Войти
Через социальные сети:
  1. Главная
  2. Мать и дитя
  3. Публикации
  4. Статьи
  5. Психология детей

Психология детей – это отрасль науки, которая занимается изучением психики ребенка любого пола, возраста, в том числе с особенностями развития. Она помогает разобраться в «хитросплетениях» детской души, дает возможность взрослым взглянуть на реальность и себя глазами ребенка, и «приоткрыть створки» внутреннего мира ребенка, чтобы разобраться с большими и маленькими проблемами, помочь пережить огорчения и разделить радости. Зная особенности психологии детей, родители и учителя могут помогать формированию гармоничной личности ребенка.

Психология детей

Фильтр
Содержание

Психология: дети, родители и другие взрослые

Психология: дети, родители и другие взрослые

Психология детей, их внутренний мир, формируется под влиянием внешнего окружения, прежде всего тех людей, которые встречают и сопровождают их с самого рождения: мам, пап, бабушек, дедушек, старших братьев и сестер, прочих родных, друзей семьи и т. д. Именно они создают условия для жизни маленького человека, обеспечивают психологический комфорт. Под их влиянием формируется детская психология ребенка, выстраивается «фундамент» его личности. Все то, что закладывается в самом раннем возрасте: принципы, привычки, отношение к людям, событиям – становится основой психологии взрослого, ребенок уносит их с собой, в сознательную жизнь.

Психология развития ребенка и мать

Первым и главным человеком с момента зарождения жизни, когда сливаются воедино мужские и женские половые клетки, становится для еще не рожденного малыша мама. Она согревает его своим теплом, окружает любовью и заботой. Звук ее голоса – первое, что он слышит еще в утробе. Во время беременности начинается общение матери и дитя, формируется материнская психология, психологическое развитие ребенка проходит свой начальный этап.

В течение этих месяцев ожидания, которое бывает тревожным и самым счастливым, томительным и непростительно быстротечным, кардинально меняется духовный мир женщины. А параллельно начинается процесс формирования личности, становления характера. Психология развития ребенка получает определенный «вектор».

Если будущая мама ощущает умиротворение, спокойствие, радость, осознавая, что в ее организме уже зародилась новая жизнь, психология ребенка (мальчика или девочки) развивается гармонично. Малыш, находясь в материнском лоне, вместе с важными нутриентами, гормонами, «впитывает» любовь и ту положительную энергию, которая исходит от матери.

В это время все близкие должны постараться окружить будущую маму вниманием и заботой, по возможности избавить от груза бытовых обязанностей и проблем, защитить от невзгод и стрессов. Хроническая усталость, потрясения, конфликты, потери и прочие неприятности способны негативно отразиться на психоэмоциональном состоянии и здоровье матери и дитя. Страдание рискует получить не только женская психология, психическое развитие ребенка также может оказаться под угрозой. Поэтому необходимо предотвратить негативное воздействие на психологию детей еще в период беременности.

Для здоровья малыша в это время очень важно благополучие его мамы. Детская психология ребенка требует спокойствия, нежных прикосновений к его «домику-животику», приятных звуков ее голоса и т. п.

Дочки-матери: психология отношений

Дочки-матери: психология отношений

Возрастная психология развития ребенка женского пола, девочки, кардинальным образом отличается от духовного формирования мальчиков. И роль матери в этом процессе невозможно переоценить. Именно самая близкая и любящая женщина способна в полной мере прочувствовать девичьи проблемы, разделить маленькие и большие радости и горести дочерей. Только мама может дать мудрый совет в любой житейской ситуации, учитывая психологию детей и руководствуясь, прежде всего, их интересами.

Главное, по мере становления психологии, психического развития ребенка (девочки) не растерять, а укрепить те духовные связи, которые существуют между женщинами в силу физического родства. Важно слушать и слышать, понимать дочь, вникать в ее проблемы, особенно если она – уже взрослый ребенок, психология которого подвергается испытаниям существования и общения в социуме, и принимать ее мировоззрение, взгляды, интересы.

Для психологии детей (девочек) очень важно одобрение окружающих, тем более близких и родных людей, мамы. Они очень остро, зачастую сверх меры, переживают любое порицание. Грубое слово порождает обиду, которая не позволяет увидеть реальную картину произошедшего и верно оценить собственные действия. Поэтому критика, особенно со стороны матери, должна быть очень взвешенной. Не стоит давать безапелляционную оценку, навешивать «ярлыки». Следует сообща детально разбирать ситуацию, давая возможность дочери самой найти ошибку и пути ее исправления.

