Созревание и развитие основных морфологических структур мозга наиболее интенсивно происходит в раннем возрасте. Отклонения и незрелость фундаментальных личностных качеств, уверенности в себе, доверия к окружающим, интереса к миру с трудом корректируются в дальнейшем, вот почему огромное значение приобретает диагностика психического развития детей раннего возраста, методики, которые помогают вовремя обнаружить отклонения, определить их причины и приступить к необходимой коррекции нарушений. Как же это делают психологи, какие задания они дают детям?
Роль предметной деятельности и игры
Известно, что психическое развитие ребёнка — это совокупность биологического и социального факторов. На каждом этапе взросления ребёнок по-разному усваивает человеческий опыт, что определяется степенью биологического созревания. На первый план выходит то биологический, то социальный аспект, их комбинация меняется, вступает в новые взаимоотношения, что находит своё выражение в физическом и психическом развитии малыша.
Важным условием этого развития является полноценная работа мозга, а его формирование возможно лишь при условии активной деятельности ребёнка — общения, игры, обучения, предметной деятельности.
На этом и построены используемые для диагностики методики, которые выявляют, как ребёнок обследует предметы, выделяет их особенности, определяет связь между ними с помощью различных манипуляций.
Современная диагностика нарушений развития придерживается комплексного подхода и охватывает не только познавательную деятельность, но и даёт оценку эмоциям, поведению, зрению, слуху, неврологическому статусу. Благодаря такому подходу можно установить не только актуальный уровень развития, но и потенциальный, на перспективу.
Используемые методики
Для диагностики психического развития ребёнка в дошкольном возрасте применяют самые разные методики и оборудование — шарики, сортеры, матрёшки, пирамидки, кубики, пазлы. С их помощью специалист определяет уровень развития зрительного восприятия, выявляет понимание ребёнком словесной конструкции, его умения следить за движущимися объектами, взаимодействовать со взрослыми.
Вот задания, которые предлагается выполнить детям раннего возраста:
- поймать шарик. Специалист помещает круглый предмет в наклонный желобок и предлагает малышу поймать его. Затем желобок поворачивается, и уже ребёнок должен спустить шарик, а взрослый — поймать его;
- накрыть коробки крышками. Перед ребёнком ставят три коробки разной величины. Специалист при нем помещает большой шарик в большую коробку, средний — в среднюю, а маленький — в маленькую. У каждой коробки есть крышка. Задача ребёнка в том, чтобы накрыть каждую коробку соответствующей крышкой;
- разобрать и сложить пирамидку. Специалист помогает ребёнку при необходимости, но в конечном итоге он должен произвести все необходимые действия самостоятельно. Похожее задание заключается в том, чтобы разобрать и собрать матрёшку;
- поиграть с цветными кубиками. Эта методика помогает выявить знание цветов. Иногда бывает так, что дошкольник ещё не умеет говорить, но уже различает цвета и может жестом продемонстрировать своё умение;
- построить из палочек. Имея на руках несколько палочек, специалист строит из них молоток или домик, а после просить ребёнка сделать то же самое.
Результатом диагностики является начисление ребёнку баллов за каждое задание. Потом эта информация используется для определения уровня психического развития.
Использованы фотоматериалы Unsplash