Диагностика развития детей раннего возраста — это процесс, который позволяет определить, насколько ребёнок соответствует своему возрасту по различным параметрам.
Задачи диагностики
Основная цель диагностики — выявить отклонения в развитии ребёнка на ранних стадиях и провести своевременную коррекцию отклонений.
С помощью различных методов определяется, насколько малыш соответствует своему возрасту по физическим, психическим, социальным и другим параметрам. В соответствии с результатами и выявленными отклонениями даются рекомендации педагогам и родителям.
Частота проведения
В первый год после рождения малыша идёт самое быстрое развитие. Поэтому в это время диагностика проводится ежемесячно. На втором году периодичность снижается до ежеквартальной. Далее диагностические исследования проводятся раз в год.
Основные параметры, которые оцениваются при диагностике развития детей раннего возраста, включают:
- Физические параметры: рост, вес, объем головы и т. д.;
- Психическое развитие: развитие речи, памяти, внимания, мышления и т.д.;
- Социальное развитие: умение общаться с другими детьми и взрослыми, умение играть в игры и т. д.;
- Развитие моторики: умение, ползать, держать голову, ходить, использовать пинцетный захват и т .д.;
- Развитие зрения и слуха.
Специалисты оценивают способность детей понимать речь, развитие сенсорных навыков, умение ребёнка взаимодействовать с предметами, умение мыслить, поведение малыша.
Методы диагностики
Чтобы понять, как развивается ребёнок, первичный осмотр проводят специалисты. Но много информации они получают из бесед с родителями. Задаются вопросы о поведении в привычной обстановке.
Ещё одним методом является наблюдение за малышом в группе. Ребёнку дают задание, соответствующее его возрасту, и оценивают процесс его выполнения. Важно в этот момент не научить новому, а выявить умения малыша.
Если ребёнок не справляется, задание меняется и соответствует более раннему возрасту. Развитие двигательной эффективности оценивается на занятиях гимнастикой.
Основными моментами поведения ребёнка для наблюдения служат: настроение, аппетит, сон, активность или пассивность, особенности характера.
Количественная оценка уровня развития детей и соответствие её определённому возрасту заносится в «Карту развития и поведения ребёнка». Так определяется отставание или опережение развития малыша относительно его возраста.
Нарушению развития могут способствовать врождённые и приобретённые патологии, наследственные особенности, заболевания центральной нервной системы и другие проблемы со здоровьем. Также большое влияние оказывают условия проживания в семье. Стресс, алкоголизм или наркомания родителей, депривация, недостаток общения — факторы, которые могут привести к отставанию развития ребёнка от нормы.
Если родители замечают, что малыш отстаёт в развитии от своих сверстников, его движения заторможены, он плачет без повода или, наоборот, необычно молчалив, странно себя ведёт, нужно без промедления обратиться за консультацией к специалисту.
Диагностика позволяет выявить психические и физические отклонения, произвести коррекцию поведения и здоровья для избежания проблем в будущем.
Использованы фотоматериалы Unsplash