Особенности психологии детей женского пола в их старательности, желании заслужить похвалу. Мама должна использовать их, чтоб развивать таланты девочек, приучать их к домашней работе, рукоделию, кулинарии и т. п.

Даже повзрослев, большой ребенок, психология которого в меньшей степени зависит от отношений с родителями, также как в раннем детстве нуждается в материнской любви и заботе. Если мама занята на работе и дома, у повзрослевшей дочки «бурлит» личная жизнь, на доверительное общение остается все меньше времени, необходимо находить возможность позавтракать или поужинать вместе, «выкраивать» минуты для телефонных звонков в течение дня, планировать совместный досуг в выходные и праздники.

«Маменькин сынок» или как воспитать настоящего мужчину

Каждый мужчина в душе – большой ребенок, психология которого несет на себе отпечатки детских обид и подростковых комплексов.

Психология ребенка, мальчика, во многом зависит от его матери. Именно женщина, подарившая жизнь, играет ключевую роль в формировании его личности, в ее силах расширить либо сузить его духовный мир, раскрасить в яркие цвета, в «черное» и «белое», или в скучные оттенки «серого».

Так же как дочери, сыновья нуждаются в материнской любви и нежности, более того, психология детей мужского пола более хрупкая, ранимая. Любое событие может стать для них настоящим потрясением, конфликты со сверстниками и взрослыми нередко перерастают в личные драмы.

  • Психология детей дошкольного возраста характеризуется большой зависимостью от женщины, подарившей жизнь. До школьной скамьи дети, в особенности мальчики, бывают очень привязаны к своим матерям. Для некоторых каждая минута без мамы превращается в пытку, а социализация проходит с огромным трудом.
  • Психология ребенка 5 лет и старше претерпевает изменения, мальчик становится более самостоятельным, стремится к общению со сверстниками. В это время мамам важно бывает научиться «отпускать», постепенно удлиняя ту невидимую нить, которая, подобно пуповине, незримо существует между ней и сыном.
  • Проблемы личностного роста мальчиков особенно явно проявляются в период, когда наиболее активно формируется психология детей, у подростков. Тинейджеры нередко становятся нарочито грубыми, агрессивными. Их самоутверждение порой превращается в настоящее испытание для матерей.

Чтобы мальчик вырос настоящим мужчиной, психология воспитания детей советует матерям снять «тотальный контроль» и перестать подавлять сына, диктуя ему определенную модель поведения. Главное, чтобы он стал счастливым человеком, пребывающим в гармонии с собой и миром. Для этого следует обсуждать все, что волнует молодого человека, разбираясь в психологии детей, вникая в проблемы, стараться поддержать и помогать, вместе искать выходы из сложных ситуаций, сообща решать конфликты.

Психологическое здоровье детей и отец

Психологическое здоровье детей и отец

Современная модель семейных отношений, в том числе между отцами и детьми, за минувшее столетие претерпела важные изменения. Роль отца перестала ограничиваться «авторитарным правлением», обеспечением пропитания, финансового благополучия «ячейки общества». Мужчины стали больше участвовать в развитии, обучении, становлении психологии детей дошкольного и школьного возраста. В общем, отцы стали духовно ближе с сыновьями и дочерьми. Они вместе проводят свободное время, занимаются спортом, имеют общие хобби.

Параллельно в России в обыденность превратились бракоразводные процессы. Еще в 2012 году ООН подсчитала их число на тысячу граждан в разных государствах и назвала нашу страну безусловным лидером. Около 67% семей распадаются, в результате детей воспитывает один из родителей.

Чаще после развода ребенок остается жить с мамой, а папа превращается в «приходящего». В лучшем случае «свидания» отцов и детей происходят несколько раз в месяц. Иным мальчикам и девочкам «везет» меньше – их папы появляются эпизодически или совсем пропадают с жизненного горизонта.

По судебной статистике около 2,2 млн российских детей не получают даже положенных им по закону алиментов от своих отцов, не говоря о моральной поддержке. «Мужчин-кукушек» мало заботит психология детей, их образ жизни, образование, здоровье и т. п. Естественно, это накладывает негативный опечаток на психологию, психическое развитие ребенка, который растет, фактически, без отца.

