Психология цвета начала развиваться относительно недавно. Но влияние разных цветов на человека люди замечали еще в древние времена, наделяя цвета солнечного спектра особенным смыслом. Правда, в различных культурах один и тот же цвет мог символизировать разные чувства и явления, но очень часто эта символика совпадала.
По мере развития науки появились данные о том, что цвет обладает не только психологическим, но и вполне ощутимым действием на физиологическом уровне. Это воздействие можно зафиксировать и измерить.
Мифы о болезнях печени: об этом не скажут с экранов телевизора
Многие думают, что у них есть проблемы с печенью, однако в действительности с ними сталкиваются единицы. Пройдите простой тест и проверьте здоровье вашей печениВоздействие цвета на организм человека
Ощущение цвета вызывают световые волны различной длины. Вступая во взаимодействие со структурами глаза, эти волны создают нейронные импульсы, которые вызывают возбуждение определенных участков мозга. В свою очередь, мозг посылает импульсы в периферическую нервную систему.
Под действием красного цвета происходит повышение АД, увеличивается частота сердечных сокращений и дыхания, возникает ощущение тепла. Синий цвет, напротив, успокаивает: артериальное давление становится ниже, снижается и уровень стресса, зато повышается сила и выносливость.
На эмоциональном уровне действие цветов зависит от культурной среды, в которой воспитывался человек, но общие тенденции прослеживаются.
Цвет и эмоции
Психология цветов успешно применяется в самых разных сферах человеческой деятельности, причем нередко люди делают это интуитивно, не осознавая причин своего выбора.
Почему скромная целомудренная девушка не наденет на вечеринку огненно-алое платье? Потому что это цвет соблазнения, энергии, вызова, агрессии, и одновременно — созидающей силы любви и страсти. Красный цвет будет преобладать в оформлении спальни активного человека, красный цвет предпочитают доминантные личности, холерики и экстраверты. Если оформить в красных тонах столовую, это вызовет повышение аппетита. Поэтому, если нужно начать борьбу с ожирением и сесть на диету — лучше сначала изменить интерьер возбуждающе красной столовой или кухни на более спокойные и холодные тона.
Желтый цвет беспокоит. В разных культурах он считается символом обмана и измены, но одновременно — это цвет богатства, урожая, золота, цвет солнца и достатка. Это самый заметный цвет из всего спектра, поэтому его, наряду с красным, применяют там, где нужно привлечь внимание.
Синие и голубые тона успокаивают. Замечено, что в помещениях, где преобладают оттенки голубого светло-синего цвета, производительность труда выше, а переговоры более результативны.
Зеленый — цвет здоровья, спокойствия, надежды и безопасности, символ природы. В светло-зеленых тонах оформляют помещения, предназначенные для детей и медицинские учреждения.
Фиолетовый цвет угнетает и вызывает усталость и ощущение тяжести. Фиолетовый чемодан покажется тяжелее светло-желтого при одинаковом весе.
Белый цвет, включающий в себя все цвета спектра, воспринимается как символ чистоты, пустоты, открытости, правды, законности. У некоторых народов белый цвет символизирует радость и свет, у других это символ смерти и скорби.
Черный цвет обладает угнетающим действием. Он тяжелый, мрачный, таинственный и неприступный, поглощающий, закрывающий. Черный цвет и психология человека обычно связаны понятием смерти, траура, беды. Но в одежде черный цвет используется очень часто и любим многими. Это связано с тем, что черный цвет визуально стройнит. Не зря Коко Шанель создала концепцию «маленького черного платья», в котором любая женщина выглядит изящно.
Соединение белого и черного дает серый цвет — ровный, безликий, неподвижный. Его предпочитают люди, находящиеся в состоянии депрессии, стремящиеся избежать внимания со стороны окружающих, неуверенные в себе.
Цвет влияет и на восприятие звуков. Красный, оранжевый и ярко-желтый не зря называются «кричащими» — они активизируют центр слухового восприятия, и все звуки в окружении этих цветов кажутся более громкими. Синие тона, напротив, тормозят деятельность слухового центра. Именно поэтому общественные места, где бывает много народу и необходимо уменьшить влияние шума на нервную систему людей, оформляют в светло-синих и голубых тонах.