Раннее развитие детей: за и против

Статью проверил доктор медицинских наук
Голубев Михаил Аркадьевич

В современном мире очень популярно водить детей на разнообразные развивающие занятия, перебирать с ними крупу для стимуляции мелкой моторики, познавать мир с помощью карточек Домана... Насколько это необходимо, полезно и интересно малышу, с какого возраста и как именно начинать заниматься с ним — вопросы, которые волнуют любого сознательного родителя.

Развитие детей раннего возраста: «за» и «против»

Развитие детей раннего возраста: «за» и «против»

Множество исследований показали, что каждый ребёнок рождается уникальным и неповторимым, со своими особенностями и возможностями. Именно поэтому молодым мамам не стоит подгонять своего ребёнка под определенный стандарт, пытаясь уместить его безграничный потенциал в нормы. Дети развиваются в своем собственном темпе, исходя из интересов и темперамента, окружающих людей и обстановки.

В вопросе развития ребёнка следует в первую очередь полагаться на желания малыша, не стремясь вырастить из него гения, но сделать его жизнь наполненной, интересной и разнообразной. Удовлетворение познавательных потребностей ребёнка с самого раннего возраста, доброжелательное и эмоциональное общение с родителями и другими значимыми взрослыми, разнообразие тактильных ощущений, звуков, предметов в свободном доступе — все это уже является основой для полноценного развития малыша до трех лет.

На четвертом году жизни ребёнку очень важно общение со сверстниками и другими людьми, что дает неоценимый опыт по созданию социальных отношений. Как раз в этот период можно начинать посещать разнообразные развивающие занятия, которые ребёнок этого возраста воспринимает с большим интересом. Заниматься в подобных местах можно пробовать и раньше, выбирая исключительно игровую методику, которая будет удовлетворять познавательный интерес малыша. При этом важно помнить, что развитие ребёнка раннего возраста основывается на общении с родителями, и этим не стоит пренебрегать.

Особенности развития детей до 3 лет

Многие именитые специалисты в области раннего развития, такие как Монтессори, Доман, Борис и Елена Никитины, сходятся в едином мнении о том, что дети с рождения и до трех лет очень легко запоминают все, чему их учат, и помнят эту информацию всю оставшуюся жизнь. По достижению возраста трех лет эта способность у детей постепенно угасает — Доман называет это временем, когда «растет мозг», и призывает не упускать его.

Мозг едва родившегося ребёнка — чистый лист, поэтому он «впитывает» в себя все, что ему предлагают. Таким образом, любая информация для него является не просто возможностью, но даже необходимостью, ведь только с получением нового опыта формируются новые нейронные связи. Развитие ребёнка следует начинать уже с первых месяцев его жизни, разговаривая с ним, давая почувствовать новые ощущения, делая первый вклад в развитие его огромного потенциала.

Выбор методики для развития ребёнка

Выбор методики для развития ребёнка

Приступая к развивающим занятиям, родители изучают разнообразные методики и пытаются выбрать наиболее подходящую для них. На самом деле не стоит останавливаться на одной-единственной технике развития и следовать всем ее правилам, ведь каждый ребёнок уникален. В особенности этот момент касается методик зарубежных авторов. Дело в том, что разработаны они были достаточно давно и предназначались для детей, проживающих в других странах, условиях, окружении. Часто те разработки, которые имеют большой успех за рубежом, плохо работают в нашей стране, и наоборот. Если вы все же решили воспользоваться такой методикой, узнайте, была ли она адаптирована психологами и педагогами под наших детей и коммуникативные особенности. Более пристальное внимание обратите на те варианты, которые не требуют наличия определенного образования, а доступны для применения родителями, что в разы ценнее.

Идеальным вариантом является создание индивидуальной методики для вашего ребёнка, которая может включать в себя сразу несколько подходов. При этом руководствуйтесь интересами малыша и по большей части полагайтесь на его выбор. Если он в определенном возрасте не проявил интерес к чему-то, предложите ему такой вариант занятий немного позже, затем снова и снова. Вы будете из раза в раз замечать, как меняются предпочтения ребёнка. К чему-то интерес будет угасать, а затем просыпаться снова, но однозначно ничто не пройдет даром и возымеет свой эффект.

Повышение пользы от занятий

Возраст ребёнка играет ключевую роль в выборе занятий для его развития. Определенно ясно одно — все они должны проводиться в игровой форме, иначе ребёнку будет скучно, и он не усвоит услышанное и увиденное. Например, карточки со словами и картинками малышу будет интересно смотреть даже в 2 месяца, а вот кубики с буквами и цифрами он начнет воспринимать только после трех лет. Различные предметы, окружающие ребёнка, яркие фотографии животных можно начинать показывать в 3 месяца. При этом важно сопровождать иллюстрации увлекательным рассказом о том, что на них изображено. В это же время можно вовлечь малыша в подвижную игру, спеть песенку или рассказать потешку.

