Гиперактивность детей – мифы и реальность

Статью проверил кандидат медицинских наук, доцент
Филюк Александр Яковлевич

В настоящее время гиперактивность у детей не является редкостью. Ребёнок с нарушениями эмоциональной сферы испытывает сложности во время общения и обучения — ему трудно концентрировать внимание на чем-то одном, усидеть на месте, выполнять инструкции взрослых.

Несмотря на то, что описание синдрома гиперактивности является предельно ясным, зачастую родители подменяют ею детскую эмоциональность, подвижность, любопытство и неусидчивость. К чему нужно быть готовым матери и отцу, если специалисты диагностируют у ребёнка проявление гиперактивности? Каким мифам в данной области не стоит верить? Ответы на эти и другие вопросы можно получить из данной статьи.

Газированная минеральная вода при беременности: какая минералка помогает снять симптомы токсикоза?

От тошноты и токсикоза: что пить, чтобы чувствовать себя лучше?

Гиперактивный ребёнок — болен

Гиперактивный ребёнок — болен

Данный диагноз ребёнку может поставить только специалист, опираясь на физиологическое и психологическое исследование его состояния. Термин «гиперактивность» прочно вошел в обиход среди педагогов, учителей, родителей. Взрослые взяли привычку называть так каждого ребёнка, который обладает активностью, не любит выполнять задания, требующие волевых и интеллектуальных затрат. Такое отношение к детям является неправильным и приводит к следующим последствиям:

  • родители переживают за детское здоровье и тревожные мысли не позволяют им наблюдать, как ребёнок растет, развивается, взрослеет;
  • мать и отец перестают помогать ребёнку познавать окружающий мир. Вместо этого, они присматриваются к нему, стараются ограничивать активность;
  • родители ругают детей за то, что те ведут себя шумно или подвижно, и, вместо того, чтобы направлять их энергию в нужное русло, стараются привлечь к спокойным, но скучным и неинтересным занятиям;
  • ребёнок чувствует, что с ним что-то не так, потому что взрослые не принимают его природу такой, какая она есть. В результате такого отношения у детей может сформироваться отрицательное мнение о себе, низкая самооценка, слабый уровень адаптации к детскому коллективу.

Гиперактивность и синдром дефицита внимания имеют место, когда данный диагноз окончательно поставлен специалистом — неврологом. Он является достоверным и точным, в случае, если:

  • активность мышц ребёнка является избыточной — он никогда не сидит на месте;
  • у него нет интереса ни к одному из дел, которые когда-либо предлагали родители. Даже слишком активный ребёнок, без диагноза «гиперактивность», способен 5-10 минут заниматься делом, которое его по-настоящему увлекает. Гиперактивные дети физически не способны удерживать внимание такое количество времени;
  • он трудно поддается обучению, у него есть проблемы с памятью.

Родители должны показать ребёнка нескольким специалистам, прежде, чем диагностировать у него данное заболевание. Кроме этого, важно изучить наследственность — может быть, он является подвижным, будучи похожим на одного из родителей. Возможно, взрослые не приучили его выполнять интеллектуальные задания, и они ему просто неинтересны. Окружающий мир увлекает его намного сильнее, поэтому он не желает сосредотачивать внимание на буквах, цифрах, разгадывать ребусы и решать головоломки.

Следует задуматься над наличием у ребёнка гиперактивности, если в истории его рождения и раннего развития имели место следующие факторы:

  • наследственная предрасположенность;
  • кислородное голодание плода;
  • угроза выкидыша у матери;
  • переживание стресса женщиной во время беременности;
  • малый вес ребёнка после родов;
  • трудные, затяжные, стремительные роды;
  • неблагоприятные или опасные условия жизни малыша;
  • переживание психологической травмы в детском возрасте.

Чем скорее родители удостоверятся в том, что у ребёнка есть гиперактивность, тем лучше они смогут помочь ему: обратятся к специалисту и подберут лечение, позволяющее малышу или школьнику чувствовать себя лучше и быть спокойнее, получат рекомендации о том, как правильно общаться с ним, как воспитывать, что можно и что нельзя делать в семье.

Дети должны быть спокойными и послушными

Гиперактивность — это жизнь в постоянном движении и отсутствие контроля над собой. Прежде, чем диагностировать у детей гиперактивность, следует принять то, что ребёнок, развивающийся в соответствии со своей природой, должен быть активным и шумным.

