Основные средства развития речи у детей дошкольного возраста

Любые родители мечтают о том, чтобы ребёнок быстрее научился говорить. И помочь ускорить этот процесс могут основные средства развития речи детей дошкольного возраста. Что это такое? Как правильно заниматься с ребёнком? Какие упражнения можно делать?

Основные средства развития речи

Основные средства развития речи

Речь сопровождает все виды деятельности ребёнка. Поэтому от качества речи и умения ей пользоваться зависит принятие ребёнка сверстниками, успешность его в коллективе и во всех видах деятельности.

Развивать речь надо с самого рождения. Взрослым следует чаще разговаривать с ребёнком, описывать свои действия, предметы, которые его окружают, называть цвета, имена. Конечно, надо читать стихи, потешки, сказки. Когда ребёнок начнет разговаривать, учить с ним короткие стихи, петь простые песни. При этом все проговаривать четко и правильно. То есть, разговор со взрослыми, с родителями и есть первое и основное средство развития речи.

Еще одно средство развития речи ребёнка — общение с воспитателем, специальные занятия, например, уроки раннего развития. На протяжении нескольких часов практически ежедневно ребёнок находится в детском саду и слушает воспитателя. Поэтому речь воспитателя или преподавателя оказывает большое влияние на ребёнка. Наиболее благоприятной средой является понятная и содержательная речь, спокойный тон.

Ученые из Новосибирска (журнал «Язык и культура») утверждают, что основная роль в развитии речи и наращивании словарного запаса у детей принадлежит родным ребёнка и воспитателям, то есть тем, с кем малыши проводят большую часть времени. Так что необходимо следить и за своей речью, ее образностью, грамматикой, богатством выражений.

Трудно переоценить влияние на развитие речи художественной литературы. С помощью сказок, стихов, рассказов дети учатся ощущать образность и красоту родного языка, пытаются воссоздать отдельные слова и фразы. Художественная литература развивает воображение и мышление ребёнка. И это еще одно средство развития речи дошкольника.

Различные виды искусства тоже способствуют развитию речи ребёнка. Рисование, музыка, театральные постановки являются помощниками для становления речи. Они требуют от ребёнка отдачи, вызывают желание поделиться эмоциями. Поэтому ребёнку приходится подбирать слова, составлять предложения.

Что поможет ускорить процесс?

Чтобы ребёнок быстрее начал говорить, следует развивать мелкую моторику. Можно собирать пазлы или конструктор, рисовать пальчиковыми красками, лепить, вырезать из бумаги.

Дыхательные упражнения тоже очень полезны, ведь для правильной артикуляции ребёнку надо научиться проговаривать слова на выдохе. То есть, управлять мышцами губ, силой голоса. Для этого можно использовать различные игры. Например, сдуть бумажную снежинку с ладони или сделать лодочку из бумаги, опустить ее в емкость с водой и предложить ребёнку дуть на кораблик, направляя его.

Улучшить управляемость мышц языка и губ поможет артикуляционная гимнастика. Самые простые упражнения — вытягивать губы в трубочку и проговаривать букву «о», или просто облизывать губы языком, или доставать языком до щек и носа.

Любой ребёнок обожает играть. Стоит использовать это для развития речи. Чаще играть с ребёнком в подвижные игры со звуковым сопровождением. Это игры, в которых надо бегать или танцевать и при этом петь короткую песню или проговаривать стихи. И, конечно, надо чаще разговаривать с ребёнком. Обсуждать прочитанные книги, как прошел день, что нового ребёнок узнал. И делать это регулярно.

Использованы фотоматериалы Shutterstock

Читайте далее

Болезни, возможные в поезде: профилактика ОРВИ и инфекций

Чтобы долгожданный отпуск с поездками на море или путешествиями за границу не омрачили различные болезни, нужно знать их причины.
Опубликовано 02.12.2020 20:59
Рейтинг статьи:
4,0

Использованные источники

Методика развития речи детей дошкольного возраста / Федоренко Л. П., Фомичева Г. А., Лотарев В. К. и др. 1984
Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / Алексеева М.М., Яшина В.И. 2000
Развитие речи и воображения / Гуреева И. В. 2010
Роль речи воспитателя в развитии речи детей / Серых Е. М., Серкина В. И., Шестакова Л. Ю. // Язык и культура 2014

Читайте также

Не правша и не левша: амбидекстрия у ребенка – это хорошо или плохо?
Что надо знать о двурукости: бонусы и минусы, особенности и опасности амбидекстрии.
Развитие ребенка в 6 месяцев: что пора уметь?
Что пора уметь малышу после полугода: основные навыки и умения.
Детские рисунки на тему ЗОЖ: закрепляем полученные знания
Ребенку задали нарисовать рисунок на тему ЗОЖ? Это отличная возможность для формирования нужных навыков.
Как разговорить ребенка: новые методы речевой терапии при аутизме и ЗРР
Ученые: методика PRT помогает стимулировать и развивать речь лучше, чем все остальные.
Такой разный пубертат: мифы и правда про половое созревание
Что родителям нужно знать о половом созревании детей: новые тенденции, заблуждения и советы.
Не готов к школе: эксперты о детях, которые начинают учиться слишком рано
Особые проблемы самых маленьких в классе: СДВГ, УО, депрессии. Простые тесты готовности к школе.