В течение первого года жизни ребёнок интенсивно растет и развивается. Этот процесс требует постоянного контроля со стороны родителей. Все изменения, происходящие с малышом, необходимо внимательно отслеживать, чтобы в случае отставания физического и психического развития ребёнка своевременно принять меры.
Малыши до года меняются очень быстро. Помимо стремительных физических изменений, развиваются восприятие, моторика, познавательные функции, закладываются основы речевых и социальных навыков. И, хотя каждому младенцу присущ индивидуальный темп формирования навыков и умений, тем не менее существуют общие нормы развития малышей до года.
Тестирование малышей от рождения до одного года
С помощью простых тестов родители могут установить, насколько текущий уровень развития их ребёнка соответствует параметрам, типичным для детей его возраста. Систематическое тестирование поможет своевременно выявить области, в которых имеются задержки развития, будь то речевая коммуникация, внимание, уровень возбуждения, психомоторные навыки или эмоциональная сфера.
На первом месяце жизни рекомендуется оценивать психическое развитие ребёнка следующим образом:
- Прикоснитесь пальцем к щечке младенца. Он должен повернуть голову, приоткрыть рот или произвести сосательные движения. Иногда, чтобы добиться реакции, приходится повторять прикосновения несколько раз.
- В момент, когда малыш беспокоится, встряхните погремушку. Кроха должна затихнуть и прислушаться.
- Проверьте, захватывает ли ребёнок палец, который прикасается к его ладошке. Он должен схватить его сразу же и не отпускать.
- Высоко поднимите плачущего ребёнка и наклоните так, чтобы угол к горизонтали составлял примерно сорок пять градусов. Он должен затихнуть в момент подъема или сразу после смены положения.
- Поместите младенца в затемненную область, включите фонарик, расположив его в метре от ребёнка. Взгляд малыша должен фокусироваться на свете в течение 2-3 секунд.
- К началу пятой недели жизни, а иногда и раньше, малыш уже способен улыбаться. Лежа на животе, он пытается поднимать голову.
Тестирование на втором месяце жизни:
- Встряхните погремушку, оставаясь для ребёнка вне пределов видимости. Он должен повернуться в сторону звука.
- Непохожие звуки — свист, скрежет, стук — должны вызывать разную реакцию ребёнка: неудовольствие, сосредоточение, возбуждение.
- Подвесьте красный предмет на веревочку и перемещайте его вверх-вниз и по кругу. Глаза малыша должны двигаться вслед за ним.
- Кроха осознанно улыбается взрослому, когда тот тормошит его, улыбается или разговаривает. Беспокоящийся ребёнок замолкает, если слышит, что мама заговорила с ним. При лежании на животе он уже хорошо держит голову.
Третий месяц:
- Удерживайте игрушку низко над ребёнком. Случайно задев ее, он должен ненадолго замереть.
- Кроха замечает и рассматривает яркие предметы, фокусирует на них взгляд дольше, чем на невзрачных объектах. Если пронести мимо малыша игрушку, он несколько секунд продолжает смотреть в ту сторону, куда она исчезла.
- Лежащий на животе младенец опирается о поверхность ножками и предплечьями, приподнимает туловище.
Четвертый месяц:
- Потрясите погремушкой снизу от кроватки и покажите малышу другую игрушку так, чтобы ему пришлось поворачивать к ней головку. Ребёнок должен вертеть головой то к направлению звука, то к игрушке и в конце концов повернуться к игрушке.
- Поговорите с ребёнком немного. При резком прекращении разговора он будет смотреть в вашу сторону, тянуться, плакать и т. п.
- Если ребёнка пытаются взять на руки, он оживляется и напрягается.
На пятом месяце жизни:
- Младенец долго рассматривает предметы, особенно яркие. Уверенно хватает погремушку.
- Ребёнок отличает близких людей от чужих, ласковый тон голоса от строгого. Активно гулит. Старается сесть, а при лежании на животе выпрямляет руки и опирается на ладошки.
- Накройте голову лежащего на спине малыша пеленкой — он сможет самостоятельно стянуть ее с лица.
Шестой месяц:
- Ребёнок поднимает выроненные игрушки и не отдает свои игрушки взрослому, если тот пытается их отнять.
- Кроха умеет переворачиваться на спину, пытается подползать к интересным предметам, умеет есть с ложки.
- Оживляется при звуках своего имени. Появляется первый лепет.
На седьмом месяце жизни:
- Если родитель находится рядом, но делает вид, что не замечает малыша, тот пытается привлечь к себе внимание: тянется, лепечет.
- Карапуз уже активно ползает, встает на колени. Может сбросить с головы пеленку, лежа на животе.
- Поинтересуйтесь у малыша, где находится определенный предмет (вещь должна быть хорошо знакома ребёнку и занимать конкретное место в квартире). Ребёнок будет искать предмет взглядом и в конце концов найдет его в положенном месте.