Случай из практики

Родители привели на прием ребёнка — мальчика 5 лет — жалуясь на то, что он доставляет неудобства родственникам и педагогам в детском саду навязчивостью, постоянными вопросами, невнимательностью и непоседливым поведением. Родители поделились своими страхами о том, что они подозревают о наличии у ребёнка гиперактивности и синдрома дефицита внимания. В кабинет также завели старшую сестру мальчика — ей было 7 — и попросили ее тихонько посидеть на стуле. Диагностика и работа с маленьким клиентом оказалась предсказуемой и несложной: он подробно и развернуто отвечал на все вопросы, дополнял их собственными размышлениями, очень интересовался всем, что находится в психологическом кабинете. Мальчик не сидел на месте — его привлекали игрушки на полках и книги, пейзаж за окном «заставил» подойти поближе и рассмотреть все, что там находится. Психолог также очень заинтересовал ребёнка — мальчик спрашивал, сколько ему лет, есть ли у него дети, и во что он больше всего любит играть. Ребёнок, которого привели на прием, подозревая у него гиперактивность и дефицит внимания, вел себя абсолютно нормально и естественно — так, как положено малышу в пятилетнем возрасте. Большую тревогу вызывала его сестра: девочка сидела неподвижно на стуле, так, как ей и сказали, смотрела в одну точку напротив себя, иногда, медленно, двигала пальцами рук. Других движений она не совершала. Все в ней — от выражения лица до неподвижности  тела — свидетельствовало о внутренней «заморозке» чувств, запоздалых физических реакциях, психическом напряжении. В результате последующей работы, догадки о диагнозе девочки подтвердились — она имела серьезные эмоциональные нарушения, которые требовали неотложной психологической коррекции.

Помощь ребёнку и родителям

Помощь ребёнку и родителям

Не все подвижные дети — гиперактивные, а детское послушание и спокойствие совсем необязательно свидетельствует о психологической стабильности и правильном развитии.

Что следует делать взрослым, если они удостоверились в том, что ребёнок страдает гиперактивностью?

  • нельзя ругать его за подвижность и то, что он не в силах контролировать себя;
  • детей с малых лет нужно приучать к четкому распорядку дня;
  • хорошо, если гиперактивный ребёнок найдет такое занятие, которое будет вызывать у него искренний, продолжительный интерес;
  • не стоит отказываться от медикаментозного лечения, если врач настоятельно советует его;
  • психологическая коррекция детям с гиперактивностью помогает адаптироваться в обществе, научиться управлять собой.

Дети очень устают от своей чрезмерной подвижности. Что могут сделать родители, чтобы помогать им расслабляться?

  • научить правильно выражать эмоции, говорить о своих желаниях;
  • записать на массаж, занятия детской йогой;
  • научить отдыхать самостоятельно — с помощью мысленных образов, аудиосказок, медитаций;
  • ввести в жизнь ребёнка курс телесно-ориентированной терапии;
  • развивать мелкую моторику;
  • успокаивать, но не ругать во время истерики;
  • учить ждать своей очереди, соблюдать правила игры.

Использованы фотоматериалы Shutterstock

Читайте далее

Центр управления здоровьем: современный подход

Газированная минеральная вода при беременности: какая минералка помогает снять симптомы токсикоза?

От тошноты и токсикоза: что пить, чтобы чувствовать себя лучше?

Девайсы для домашнего ухода за кожей: дома как в салоне красоты

Хотите самостоятельно поддерживать молодость и красоту? Есть домашние девайсы, которые помогут в этом.

Лифтинг-сыворотка с электролитами: что это и кому нужно

Лифтинг-сыворотка с электролитами может стать важной частью вашего антивозрастного ухода. Что это за косметика и кому она нужна?

Как правильно выбирать гели для микротоков

Специальный гель для микротоков делает лифтинг-процедуру ещё более эффективной. Как правильно выбрать проводящий гель для микротоков?

На ночь глядя: лучшие средства для ухода перед сном

Регулярно ухаживаете за собой? Узнайте, какую косметику рекомендуется использовать перед сном.
Опубликовано 25.09.2018 17:15, обновлено 17.04.2020 18:25
Рейтинг статьи:
4,7

Использованные источники

Клиническая неврология / Никифоров А.С., Гусев Е.И. 2007
Детские болезни / Под ред. Баранова А.А. 2012

Читайте также

Лечение гиперактивности у детей
Гиперактивность мешает ребенку адаптироваться в социуме. Лечение состоит из ряда мероприятий и правил, соблюдение которых дает устойчивый эффект.
Гиперактивный ребенок: рекомендации родителям, лечение
Проблемы СДВГ: возраст первых признаков, особенности проявления, лечение гиперактивности.
Малыш–катастрофа: как справиться с гиперактивностью детей?
Дети слишком активны и их сложно уговорить посидеть спокойно? Возможно, это гиперактивность. Что делать в этой ситуации?
Телесноориентированные упражнения для детей с гиперактивностью
Гиперактивные дети – активные, подвижные, неусидчивые. Существуют упражнения, которые через физическое расслабление помогают детям снизить психическое напряжение и расслабиться.
Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей
Ребенку поставили диагноз СДВГ? Воспользуйтесь нашими рекомендациями для родителей и выполняйте с ребенком специальный комплекс упражнений.
Гиперактивные дети: проблемы родителей или врачей?
Последние годы ознаменовались возникновением у детей проблем с вниманием и гиперактивностью, мешающей обучению в школе.