Познавательная сфера детей в дошкольном возрасте — это многосторонний процесс, который требует сопровождения и внимания. Мышление детей с нарушением развития движется по особому сценарию и побуждает специалистов разных направлений — педагогов, психологов, логопедов — искать особый подход.
Как мыслят дети с нарушением в развитии
В раннем детстве ребёнок только начинает формировать когнитивные способности, и его мышление зависит от многих факторов, таких как окружающая среда, уровень здоровья, эмоциональное состояние и индивидуальные особенности. У детей с нарушениями развития эти факторы могут иметь большее значение, чем у их сверстников без нарушений.
Одним из основных аспектов мышления детей в дошкольном возрасте является способность к абстрагированию. Это значит, что ребёнок может представлять себе объекты или ситуации, которые не являются частью его непосредственного опыта.
Дети с нарушениями развития часто могут испытывать трудности в этой области, и им может потребоваться дополнительная помощь и поддержка, чтобы развить эту способность.
Поведение и эмоции детей
Другой важный аспект мышления детей в дошкольном возрасте — это их способность к планированию и организации действий. Это включает в себя способность определить цели, разработать план действий и выполнить его.
Учёными Московского института психоанализа установлено, что при решении подобных задач ребёнок должен пошагово контролировать свою деятельность. Отсутствие контроля свидетельствует о снижении регуляторной деятельности корковых лобных систем. Дети с нарушениями развития испытывают трудности в планировании и организации своих действий.
Кроме того, дети в дошкольном возрасте должны научиться контролировать своё поведение и эмоции. Это включает в себя способность управлять импульсами, выдерживать разочарование и т. д. Дети с нарушениями развития могут испытывать трудности в этом, и им может потребоваться дополнительная помощь и поддержка, чтобы научиться контролировать своё поведение и эмоции.
Наконец, дети в дошкольном возрасте должны научиться решать проблемы. Это включает в себя способность анализировать ситуацию, генерировать альтернативные решения и выбирать лучший вариант. Дети с нарушениями развития сталкиваются с препятствиями и на этом пути.
В целом, мышление детей в дошкольном возрасте с нарушениями развития может быть более упрощённым процессом, чем у их сверстников без нарушений. Однако с помощью специальной поддержки и обучения эти дети могут развивать когнитивные способности и достичь успеха в учёбе и жизни.
Помощь и коррекция
Мышление детей с нарушением развития предполагает использование различных методов обучения, таких как игры, музыка, рисование, чтение, лепка, телесная терапия, арт-терапия, работа с песком и т. д.
Специалисты рекомендуют использовать с детьми занятия и игры, развивающие такие навыки:
- классифицировать, работать по аналогии;
- исключать понятия;
- формировать новые мыслительные стратегии;
- находить закономерности;
- определять последовательность событий;
- формировать элементарные образные представления;
- видеть логические связи и отношения.
Игры и задания, направленные на достижения этих целей можно купить, найти в справочных пособиях и даже сделать самостоятельно.
Вместе с этим, детям важна эмоциональная поддержка со стороны родителей и педагогов, которые могут помочь ребёнку развивать способности и достичь результатов.
Использованы фотоматериалы Unsplash