Самые демократичные школы: ученики решают все

Статью проверил доктор медицинских наук
Голубев Михаил Аркадьевич

Представьте себе школу, в которой «день самоуправления» длится годами. Где ученики имеют равные права с учителями, администрацией и даже директором. Где школьники могут даже нанимать или увольнять педагогов без учета их мнения и заслуг.

А теперь представьте себе, что даже первоклашки могут сами выбирать, какие предметы им изучать, как долго, когда начинать и когда заканчивать (или бросать на полпути). Будет ли работать такая система? MedAboutMe рассказывает о демократическом школьном образовании.

Демократия и анархия как образовательные методики

Демократия и анархия как образовательные методики

Всего существует три типа школ «свободного» образования: Саммерхилл в Великобритании, школы Садбери по названию долины Садбери, США, и анархистские свободные школы.

Анархистские свободные школы сегодня присутствуют только в исторических фактах. Созданные на волне реформ образования XIX века в США и Испании, они прославились не только развитием свободы мышления у детей, но и радикальными актами взрослых, получавших образование на вечерних курсах в этих школах.

Взрывы на улицах, бомбы, брошенные во время королевского шествия, попытки покушения на Рокфеллер и его жену привели к полицейским расследованиям, после которых заведения были закрыты. Однако идеи Франческо Феррара, сенатора Италии и идейного основателя свободной школы, частично используются в системе образования и сегодня. Например, это его мысль — разрешать детям не сидеть за партой, что улучшает процесс усвоения знаний.

Демократические школы двух типов несколько различаются по философии, методикам. В целом они ближе к идеям домашнего и внешкольного образования, нежели к классическим школам. Именно как противопоставление традиционному обучению они и были созданы.

Саммерхилл — старейшая демократическая школа

Школа Саммерхилл была основана еще в 1921 году в Саффолке, Великобритания, примерно в 120 км от Лондона. Сегодня здесь обучаются около сотни школьников, причем половина из них — иностранцы, дети из Германии, Франции, Швейцарии и азиатских стран.

Удивительно, но факт: в отличие от анархистских школ Саммерхилл за почти век существования не претерпел особых изменений. Хотя в начале 2000-х инспекция по образованию признала получаемые детьми в школе свободы излишними, и администрации пришлось несколько переработать правила, включив в школьный совет и взрослых представителей с правом голоса. Но в целом все также преследуются цели «воспитания свободой», по выражению основателя школы А. Нила.

Александр Нил, писатель

Предназначение каждого ребёнка — прожить свою жизнь, собственную, а не ту, к которой готовят его родители, и не ту, которую предполагает педагог, уверенный, что знает все лучше.

Основа философии Нила — вера в то, что ребёнок умен и ориентируется на действительность. Если на него не оказывать давления, он сам будет развиваться настолько, насколько это возможно в каждом конкретном случае. А личная свобода — это гарант счастья, залога гармонично развитой личности. Эмоциональное развитие, по мнению основателя Саммерхилла, намного важнее интеллектуального. В первой демократической школе преобладает комфорт и отсутствует давление, зато изучаются принципы самоуправления, равенства, а также немало трудовых дисциплин. Самое главное — научить человека мыслить, в таком случае он сам успешно наполнит свою голову знаниями.

Саммерхилл — школа-пансион, где дети живут и учатся. При кажущейся анархии есть строгие правила, например, время подъема с кровати и одевания ограничено, при опоздании в класс — штраф: 10% от карманных денег или полчаса общественных работ. Расписание отбоя зависит от возраста. В старших классах отбоя нет, но тихий час начинается в 10.30, и шуметь в это время также грозит штрафом.

Начало занятий в 9. Ученики разделяются на три группы по возрастам, от 5 до 18 лет. Для малышей преподаватель оргаинизует активность по общему запросу ( в которой можно и не участвовать), старшеклассники выбирают себе тему занятия самостоятельно. Во время пребывания в классах нельзя мешать другим учиться, смотреть телевизор и пользоваться электронными девайсами, если этого не требует процесс обучения.

В целом ученикам стараются дать базовое образование, соответствующее стандартам. Но насколько они преуспеют в этом, зависит от личного выбора. При этом успешность выпускников подчеркивается количеством студентов вузов: В Саммерхилле он выше, чем средний по стране.

В Саммерхилле не путают самоуправление, вседозволенность и анархию. Большие права означают и большую ответственность. Ученики понимают, что без учителей образование не получить, и увольнять всех педагогов никто не хочет. Зато выдвинуть кандидатуру для зачисления в штат нового преподавателя вполне можно.