На 150 одиноких мам в нашей стране приходится один отец-одиночка. Как правило, папы, самостоятельно воспитывающие сыновей и дочерей, – настоящие мужчины, которые осознают свою ответственность за жизнь, здоровье, благополучие и психологию своих детей.

Психология ребенка (мальчика) и мужское воспитание

Пытаясь вырастить «настоящего мужчину» из собственного сына, отцам важно не переходить ту тонкую грань, за которой начинаются моральные отклонения. Психология личности ребенка должна быть защищена от насилия, агрессии, злобы. Мальчик, также как девочка, хочет чувствовать себя в безопасности, за надежным отцовским плечом. Он не должен расти в страхе.

  • Психология детей до года такова, что малыш воспринимает своего папу как самую интересную, забавную игрушку, с которой не хотят расставаться, и с ней, зачастую, проводят самые счастливые мгновенья. Сыновья в этом возрасте и до самой школы бывают очень привязаны к мамам.
  • Психология ребенка (мальчика) проходит важный период становления в дошкольном возрасте.
  • Как правило, психология ребенка 5 лет изменяется, он становится в меньшей степени зависим от матери, начинает тянуться к отцу, другим взрослым, сверстникам. Очень важно, чтобы в этот момент рядом оказался, если не отец, то другой мужчина, учитель, тренер, родственник или знакомый, который может стать для мальчика примером для подражания, авторитетом, товарищем.
  • Если удается построить доверительные отношения, когда сыновья еще «ходят под стол пешком», важно не испортить их излишним давлением на психологию детей-подростков. Отцам следует духовно расти вместе со своими сыновьями. Взрослый ребенок, психология которого достаточно зрелая, чтобы верно оценивать окружающую действительность, людей, в том числе родителей, неохотно прощает им ошибки и промахи.

Чтобы иметь моральное право влиять на психологию детей, воспитывать их, оценивать поступки сыновей, отцу необходимо самому соответствовать тем нравственным принципам, которые он мечтает им привить.

Совсем большой ребенок, психология которого в основном сформирована, также нуждается в отцовском совете, поддержке, внимании, добром слове, нежном прикосновении.

Психология ребенка (девочки): любовь и внимание отца

Психология ребенка (девочки): любовь и внимание отца

Отношения между отцом и дочерью - совершенно особенные, отличные от других. Они складываются по законам возрастной психологии детей, но при этом могут иметь вариации, в зависимости от психологии развития конкретного ребенка-девочки, объективных «семейных обстоятельств», условий жизни.

  • Психология детей до года не имеет особых «половых» отличий: девочки и мальчики одинаково привязаны к матерям и любят поиграть на досуге с отцами.
  • Но затем происходит «кризис года», ребенок, психология которого продолжает развиваться, взрослеет, постепенно начинает отождествлять себя с определенным полом.
  • Психология ребенка 5 лет достаточно зрелая для того, чтобы девочка вдруг поняла, что она – будущая женщина, а ее отец становится для нее первым, духовно близким мужчиной.

Кто вырастет в конечном счете из его крошки-дочки, когда она станет совсем большим ребенком, со зрелой психологией, во многом зависит от папы. Отношения между родителями, отцом и дочерью – это модель, которую берет за основу для строительства собственной семьи взрослый ребенок, психология его несет отпечаток всего того, что пришлось увидеть, услышать и пережить в детстве.

Если отец обделял вниманием дочь, чаще порицал, чем поощрял, психология личности ребенка, скорее всего, будет ущербной. Именно из недолюбленных папами в детстве девочек вырастают в перспективе жертвенные женщины, которые живут для мужей, любовников, детей, общества, но при этом забывают о собственных интересах и пропускают счастье мимо.

Страдая от недостатка заботы и интереса отца, они проносят по жизни комплексы вины и неполноценности, считая себя виновницами всех бед. При этом, невольно, они привлекают к себе мужчин, напоминающих отца, или выстраивают супружеские, партнерские отношения таким образом, что оказываются в роли жертвы, незаслуженно обиженными, покинутыми, недооцененными, преданными.

