Малыш, складывающий буквы в слоги, а затем в слова, когда никто из его сверстников ещё не освоил алфавит — предмет особой гордости родителей. Такой маленький, а уже начал читать! Особенно приятно, если и учить его этому не приходилось. Так, показали буквы пару раз, или вообще учили читать старшего ребёнка. Однако гиперлексия — это далеко не всегда хороший показатель быстрого и/или гармоничного развития ребёнка.
Гиперлексия — это когда ребёнок начинает читать рано и неожиданно, выходя за пределы своих способностей по возрасту. Часто она сопровождается навязчивым интересом к буквам и цифрам, который развивается в младенчестве.
Гиперлексия часто, хотя и не всегда, является частью расстройства аутистического спектра (РАС). Она считается отдельным, уникальным навыком, который не имеет особого практического применения. И вот на что надо обращать внимание, если ваш ребёнок вдруг начал рано читать — особенно если вы не прилагали к этому серьёзных усилий.
Какие существуют типы гиперлексии?
Существует три типа гиперлексии:
- Гиперлексия I типа.
При этом типе дети, развивающиеся без нарушений, учатся читать рано и намного лучше своего ожидаемого уровня по возрасту, обычно с поддержкой интереса родителями или старшими братьями и сёстрами. Поскольку другие их сверстники в конечном итоге научатся читать и догонят этот навык, такое состояние временное, самое благоприятное в прогнозе и не требует вмешательства.
В большинстве случаев этот тип – действительно просто ранний навык чтения, небольшой перекос в развитии, который ничем (кроме риска близорукости, если ребёнок мало гуляет) не грозит.
Важно: при этом типе гиперлексии ребёнок понимает текст и может пересказать его. Дети с другими типами или не понимают смысл, концентрируясь на буквах и звуках, или отстают в вербальной речи.
- Гиперлексия II типа.
Этот тип гиперлексии встречается у детей с аутизмом. Они часто одержимы цифрами и буквами, предпочитая книги и магнитные буквы другим игрушкам. Они также часто запоминают важные числа, такие как номерные знаки и даты рождения.
У этих детей обычно есть более типичные признаки расстройства аутистического спектра, такие как избегание зрительного и тактильного контактов и повышенная чувствительность к сенсорным стимулам.
- Гиперлексия III типа.
Этот тип похож на гиперлексию II, но симптомы со временем уменьшаются и в конце концов исчезают. Дети с гиперлексией III типа, как правило, обладают отличным пониманием прочитанного, но вот развитие вербальной речи может отставать. У них также отличная память.
В отличие от детей с аутизмом, дети с гиперлексией III типа легко идут на контакт, общительны и тактильны.
Распространена ли гиперлексия?
Трудно точно сказать, насколько распространена гиперлексия, потому что нормотипичных детей на неё не проверяют, и информацию о том, когда дети начинают читать раньше среднего возраста овладения навыком, никто не собирает. Но вот некоторые факты и статистические данные:
- По данным исследования учёных из Монреальского Университета, среди детей с аутизмом гиперлексия наблюдается у 6-14%.
- Не все люди с гиперлексией страдают аутизмом.
- Примерно 84% детей с гиперлексией страдают аутизмом. Надо отметить, что это врачебные данные, включающие случаи, когда ребёнок с ранним началом чтения попадал к специалисту определённого профиля с признаками нарушений развития.
Как диагностируется гиперлексия?
Учёные Университета Монреаля говорят: дети с гиперлексией овладевают продвинутым навыком чтения в возрасте от 2 до 4 лет, а порой и ещё раньше. В таких случаях можно заметить повышенный и стойкий интерес к буквам уже с 18 месяцев.
Гиперлексия I типа не является расстройством и не требует диагностики. Ребёнок просто рано научился читать, и у него нет нарушений развития.
Гиперлексия II диагностируется по следующим признакам:
- Способность к чтению намного выше ожидаемой в зависимости от возраста ребёнка.
