У детей 100 языков: 6 правил учителя в реджио-педагогике

Статью проверил доктор медицинских наук
Голубев Михаил Аркадьевич

Реджио-педагогика, направление, недавно проникшее в Россию, зародилось в середине прошлого века в итальянском городке Реджио Эмилия. Профессиональный учитель Лорис Малагуцци, основываясь на идеях Жана Пиаже, Марии Монтессори, Льва Выготского, создал свою систему дошкольного образования. Главными принципами стали превосходство проектно-исследовательской деятельности над «насаждением» знаний, методика обучения через изучение окружающей среды, обилие творчества, а также уважение ребёнка и сотрудничество с ним вместо менторства и дисциплины. «У детей сто языков», благодаря которым они себя выражают, а значит, задача педагога — найти все возможности проявить детские таланты и способности.

Уважать детей и поддерживать контакт глаз

Главное в данном направлении педагогики: не принижать воспитанников во всех смыслах. Ребёнок — часть коллектива, и он также значим, как другие дети и учитель. Это определяет весь стиль общения, в том числе невербальную его часть: контакт глаз. Как часто учитель или воспитатель смотрят подопечному в глаза при разговоре, находясь с ним на одном уровне? Что видят дети, заглядывающие в лицо педагогу снизу вверх?

Быть на одном уровне физически — очень важно, по мнению Л. Малагуцци. Поэтому, общаясь с воспитанниками, надо располагаться так, чтобы не затруднять им контакт глаз, не нависать над ними: пользоваться низким стульчиком, подушкой на полу. А вот при показе детям картин и других интересных предметов, находящихся на высоте, учеников поднимают или предоставляют подставочки для ног.

Учитель объясняет правила и задает вопросы

Учитель объясняет правила и задает вопросы

Правила очень важны: тут мы носим одну одежду, в походе — другую, в театре — третью. На этом уроке высказываться могут все, на лекции учитель в приоритете. Не стоит ждать, пока ребёнок, как телепат, догадается о правилах поведения, отношений, выстроит свои границы. Это необходимо объяснять с самого начала обучения, понемногу и ежедневно.

Однако, в соответствии с теорией о «зоне ближайшего развития» Л. В. Выготского, прежде, чем начинать что-то объяснять, как правила, так и новую информацию, необходимо выяснить, на каком этапе дети находятся сейчас. Надо спросить: «А что вы об этом знаете?». Причем открытые вопросы должны превалировать в общении с детьми, ответы «да» и «нет» неинформативны.

Это важно не только для определения уровня познаний, но и для обратного контакта. Если детям рассказывать то, что они уже знают, то интерес к обучению снижается, и учитель становится «говорящей головой», слушать которую совсем не обязательно.

Нет неправильного. Есть «по-другому»

Критикуя высказывания и ответы детей в формате «так неправильно», взрослый своими руками приостанавливает познавательную активность. «Небо красным не бывает, это неправильно». «Лиса — рыжая, и никак иначе». А если небо — закатное, а лиса — сказочная, в зеленой шубке с жемчугами? Вместо критики и насаждений правильного взрослого мнения надо вместе с ребёнком и другими детьми подумать, когда так может быть? Можно ли увидеть небо красным?

Вместо неправильных вариантов есть вариант «по-другому». В обычном лесу лиса рыжая, если, конечно, не измазалась в зеленке. А в сказке — по-другому. Не лучше и не хуже. И нет единственного правильного варианта ответа, а значит, дети не боятся активно познавать мир и совершать ошибки.

Этот метод также позволяет активно обсуждать все с малышами, выяснять, почему они думают так? А почему учитель думает по-другому?

Выбор есть всегда

Это важный блок в направлении реджио-педагогики, и данного принципа приходится придерживаться не только учителям, но и родителям: всегда предоставлять выбор.

Чем младше ребёнок, тем ограниченнее у него возможности выбора, однако в любой ситуации можно предложить что-то. Например, чай или компот на завтрак? Сам положишь сыр на хлеб или мама? И важно не торопить, дать малышу возможность действительно выбрать и решить самостоятельно, что надеть на улицу, какую книжку почитать на ночь. А чтобы с утра не опоздать на занятия, выбор надо сделать вечером. Если этот процесс будет затягиваться, можно предложить другой выбор: одежду для ребёнка подберут родители, а вместо этого перед сном подольше почитаем.

