Познавательное развитие детей младшего возраста происходит в процессе их двигательной и умственной активности, когда они стремятся получить новые знания, навыки и умения, понять, как устроен мир, как взаимодействуют в нем предметы и явления. Маленьким «почемучкам» все интересно, а помочь им получить представление о сущности вещей способны различные игры и задания.
Что пропало?
Из игр, развивающих внимание и память, особое распространение получила игра, предлагающая угадать, что пропало. Для этого используется несколько игрушек — 3—5 и более, или картинок. Выложив их перед ребёнком, надо предложить ему внимательно их рассмотреть и запомнить. Потом малыш закрывает глаза, а взрослый убирает какую-то игрушку или картинку. Дошкольник должен подумать и сказать, что пропало.
Составить картину из ладошек
Для выполнения этого задания понадобится пара-тройка белых листов бумаги и карандаш. Взрослому предстоит помочь ребёнку обвести свои ладошки, а потом пофантазировать, на что они похожи. Дерево, птица, бабочка — самые популярные сравнения, но при желании можно немного усложнить задачу и попросить малыша составить картину на основе обведённых и вырезанных из бумаги ладошек.
Кручу-верчу, запутать хочу
Эта игра приобрела дурную славу и стала известной благодаря уличным мошенникам, но с детьми можно играть в неё без каких-либо опасений, ведь она отлично развивает концентрацию внимания. Рассеянное внимание у детей — актуальная проблема, знакомая многим родителям и педагогам. Если вы никак не можете «собрать ребёнка в кучу», попробуйте поиграть с ним в эту игру.
Возьмите две одинаковые коробки и спрячьте какой-нибудь предмет под одной из них. Многократно передвигая коробки по столу и меняя их местами, предложите малышу угадать, под какой из них находится спрятанный предмет? Постепенно скорость перемещения коробок следует увеличивать, а ещё можно добавить к имеющимся коробкам ещё 1—2.
Так не бывает
Игры на логику пользуются у детей большой популярностью, особенно если добавить в них нотку юмора. Задача взрослого — придумать короткий рассказ-небылицу и попросить ребёнка объяснить, почему так не бывает. Вот примеры рассказа: «Миша проснулся рано утром и пошёл на речку провожать закат солнца», «Вадим угощал своих друзей сладкими лимонами, сочным хлебом и поджаристым компотом» и т.п.
Найди лишнее
Для игры понадобятся картинки, изображения на которых объединены по какому-то признаку. Например, изображения фруктов, овощей или посуды. Взрослому предстоит разложить их перед ребёнком и добавить картинку из другой серии, например, в ассортимент овощей включить изображение одежды. Задача ребёнка — найти лишнее, и объяснить, почему этой картинке не место в данном ряду.
Кто как говорит?
Эта дидактическая игра по познавательному развитию расширяет представление ребёнка о животных. Взрослому предстоит выставить перед ребёнком игрушки животных или подобрать картинки с их изображением. Подражая звукам разных животных, взрослый предлагает малышу найти и показать животное, голос которого он сейчас услышал.
Можно поступить наоборот — показать ребёнку игрушку или картинку с изображением животного и попросить продемонстрировать, как он кричит.
Использованы фотоматериалы Unsplash