«В человеке все должно быть все прекрасно», — фраза Антона Павловича Чехова известна многим. С этим трудно спорить, потому что у человека присутствует связь между всеми органами и чувствами. Например, мелкая моторика рук оказывает огромное влияние на речевое развитие ребёнка. Как это происходит?
Определение мелкой моторики
«Как без рук» — говорят люди, теряя что-то очень важное. Действительно, без рук трудно что-то взять, передвинуть и даже поесть. Во всех привычных повседневных делах участвуют кисти рук и пальцы. Движения этих частей тела называют моторикой рук. А мелкие движения — мелкой моторикой. При этом не остаются в стороне костная, зрительная и нервная системы.
Фокусники любят повторять про творимые ими чудеса: «ловкость рук и никакого мошенничества». На самом деле ловкость рук — это развитая мелкая моторика.
Для малышей ловкость заключается в умениях захватить рукой какой-либо предмет в раннем возрасте и умение рисовать, лепить, писать в более поздние периоды.
«Зона ответственности» мелкой моторики
Участок мозга, который несёт ответственность за ловкость пальцев рук находится поблизости с центром, отвечающим за речь. Именно поэтому подвижность рук отзывается активностью речевого центра.
Кроме этого, умения пальчиков связаны с вниманием, мышлением, зрительной памятью, воображением, пространственной ориентацией. Да и если ребёнок не научится ловко орудовать ручкой и карандашом, его ждут проблемы в школьном обучении.
Учёные, исследовавшие мозг, связывали центральную нервную систему и речь с мелкой моторикой. Считается, что ребёнок начинает говорить только тогда, когда его моторика развивается до определённого уровня.
Педагог Сухомлинский утверждал, что истоки дарования детей находятся на кончиках их пальцев. Он был уверен, что от развития рук зависят способности ребёнка.
Способы развития ловкости
Развивать навыки рук нужно сразу после появления младенца на свет. Поглаживайте пальцы и ладошки, нежно разгибайте каждый пальчик, когда рука сжата в кулак. Давайте возможность хвататься за палец родителей или игрушку. Хватательный рефлекс — тоже проявление мелкой моторики.
Когда ребёнок начнёт подрастать, необходимо регулярно делать с ним пальчиковую гимнастику. Эти упражнения происходят с инсценировкой детских стихов и потешек , и кроме развития рук малыш в упражнениях развивает речь, память, воображение.
Маленький человек не способен удерживать внимание длительное время. Поэтому, если он отвлекается, переключитесь на что-нибудь другое, а затем продолжите занятие.
Развитию ловкости рук способствуют игры с различными предметами. Для занятий можно использовать мелкие подручные вещицы, которые есть дома. Найдите предметы различной формы и размера. В игре малыш будет развивать свои пальчики с удовольствием.
- Предложите малышу перекладывать пуговицы или проталкивать монеты в копилку. Восторг вызовет предложение порисовать рукой на муке или крупе.
- Ребёнок хочет побыть с мамой на кухне? Попросите его помочь перебрать гречку. Возможно помощи будет немного, но детские руки будут развиваться.
- Обрадует малыша возможность поискать различные предметы в песке или пооткручивать, закручивать крышки от бутылок.
- Хорошее упражнение — разворачивание фантиков и свертков из фольги. Поместите внутрь мелкие предметы, и ребёнок с радостью займётся выяснением, что же там внутри.
Важно не оставлять ребёнка с подручными средствами без присмотра, потому что в таком возрасте дети зачастую пытаются все предметы отправить в рот.
По мере взросления задачи нужно усложнять. Шнуровка обуви, рисование, лепка, аппликация — занятия, развивающие полезные навыки. Даже чистка варёного яйца послужит развитию пальчиков.
Использованы фотоматериалы Unsplash