Этот принцип помогает детям осознавать, что безвыходных ситуаций не существует, всегда можно найти решение, которое зависит от них. По мере взросления можно начинать просить обосновать свой выбор: «Почему ты выбрала зеленые рейтузы, расскажи». И не стоит путать свободный выбор и отсутствие границ: на обед едим суп, но выбор все равно есть. Можно попросить маму налить его в другую тарелку, самому зачерпнуть погуще или отказаться от кусочка курицы в бульоне. Суп — данность, остальное — выбор.

Любая ситуация — обучающая

У педагога в реджио-педагогике нет конкретного времени для обучения: образовательный и воспитательный процессы не могут ограничиваться уроками. Например, в столовой можно спросить: «Из чего у нас сегодня суп? Как вы думаете, почему он оранжевого цвета?» Дети подключают свои знания и во внеклассном пространстве, вспоминают, какие овощи — оранжевые, и размышляют, почему в супе не видно кусочков морковки.

При этом важно, что информация может исходить не только от учителя, но и от других детей, каждый становится участником образовательного процесса, и мнение всех ценно.

Любой момент может быть образовательным. Почему хлеб на столе — белый и коричневый? А бывает желтый? А если в тесто добавить морковку, что будет?

Не должно быть строгого разделения на отдельные предметы: чтение сочетается с познанием окружающего мира, математикой, рисованием. Прочитали про воробья, и на прогулке изучаем, где и что едят воробьи, сколько их, как нарисовать воробья, а как — голубя? А еще интересно, будут ли птицы есть оранжевый хлеб с морковью?

Фантазия для ребёнка важнее умения читать и считать

Фантазия для ребёнка важнее умения читать и считать

Многие родители считают, что самое главное для дошкольника и младшего школьника — умение читать и считать. На это затрачиваются усилия, нервы, финансы.

На самом деле мало кто из современных взрослых не обладает данными навыками, а вот навыки креативного мышления, умение аргументированно объяснять свою точку зрения, способность к планированию, анализу, созданию новых проектов и концепций встречаются у взрослых не так уж часто. Поэтому детский период, время бурных фантазий, стоит использовать по-другому. Развитие творческого мышления принесет намного больше пользы.

В реджио-педагогике для этого используются методики создания проектов. Проект объединяет и сбор информации, и анализ, и чтение, и счет, и письмо, и рисование. А еще его надо уметь оформить, представить и «защитить» аргументами. Проекты — способ активно развивать образное мышление и обучаться базовым навыкам в процессе, не ставя их самоцелью процесса образования.

Использованы фотоматериалы Shutterstock

Читайте далее

Как прием лекарств влияет на состояние полости рта?

Побочные эффекты лекарств: активация бактерий, вызывающих кариес и воспаление десен.

8 причин повышенной чувствительности зубов

Почему возникает чувствительность зубов и как с ней справиться?

Геморрой: средства для борьбы с заболеванием

Какие лекарственные препараты помогут справиться с симптомами геморроя?

Ребенок заболел на даче: первая помощь, детская аптечка

Нередко в период длительного пребывания летом на даче с малышом, возможны заболевания или мелкие травмы, требующие помощи.

Метабиотики являются помощниками исключительно желудочно-кишечного тракта или всего организма?

Как микробиота кишечника, начиная формироваться еще во время внутриутробного развития, изменяется в течение всей жизни, стараясь адаптироваться к воздействующим на нее факторам: подробно об этом в статье MedAboutMe

Насморк: почему течет из носа?

Насморк вызывает отек слизистой, что не позволяет носу нормально дышать. Как проходит лечение насморка в зависимости от его вида?

Чистая кожа и уверенность в себе: как удалить бородавки и папилломы в домашних условиях?

При наличии на теле бородавок и папиллом можно использовать средство на основе чистотела и очистить кожу.
Опубликовано 21.12.2017 16:11, обновлено 17.04.2020 18:40
Рейтинг статьи:
4,3

Читайте также

Уроки в Хогвардсе: что стоит перенять из мира магов и волшебников?
Хогвардс – мечта детей. Что можно позаимствовать у этой школы: ведение уроков, авторитет учителей. Любопытное и практическое сравнение.
Обзор неуместных и бесполезных подарков Учителям
Надоевшие, бесполезные и даже оскорбительные – многие родители не подозревают, что они выбирают совсем не желанные подарки учителям. О чем речь?
Когда ребенок перешел в другую школу
Когда принято решение о переводе ребенка в другую школу, родители должны подготовиться. Им предстоит помочь ребенку заново адаптироваться к учебе.
Важность первой учительницы в жизни ребенка
Первая учительница играет важную роль в жизни ученика. Что нужно знать родителям о психике ребенка перед школой и особенностях построения отношений с педагогом?