- Одержимость цифрами и буквами.
- Механическое обучение, например, путем повторения фрагментов информации.
- Другие поведенческие проблемы.
Гиперлексию III типа может быть трудно диагностировать, поскольку, помимо раннего чтения, дети часто демонстрируют «аутичные» черты и поведение. К ним относятся:
- Замечательная способность к запоминанию, «фотографическая» память.
- Другие продвинутые способности.
- Сенсорная чувствительность.
- Сильное сопротивление изменениям.
- Фобии и страхи.
Склонность к играм без ролевых моделей: выстраиванию игрушек в ряд по цвету, размеру, категориям, но без интерактивных действий с ними (машинки не ездят, а расставляются в ряд, игрушки для песочницы размещаются по цвету, и на этом всё).
Перестановка местоимений, например, обращение к себе как к нему, ей или тебе или по собственному имени: вместо «я хочу пить» ребёнок говорит «он хочет пить», «Вася хочет пить» и т. д.
Однако дети с гиперлексией третьего типа часто тактильны, общительны и интерактивны со своими ближайшими родственниками. Их аутистическое поведение со временем уменьшается, и в конечном итоге они становятся типичными для своего возраста. Это должен диагностировать профессионал, имеющий опыт в дифференциации РАС и гиперлексии III типа.
Как лечится гиперлексия?
Детям с гиперлексией I не требуется лечение, хотя если ребёнок читает много, стоит подумать о расширении круга интересов, а также о том, чтобы компенсировать нагрузку на глаза частыми прогулками.
Детям с гиперлексией II и гиперлексией III подходят несколько видов терапии.
Логопедическая и языковая терапия
Логопедическая и языковая терапия может помочь улучшить языковые и социальные навыки детей с гиперлексией. Их продвинутые способности к чтению используются для помощи в развитии их слабых сторон, которые могут включать социальное взаимодействие и понимание вербальной речи. У каждого ребёнка должен быть индивидуальный план лечения, который фокусируется на его потребностях, включая:
- Социальные навыки.
- Более высокий уровень языковых навыков.
- Понимание устной речи.
- Письмо и речь.
Некоторые стратегии, которые терапевты используют для работы над этими навыками, включают:
- Визуальные методы поддержки понимания.
- Визуальные расписания и временные шкалы.
- Ассоциации для обучения связям слов.
- Социальные истории.
- Причинно-следственные связи.
- Стратегии для родителей.
Трудотерапия (эрготерапия)
Трудотерапия индивидуальна для каждого человека, но трудотерапевт всегда работает над любыми проблемными областями, которые могут включать:
- Сон.
- Питание.
- Правила ухода за собой.
- Участие в школьных мероприятиях и в общественной деятельности.
- Письмо.
- Коррекция реакций на сенсорную стимуляцию.
Выбор школы
Разные образовательные программы — это главное отличие стратегии для детей с гиперлексией II и III типов.
- Дети с гиперлексией II получат больше возможностей в классах специального образования. Обычные классы могут быть для них слишком стимулирующими, перегружающими, индивидуальное обучение снизить возможности социальной адаптации. Небольшие классы со спецпрограммой считаются оптимальным вариантом.
- Дети с гиперлексией III типа не только могут, но и получают больше пользы от типичной образовательной программы в обычной школе: там больше шансов иметь подходящее социальное взаимодействие с одноклассниками того же возраста.
Всем детям с гиперлексией полезно осваивать навыки с помощью письменной речи. Это задействует их сильные стороны, укрепляет уверенность в себе и снимает стресс во время обучения.
Безмолвная гиперлексия, когда не говорящий малыш уже читает «про себя», нередко является также частью особого симптомокомплекса юного гения: читайте о нём в статье «Синдром Эйнштейна у детей: а вы о нём слышали?».
Использованы фотоматериалы Unsplash