В наше время практически все родители стараются научить своего ребёнка читать до поступления в школу. А вот актуальны ли в век цифровых технологий уроки письма? Об этом сегодня расскажет MedAboutMe.
Дошкольные обучающие занятия для детей
Уроки чтения для будущего первоклассника в наше время принято считать обязательными. Только вот всегда ли наряду с этим полезным навыком малышей знакомят с азами правописания? К сожалению, нет. А ведь чтение и письмо — это взаимосвязанные процессы, то есть если ребёнок пишет, то, разумеется, он одновременно и читает. Умение писать помогает стать хорошим чтецом, да и сами обучающие занятия для детей в таком случае становятся интереснее и эффективнее.
Существует методика дошкольного образования, разработанная педагогом Н. А. Зайцевым, по которой обучение малышей чтению проходит под девизом: «Путь к чтению лежит через письмо». Этот путь малыши проходят, выкладывая слова из кубиков с печатными буквами. А Мария Монтессори, педагог из Италии, предлагает проводить уроки чтения, выкладывая слова из кубиков с рукописными буквами.
Здоровье ребёнка: профилактика сколиоза
Обучающие занятия для детей рекомендуется начинать примерно с четырехлетнего возраста. Вместе с играми, включающими в себя элементы уроков чтения, можно предлагать малышу учиться писать печатные буквы. В педагогике этот метод носит название «печатание».
Согласно статистике, только у 15% выпускников школ нет сколиоза и нарушения зрения. Поэтому, обучая ребёнка чтению и письму, следует позаботиться как о зрении малыша, так и о профилактике искривления позвоночника. В противном случае уже к семилетнему возрасту его спина рискует превратиться в вопросительный знак.
Проводите уроки правильно. Избегайте неудобных положений тела. Малыш может заниматься не только сидя за столом. Пусть он делает это лежа (если ему так удобно), стоя, перемещаясь от настенной доски к столу или от стола к полу. Главное — следить за тем, чтобы его спина оставалась ровной, а расстояние от наглядных пособий до глаз соответствовало установленным нормам.
В процессе обучения можно использовать крупные карточки для обведения букв, которые крепят на магнитной доске, кладут на стол или на пол. Кстати, ребёнок может обводить буквы, лежа на полу и слушая мамину сказку.
Ребёнок 6—7 лет может писать, стоя за специальной конторкой, то есть высокой партой для письма. Для этого хорошо подойдет конторка доктора Владимира Базарного. Конструкция этого приспособления предполагает чтение, письмо и рисование на наклонной столешнице. А уроки лепки и конструирования проводятся на горизонтальной поверхности конторки.
И не забывайте о том, что пресловутая «усидчивость», которая так мила сердцу учителей и родителей — это не всегда хорошо, потому как может спровоцировать появление проблем со здоровьем. Ребёнок должен делать перерывы для физической активности.
Актуальность уроков письма
Если необходимость писать печатными буквами очевидна, потому как это обучение элементарной грамотности, то с рукописными буквами и каллиграфий все немного сложнее. Старшее поколение не ставит под сомнение необходимость владения не только скорописью, то есть беглым письмом, но и по возможности красивым каллиграфическим почерком. А вот среди нынешней молодежи можно услышать разговоры о том, зачем писать, если можно печатать, и о том, что письмо скоро исчезнет само по себе в связи с отсутствием необходимости в этом занятии. Только они не выдерживают никакой критики. Это ничто иное, как всего лишь поверхностный взгляд поклонников гаджетов.
Дети в любое время учились и умели писать, а также всегда будут и должны это делать. Правда, известный ученый-психолог Л. С. Выготский утверждал, что мозг первоклассников еще не в полной мере способен овладеть навыками грамотного и каллиграфического письма. Он подчеркивал, что это единственный так называемый «сырой» учебный навык среди всех прочих. Думаете, легко семилетнему ребёнку выводить не просто палочки и крючочки, а ужасно неинтересные палочки и крючочки? Поэтому родители должны постараться сделать так, чтобы обучающие занятия для детей были увлекательными и не утомительными.
Работа мозга в процессе обучения
Во время обучения ребёнка работа его мозга активизируется. Огромное количество нейронов из разных отделов приходят в движение, создавая между собой связи. И чем больше таких связей будет создано, тем умнее и образованнее будет человек. Именно поэтому наши школы называются общеобразовательными — в процессе изучения литературы, математики, физики, химии и остальных предметов постоянно образуются новые нейронные связи, работают и взаимодействуют оба полушария мозга.
Вот далеко не полный перечень функций мозга, которые запускаются в процессе обучения малыша письму:
- переработка слуховой информации — речевое восприятие, слухоречевая память, фонематический слух;
- развитие кинестетического восприятия. На уроках письма ребёнку приходится совершать серию отдельных движений, соответствующих общему замыслу того, что он хочет написать;
- переработка зрительной информации — образ слова, буквы, отличие одной буквы от другой;
- зрительно-пространственная ориентировка — ориентировка в строке, представление о размере букв, расположение ее элементов и так далее;
- программирование — веду линию вниз, потом делаю поворот, потом веду вверх.
Трудности первоклассника
Рукописные буквы отличаются от печатных, что составляет основную трудность их изучения для дошкольников и первоклассников. Мало того, что некоторые буквы в рукописном варианте совершенно не похожи на печатные, так еще и требуют выполнения различных соединений, определенного наклона, единообразия по величине.
Скорость письма придет позже, а пока в первом классе ребёнок только будет осваивать прописи. К сожалению, в некоторых школах уделяют всего два месяца вместо положенных восьми. В итоге дети пишут буквы не совсем правильно, да к тому же еще и энергозатратно. Например, обводят два раза овал в строчной букве. При такой технике письма рука ребёнка будет уставать быстрее. Но это только вначале. Существуют различные методики по постановке почерка, в том числе и игровые. И какую из них выбрать для проведения уроков письма у малышей, решает педагог.