Восьмимесячный младенец:
- Долго играет, выполняя с игрушками разнообразные манипуляции: хватает, бросает, катает, открывает и т. д. Пытается отнимать игрушки у взрослых.
- По просьбе машет рукой, хлопает в ладоши. Делает попытки ходить.
- Отчетливо произносит слоги.
На 9-10 месяце жизни:
- Ребёнок активно подражает жестам и действиям других людей, умеет выполнять просьбы: дай, сядь, лежи и т. п. Отыскивает предметы.
- Откликается на свое имя и знает имена близких людей. Называет хорошо знакомые объекты (предметы, люди, животные) строго определенными, чаще односложными, словами.
- Поднимается и стоит, не держась за опору. Может самостоятельно, с поддержкой за перила, подняться или спуститься по невысокой лестнице.
На 11-12 месяце жизни:
- Ребёнок начинает демонстрировать способность к обобщению: отличает куклы от машинок, машинки от животных и т. д.
- Малыши к концу первого года жизни умеют нанизывать кольца от пирамидки и ставить кубики друг на друга, пытаются играть в сюжетно-ролевые игры: кормят плюшевых зверят, укладывают спать кукол и т. п.
- Годовалые дети различают квадратные и круглые игрушки, правильно указывают на части тела, реагируют на запреты и просьбы, могут использовать бытовые предметы (чашка, расческа, ложка) по их прямому назначению.
Психическое развитие ребёнка до года
Нервно-психическое развитие детей от рождения до года протекает одновременно в нескольких сферах: сенсорное восприятие, грубая и тонкая моторика, эмоции, речевая коммуникация. Чтобы малыш учился контролировать свое тело и свободно овладевал моторными навыками, не следует его туго пеленать или иным образом ограничивать движения. Дефицит двигательной активности может вызвать задержку психомоторного развития. С трехмесячного возраста можно начинать тренировать мелкую моторику рук. Сначала это может быть массаж кистей, затем простые игры с разгибанием и сгибанием пальчиков. Во втором полугодии малышу будут очень интересны всевозможные манипуляции с предметами. Нужно поощрять его интерес, предлагать ему пирамидки, кубики, мячики, коробочки с крышками и т. д.
Еще быстрее, чем телесные движения, у новорожденных развиваются зрение и слух. Родителям необходимо учитывать, что малыши до года остро нуждаются в чувственных впечатлениях. Младенцам нравится изучать незнакомые вещи, щупать их, пробовать на вкус. С первых месяцев новорожденный активно реагирует на звуки, движущиеся объекты, яркие предметы. Мамам и папам нужно как можно чаще предлагать малышу новые игрушки, играть с ним, знакомить с разнообразными предметами, включать музыку. Чем более разнообразна среда, в которой пребывает ребёнок, тем интенсивнее протекает его психическое развитие.
Начиная с трехмесячного возраста карапуз все больше нуждается в общении со взрослыми. Но эмоциональный контакт родителей с малышом устанавливается еще раньше. Для новорожденного младенца очень важны нежные прикосновения и ласковый тон голоса. Со второго месяца ребёнок уже способен отреагировать улыбкой и общим оживлением на приятные действия со стороны близкого человека. Ребёнок учится выражать эмоции, копируя мимику, жесты и интонации мамы и папы. Чем насыщеннее и доброжелательнее общение малыша с родителями, тем быстрее сформируются нужные умения и навыки в эмоциональной и речевой сферах ребёнка.
Упражнения для стимуляции развития малышей до года
Психическое развитие ребёнка можно стимулировать простыми действиями и упражнениями:
- Над кроваткой новорожденного — на высоте пятидесяти сантиметров от глаз младенца — нужно подвесить 3-4 разноцветные игрушки. Начиная с двух месяцев их следует время от времени менять, подбирая отличающиеся по форме и цвету.
- Комнату малыша, включая потолок, лучше окрасить в яркие цвета.
- Для развития зрительного восприятия новорожденного старше десяти дней подвесьте яркую игрушку на веревочку и поместите ее над лицом малыша. Слегка покачайте ею из стороны в сторону. Позже можно двигать игрушкой также вверх-вниз и вперед-назад. Повторяйте это упражнение дважды в день по две минуты.
- Возьмите колокольчик и держите его на расстоянии 60 сантиметров от груди малыша, но так, чтобы он вас не видел. Позвоните, подождите пока звук затихнет, снова позвоните.
- Давайте ребёнку в руки разнообразные предметы. Пусть он ощупывает и рассматривает их. Повторите несколько раз название предмета, назовите его цвет и форму. Поощряйте манипуляции с предметами: хватание, бросание, открывание крышек, складывание кубиков в коробку и т. д.
С малышом можно не просто разговаривать, а развлекать его короткими шуточными стишками и потешками. Такое общение полезно для психоэмоционального развития ребёнка. Не стоит слишком заботиться о содержании потешек. Малыши до года больше реагируют на ритмичность, звучность и интонацию.