Школы Садберри

Школа Садбери — самый известный американский пример демократической школы. На территории США есть таких 35 школ, и еще одна находится в Сиднее, Австралия. Первая школа Садбери была основана в 1968 году после того, как группа родителей и экспертов в области образования решила создать школу, в которой основное внимание уделялось бы детям, их личным предпочтениям.

Эти школы, как и все частные, финансируются за счет частных сборов и федерального бюджета. Стоимость обучения выше, чем в обычных школах (в большинстве своем бесплатных), но примерно в два раза ниже, чем в средней частной школе. Ученики, посещающие школы Садберри, не подвергаются тестированию, и практически никогда не сталкиваются с ситуациями, когда их знания и умения кем-то проверяются. Педагоги (которые могут не иметь педагогического образования) для общего понимания динамики по каждому ученику пытаются сопоставить его темпы с национальной учебной программой. Однако не путем тестов, а изучая то, чем интересуются в данный момент ребёнок и насколько глубоко он «погружается» в предмет. И эти результаты изучения прогресса ученика ни на что не влияют.

Что доступно школьникам-демократам?

Что доступно школьникам-демократам?

Чтобы полностью понять, как устроены школы полной демократии, нужно осознать основную идею: никто никого не контролирует. Ребёнок или подросток, а в такие школы принимают в любом возрасте, от 4 до 18 лет, имеет право сам решать, когда куда пойти и чем заниматься.

Комментарий эксперта
Фрея Саржен, пропагандист анскулинга и выпускница демократической школы

Большинство родителей переживают, что дети просто ничего не будут делать. И да, какое-то время может быть и так, но мы, люди — особый вид, обладающий любопытством и врожденной потребностью учиться. Люди могут сидеть без дела какое-то время, но потом им становится скучно и хочется заняться чем-нибудь.

На врожденном любопытстве и потребности что-то делать и изучать основан весь процесс образования. Ребёнок будет заниматься тем, что ему интересно, и постепенно увлекаться знаниями в той области, которая его наиболее интересует.

Личный опыт
Бен Локк, студент Гарварда, выпускник школы Садберри

Я попал в школу Садберри тинейджером, после буллинга и изоляции в обычной школе. Я уверен, что во время этого решения никто в семье, и я в том числе, не понимал, во что я ввязываюсь.

Почти весь первый год я играл в компьютер. Потом я нашел музыкальную комнату в том же коридоре. Постепенно я стал чувствовать себя достаточно уверенно, чтобы общаться со сверстниками.

Общение в школе Садберри в корне отличается от обычных школ. Нет никакого разделения по возрасту, ограничений. Мы разговаривали на огромное количество различных тем, от непристойных до философских.

Сейчас я изучаю нейробиологию в Гарварде, этот интерес появился после стремления понять, как музыка трансформируется при переходе из одной культуры в другую.

Попав в школу, любой сторонний наблюдатель решит, что сейчас — перемена. Ученики могут находиться на улице, играя в баскетбол или разучивая песни под гитару, болтать в коридоре, читать книги на подоконнике. Нет никаких учебных правил. Есть правила поведения, например:

  • не шуметь в «тихих» комнатах;
  • не портить оборудование и имущество школы;
  • не употреблять наркотики;
  • не относиться к кому-либо оскорбительно, унижать любым способом и т. п.

За исполнением правил следит Юридический комитет, избранный из учеников и сотрудников. Сотрудников в школе, к слову, примерно в 20 раз меньше, чем учеников, и права у всех равны. Один человек, не важно, 4 года ему или 60, — 1 голос. На еженедельном школьном собрании можно проголосовать за школьные правила, утвердить список необходимых школе покупок, выдвинуть инициативу по организации школьного курса с изучением нового предмета и т. д. А раз в год тайным голосованием дети поддерживают или прекращают контракт педагогов со школой. И да, четырехлетние «самоуправленцы» тоже в нем участвуют.

Школа организует все необходимое для стимуляции изучения и исследования: есть оборудование, различные специальные комнаты: компьютерная, игровая, кухня, музыкальный кабинет, исследовательские лаборатории, комната искусств, столярная мастерская. Если чего-то не хватает, ученик обращается в школьный комитет с просьбой выделить средства на закупку или же зарабатывает деньги сам, например, продажей поделок или съестного в школе.

Классы и разделение по возрастам отсутствуют. Наиболее важный ресурс — общение учащихся, ученики имеют возможность видеть, что делают другие, слышать разговоры, участвовать в обсуждениях с младшими или старшими школьниками. Игры помогают малышам учиться. Так, самые маленькие обучаются читать, играя вместе со старшими в компьютерные, настольные игры с буквами или словами, и учатся, не осознавая, что это — изучение алфавита, слогов, букв.

