Малыши почти всегда готовы играть. Их не нужно уговаривать, они сами просят у родителей: «Поиграй со мной». Но как же сделать, чтобы развлечение стало полезным? В дошкольных учреждениях используются дидактические игры как средство развития детей. Игра, которая направлена на решение конкретных задач в обучении и воспитании является дидактической. И вот что надо знать о таких играх.
Функции дидактических игр
Каждая игра должна иметь цель, направленную на решение конкретной задачи. Например, игра «Найди отличия» имеет цель развить внимательность, умение различать цвета, знать их названия.
Все игры направлены на обучение и развитие самостоятельности детей. Педагог обязательно присутствует в игре, но как направляющий. А все решения малыши принимают самостоятельно.
Главная функция дидактической игры — всестороннее развитие, которое включает в себя:
- Интеллектуальное воспитание. Формируются знания об окружающем мире, различных профессиях, математических понятиях, труде. Игра учит применять полученные знания. Поиск решения тренирует память, умение анализировать и обобщать.
- Эстетическое. Материалы для игры должны быть привлекательными и яркими. Рекомендовано хранить их в одном месте в удобных папках, контейнерах, коробках.
- Речевое. В процессе игры детям приходится усваивать и проговаривать новые слова, произносить различные звуки, иногда по несколько раз. Это положительно влияет на развитие речи и фонематического слуха. Кроме того, игры часто требуют действия с мелкими предметами. Это развивает мелкую моторику, а значит и речь.
- Социально-нравственное. Происходит осознание правил взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, природой. К тому же, в процессе игры ребёнку приходится общаться, договариваться, выстраивать свои отношения с товарищами.
- Художественно-эстетическое. Игра развивает чувство прекрасного, учит ребёнка оценивать уместность и красоту действия в предлагаемых обстоятельствах.
Этапы руководства игрой
Руководство игрой проводится в три этапа:
- Подготовка. Определяются задачи обучения, которые соответствуют программе определённого возраста. Затем педагог ищет или придумывает подходящую игру. Определяет удобное время и место проведения, подготавливает дидактические материалы. Детей тоже нужно подготовить: рассказать основные понятия, чтобы они понимали, что нужно делать в игре.
- Проведение. Дети знакомятся с правилами и наглядными игровыми пособиями. В процессе игры могут возникать вопросы, на которые педагог отвечает.
- Анализ. После игры педагог анализирует саму игру и её результаты. Оценивает эффективность, особенности каждого ребёнка, которые проявились во время игры.
Виды дидактических игр
Дидактических игр множество и каждая из них решает определённую задачу, но все они делятся на три вида:
- С предметами. Такая игра непосредственно позволяет познакомиться с вещью, подержать её в руках.
- Настольно-печатные. Дети также знакомятся с предметами, животными, растениями, явлениями природы, но без непосредственного контакта. Они видят изображения на карточках или другом материале.
- Словесные. Это самый трудный для ребёнка вид игры. В нём малышу придётся воображать, описывать свои действия и предметы. Но именно словесные игры учат формулировать мысли, развивают словарный запас, воображение.
Для того, чтобы игра решала задачи и была эффективна, необходимо присутствие взрослого в игре. Он объясняет задачи и направляет действия детей. Задания должны усложняться постепенно, и необходимо следить за тем, чтобы не терялся баланс между образовательной и развлекательной функцией.
Использованы фотоматериалы Unsplash