Процесс усвоения социального опыта начинается с самого рождения, ведь ребёнок с первых дней находится в обществе. Социальными факторами развития ребёнка являются семья, образовательные учреждения, СМИ, окружающая среда.
Влияние семьи
Семья оказывает огромное влияние на развитие личности ребёнка. Именно в семье происходит первичная социализация, осваиваются первые социальные роли. Ребёнок усваивает нормы человеческих отношений на основе отношений в семье. Родители закладывают основы морали, нравственных ценностей. В семье ребёнок учится различать понятия добра и зла, учится состраданию, заботе, уважению к другим людям.
Кроме того, родители формируют у ребёнка дисциплину, влияют на его поведение, поощряя или осуждая определённые поступки. В семье ребёнок чувствует себя защищённым, обретает уверенность в своих силах. Или наоборот, он не чувствует себя безопасно в своей семье, не осваивает навык доверия к миру, становится неуверенным в себе.
Если родители правильно развивают ребёнка, обеспечивают ему возможность посещать театры, библиотеки, музеи, отдыхать на природе, много беседуют по душам, то у такого ребёнка будет адекватный жизненный опыт. Он сможет проще адаптироваться в новой обстановке, будет правильно реагировать на происходящие вокруг перемены, будет знать, как себя вести. Если же всего этого нет, ребёнку будет намного сложнее правильно вести себя в новых непривычных ситуациях.
Детский сад и школа
Детский сад и школа тоже оказывают большое влияние на ребёнка. Социализация дошкольника проходит большей частью в семье и детском саду. Ребёнок учится взаимодействовать в коллективе с другими детьми, с воспитателем, учится соблюдать определённые правила, которые важны для всех в группе.
Что касается школы, во время учёбы развивается логика, мышление, расширяется кругозор. Ребёнок получает нравственный опыт, учится понимать общие задачи и ценности, а также учится управлять своим поведением, осознаёт свою ответственность за поступки. Он постигает культуру межличностного общения, учится относиться к разным людям с уважением.
Очень важно, чтобы в школе была позитивная атмосфера, контакт с другими детьми, не было конфликтов с преподавателями. Неправильное поведение педагогов может привести к серьёзным проблемам.
Окружающая среда и СМИ
Ребёнок вращается в обществе, в разных коллективах, посещает кружки и секции, играет с детьми на площадке. Чем больше ребёнок взаимодействует с людьми в разных сферах, тем обширнее будет его опыт, тем больше разных моделей поведения он увидит и осмыслит.
Большое влияние оказывают средства массовой информации. В детском и подростковом возрасте это влияние особенно важно. Ведь в таком возрасте легко поддаться чужому влиянию, это относится к ценностям и моделям поведения, навязанных СМИ. Средства массовой информации могут нести, как пользу, так и вред.
Родители должны уделять больше времени своему ребёнку, знать, что его беспокоит, о чём он думает, направлять его действия и мысли в правильное русло.