Идеально в ходе обучения детей для лучшего запоминания задействовать сразу несколько каналов восприятия: тактильные ощущения, слух и зрение. Например, вы можете прочесть стишок из книги, показывая при этом на картинки, а после этого рассказать тот же стишок, играя в игру, предполагающую прикосновения.

В ходе занятий ориентируйтесь на увлекательный и познавательный процесс, не ожидая быстрых результатов. Не стоит часто задавать ребёнку вопросы для проверки его знаний, ведь в случае неправильного ответа вы не сможете полностью скрыть своего разочарования, а он при этом расстроится. Дети не всегда могут поглотить информацию и тут же ее воспроизвести, и часто возраст здесь не имеет значения, ведь так устроена работа мозга.

У детей проявляется гораздо больший интерес к занятиям, когда их хвалят и верят в них. Тогда они вырастают позитивными, уверенными в себе людьми, целеустремленными и способными противостоять неудачам. Важно при этом говорить слова искренне, ведь фальшь дети чувствуют очень точно. Хвалить нужно не только за результат, но и за старания, попытку, интерес и рвение.

Использованы фотоматериалы Shutterstock

Читайте далее

Очищающая пенка для лица: как использовать ее в уходе

Очистить кожу от загрязнений и остатков косметики быстро и бережно – на это способна пенка для лица!

Гигиена полости рта: как выбрать ирригатор

Кому и зачем нужен ирригатор, и как выбрать это устройство?

Каким должно быть меню при лечебной диете №5 и столе 5П?

Правильное питание при многих заболеваниях — залог успешного выздоровления и хорошего самочувствия.

Летняя обувь: профилактика травм и проблем осанки

Ношение летней обуви на каблуках может привести к проблемам с позвоночником и скелетом в целом. Что нужно для профилактики проблем?

7 летних проблем с ногами, которые мешают носить красивую модную обувь

Как ухаживать за ногами летом, чтобы можно было носить модную обувь? Рекомендации экспертов.

Баланопостит у ребенка: симптомы и лечение

Что такое баланопостит, как он протекает у детей?

Нужна ли ортопедическая обувь для профилактики боли в стопе?

Ношение ортопедической обуви сегодня распространено не только среди детей, но среди взрослых, и зачастую необоснованно.

Вкривь и вкось: болезнь Пейрони

Искривление полового члена: ответы на вопросы, которые вы стеснялись задать, от MedAboutMe.

Ремиссия при мочекаменной болезни: как продлить?

Страдаете от мочекаменной болезни? Узнайте, как добиться ремиссии болезни и продлить ее на долгий срок.

Герпес: что нужно знать о многообразии вирусов и как бороться с рецидивами

Как правильно бороться с рецидивами и обострениями вируса герпеса: подробно рассказываем о многообразии и коварстве этого вируса
Опубликовано 26.09.2019 10:43, обновлено 17.04.2020 18:05
Рейтинг статьи:
4,0

Использованные источники

Развитие физических качеств ребёнка-дошкольника / Массанова А. А. // Эксперимент и инновации в школе 2011 №1
Использование новейших разработок на занятиях по обучению грамоте в детском саду. / Миняева Е. В. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент 2013 №6
Таинство детства.: в 2-х т. / Мухина В. С. // Екатеринбург: У- Фактория 2005 Т. 2
Первые три года жизни / Уайт Б. // Москва.: Педагогика 1982
Развитие и формирование мотивации учения. / Никифорова Ф. В. // Эксперимент и инновации в школе 2011 №3

Читайте также

Интеллект в наследство или что скрывает ваш IQ​
Как измеряют интеллект человека и может ли его высокий уровень повлиять на достижение успеха в жизни людей?
Методика Монтессори: особенности альтернативной системы обучения
Метод Монтессори появился еще в 19 веке, но сейчас он снова приобретает огромную популярность среди детей и родителей.
Подготовка к школе: что нужно знать родителям?
Подготовка к школе – важный процесс для будущих учеников и их родителей. Как правильно готовиться к школьному обучению дома и в детском саду?
Основы и варианты творческого воспитания детей разного возраста
Для развития детей важно не только физическое или психологическое состояние, но и творческое начало.
Методики развития мелкой моторики у малышей до года: игры и упражнения
Хотите развить мелкую моторику малыша до года? Рассмотрим значение этого навыка и способы его развития.
Виды спорта для детей: обзор разных направлений
Зимние и летние виды спорта для детей и подростков: в какую секцию записать ребенка? В каком возрасте?