Ни проверок, ни контрольных, ни расписания в школе нет. Ученик свободен в своих действиях, пока соблюдает общие правила поведения.

Отсутствие организованного образовательного процесса: плюсы и минусы

Отсутствие организованного образовательного процесса: плюсы и минусы

К плюсам, несмотря на кажущуюся хаотичность обучения, относят его результаты. Согласно исследованиям, выпускники таких школ позитивнее относятся к процессу обучения, больше учатся сами в сравнении со сверстниками, имеют более высокую самооценку и в 80% поступают в колледжи после окончания школы (и заканчивают его). В среднем по США количество желающих продолжить образование после школ — 69%. Хотя многие выпускники демократических школ, как и те, кто находился на домашнем обучении, сталкиваются с проблемой прохождения стандартизированных тестов, особенно итогового SAT, аналога ЕГЭ.

Личный опыт
Выпускница школы Садберри, 24 года, США

Школа помогла мне стать независимой и самой решать, чего я хочу. И добиваться целей. Некоторые предметы давались мне очень нелегко, например, правописание и математика. Я совершенно не умела сдавать тесты, не знала, что это.

Отметки по математике и английскому в моем тесте SAT были ужасны, я к ним не готовилась совсем. Решила сдать из любопытства, потому что в первый раз мне собирались выставить какие-то отметки. Но именно математика и английский были моими слабыми местами. И по результатам казалось, что поступление в колледж — за пределами моих возможностей.

Однако в Садберри я научилась высказывать, обосновывать свою точку зрения и заставлять окружающих ее услышать. Это мне и помогло поступить туда, куда я хотела, после собеседования с деканом. Теперь я дипломированный юрист со специализацией на криминальном праве.

Комментарий эксперта
Екатерина Валова, психолог

Демократическая система образования, также, как и любая другая, подходит не каждому ребёнку. Сама идея развития детей через самомотивацию и самоопределение прекрасна, но, например, с излишне импульсивными детьми она не сработает, или же период адаптации к бесконтрольному процессу затянется на долгие годы.

Второй важный момент: выпускники не умеют делать то, что не хочется, их к этому не приучали. И для это может быть проблемой при получении последующего образования: как заставить себя для получения желанной профессии учить логарифмы, если в школе и близко не подходил к таблице умножения? Для такого уровня самодисциплины нужна высокая мотивация и вера в свои силы. Хорошо, что именно такую базу демократические школы и стараются дать детям. Плохо, что срабатывает этот принцип не со всеми.

Использованы фотоматериалы Shutterstock

Читайте далее

Болезни, возможные в поезде: профилактика ОРВИ и инфекций

Чтобы долгожданный отпуск с поездками на море или путешествиями за границу не омрачили различные болезни, нужно знать их причины.

Стирка детской одежды без опасности развития аллергии

При стирке детских вещей, особенно если это дети раннего возраста, необходимо соблюдение ряда правил, защищающих от аллергии.

Метабиотики являются помощниками исключительно желудочно-кишечного тракта или всего организма?

Как микробиота кишечника, начиная формироваться еще во время внутриутробного развития, изменяется в течение всей жизни, стараясь адаптироваться к воздействующим на нее факторам: подробно об этом в статье MedAboutMe
Опубликовано 24.03.2018 12:49, обновлено 17.04.2020 18:35
Рейтинг статьи:
4,3

Читайте также

Швейцарские часы, банки и школы как гарантия высшего качества
Система среднего образования Швейцарии: в каждом регионе – свой язык и своя школьная программа. Какие школы заканчивают лауреаты премии Нобеля?
Популярные мифы об обучении ребенка в школе
Говоря об обучении ребенка в школе, родители сталкиваются с множеством мифов. Некоторые из них могут мешать образовательному процессу. В какие мифы нужно перестать верить?
Как привить ребенку любовь к школе?
Любовь к школе у ребенка – предел мечтаний многих родителей. Можно ли сделать так, чтобы ребенок любил ходить в школу и делать уроки? Или такая любовь – миф?
Школьники Италии: 110 баллов из 100 и никакой литературы
Система школьного образования в Италии: как и чему учат маленьких итальянцев? Государственные и частные школы, особенности программ и экзаменов.
Чем занять ребенка в свободное от школы время
Как нужно отдыхать ребенку? Сколько времени? Когда лучше всего делать уроки и обязанности по дому?
Школы в США: демократия с 12 лет, развлечения — постоянно
Обучение через развлечение, сочетание диктатуры и демократии и как корзина для бумаг помогает учить французский: система школьного образования США.