыслу», не добиваясь точного запоминания, но обращая внимание ребёнка на ритм, особенности звучания, давая понять, почему автор выбрал такое слово, а не другое. Это осмысленный вариант запоминания, и он очень пригодится в школе;
- разбивать текст на части и учить понемножку, постепенно добавляя четверостишия к четверостишию.
Дети, внимание!
Произвольное внимание, как правило, не самая сильная сторона дошкольников, этому процессу еще придется развиваться и совершенствоваться. Но слушать учителя, а не птичку за окном, нужно будет уже в сентябре. И желательно концентрироваться в нужный момент на рисовании палочек, а не отковыривании щепок от парты.
Как добиться развития произвольного внимания? Тут помогают готовые или нарисованные пособия, в которых нужно уметь сравнить и проанализировать два образца на идентичность и найти ошибки. Например, линия с палочками и кружочками с разных сторон — это ветка с ягодами. Ее нарисовала Мальвина, чтобы научить Буратино писать. А Буратино сделал с ошибками, и их надо найти.
Хорошо помогают развивать внимание, причем как визуальное, так и произвольное, ведь в процессе поиска надо сесть и посмотреть на лист, а не в окошко, игры «найди 5 отличий на картинках». Для детей, которым пока сложно воспринимать что-либо на бумаге, хорошо работает игра, в которой на стол выставляются несколько (5-8) игрушек и предметов (ложка, морковка, машинка, вилка, лук, чашка с молоком), а когда ребёнок закрывает глаза, один предмет прячут. И надо понять — какой. Это и развитие памяти, и концентрация внимания. И можно заодно приготовить обед, убрав со стола морковку в суп.
Какой несобранный ребёнок!
Несобранные, неорганизованные дети доставляют массу проблем сначала родителям, а потом и самим себе. Неумение доводить дело до конца, попытки хвататься сразу за все портят жизнь и отметки даже самым интеллектуально развитым школьникам. Опоздания, потери учебников, сменки, двойки за забытое домашнее задание, масса проблем возникает на пустом месте.
Пока до школы еще есть время и ребёнок учится быть самостоятельным, можно начинать работать над этим навыком.
Постоянно напоминать, что надо «собраться», быстро все сделать, проявить внимание, — совершенно бесполезно и только невротизирует детей и раздражает взрослых.
Самый эффективный механизм — структуризация и автоматизация определенных действий. «Ты будешь строить дом из кубиков? Расскажи, как!». Добиваясь ответов: какие материалы нужны для дома, где они лежат, в каком месте будет стоять новое здание, — мы помогаем детям осваивать азы структуризации процесса. В будущем у такого ребёнка не возникнет вопросов «а как делать уроки» или «застревания» на процессе сбора портфеля. Все ясно: что откуда взять, куда положить, с чего начать делать домашнее задание — с проверки, что задано (или поиска дневника).
Второй этап: автоматизация отдельных участков. Ребёнок долго «копается» с утра? Надо вместе разобрать процесс сборов в детский сад, до мелочи: проснулся, встал, надел домашнее платье, умылся, почистил зубы, поел и т. п.
Хорошо сопровождать эти действия картинками, досками, где напротив каждого действия по выполнению надо прикреплять магнитик. Можно начать с простого этапа: возвращения с улицы (разделся, убрал одежду, помыл руки) и доходить до таких сложных моментов, как уборка игрушек в детской.
Подобные структуры отдельных этапов помогают детям заучить и выполнять необходимые действия, не затрачивая усилий на раздумье, что же дальше, а что уже сделано, и чем я вообще сейчас занимаюсь. Все четко и понятно.
Готовность к школе — это целый комплекс характеристик как ребёнка, так и его родителей. Пока еще есть время, стоит потратить его с пользой, обеспечив себе и будущему первокласснику значительное снижение уровня стрессов от нового вида деятельности.