Чтобы дочь была счастлива, и в детские годы, и превратившись во взрослую женщину, отцу следует окружать ее заботой, вниманием, любовью, в то время пока формируется психология личности ребенка. Родительское сердце и жизненный опыт помогут ответить на многочисленные детские вопросы, решить подростковые проблемы. Не будут лишними и научные знания, которые дают книги по психологии детей, специализированные сайты в Интернете. Возрастная психология развития ребенка подскажет, как преодолеть «кризис года»ребенка, психология отношений родителей и детей поможет отцу сохранить теплоту и доверительность в общении с дочерью в течение всей жизни, психология поведения детей научит папу поднимать самооценку девочки и т. д.

Детская психология: общение ребенка с бабушками, дедушками и другими родственниками

Кроме мамы и папы, в семье, как правило, есть и другие родственники, с которыми малыш получает первый опыт межличностного общения. Отношения с бабушками, дедушками, дядями, тетями и т. д. наносят свой отпечаток на детскую психологию, у ребенка, благодаря им, формируется характер, мировоззрение, вырабатывается определенная модель поведения в социуме.

  • Для гармоничного развития психологии детей до года важно, чтобы он получал безусловную любовь окружающих, чувствовал себя в безопасности, под надежной защитой близких.
  • Психология детей дошкольного возраста требует коррекции, в этом возрасте ребенок должен узнать, что такое «хорошо» и что такое «плохо». Бабушкам, дедушка, тетям, дядям и прочим родственникам важно в эти годы не «ломать» психологию детей, а терпеливо формировать разносторонне развитую личность, изо дня в день обучая правильному поведению, культуре общения, расширяя кругозор ребенка.
  • Как можно больше внимания необходимо уделять ребенку школьного возраста. Психология детей, подростков, пластична. Она способна принимать как ущербные, извращенные, патологические формы, так и нормальные. Хотя в этом возрасте большое влияние оказывают друзья, приятели, СМИ, многое, по-прежнему, зависит от домашнего окружения, нравственного климата в семье.
  • Важно не впасть в крайность, окружая девочек и мальчиков заботой, не «залюбить». Чтобы из ребенка не вырос инфантильный, безвольный человек, следует предоставлять, даже самым маленьким, право выбора, возможность самостоятельно принять решение, пусть в самой рядовой, бытовой ситуации. Например, выбирая, что съесть на обед или куда пойти время прогулки.
  • Психология детей школьного возраста, подростков, часто бунтует против излишней опеки, тотального контроля со стороны родителей, бабушек, дедушек и других взрослых. Не следует доводить до конфликта, важно во время разобраться в психологии развития ребенка, который готовится стать взрослым.

Психология воспитания детей и первый опыт общения с взрослыми

Очень важно, чтобы в ранние годы этот опыт был положительным. Для того, чтобы психология детей формировалась гармонично, перед глазами малыша должны быть примеры адекватного поведения в обществе, нормального человеческого общения, без патологических проявлений агрессии, беспричинных вспышек гнева, проявлений физического насилия по отношению к членам семьи и посторонним людям и т. д.

Если в семье будет царить благоприятный комфорт, а все окружающие взрослые будут на собственном примере демонстрировать культуру общения в социуме, психология поведения детей получит оптимальное развитие, сократится риск возникновения психоэмоциональных расстройств в детском возрасте.

Психология ребенка и общение с детьми

Психология ребенка и общение с детьми

Для гармоничного развития психологии детей любого возраста важно, чтобы они имели возможность общаться со сверстниками. Каждый мальчик и девочка должны приобрести собственный опыт отношений с другими детьми, который поможет их адаптации в социуме, научит вести себя в той или иной житейской ситуации.

Возрастная психология развития ребенка нуждается в этом опыте. Духовный мир любого человека, маленького или большого, будет ущербным без общения со сверстниками. Благодаря ему дети учатся:

  • определять личностные границы;
  • по-настоящему дружить, делясь самым дорогим и поддерживая в трудных ситуациях;
  • защищать слабых и противостоять агрессии;
  • уважать чужое мнение, учитывать интересы других людей;
  • разрешать конфликты;
  • изменять обстоятельства и т. д.

Братья и сестры: психология семейных отношений

В семье, где появляется второй или последующий ребенок, первый опыт общения с детьми малыш получает благодаря своим братьям или сестрам. Как советует наука, психология, родители и дети старшего возраста должны окружить новорожденного душевным теплом, и с самых первых дней жизни, сообща, следует растить его хорошим, добрым, воспитанным человеком.

Родителям важно в это время правильно дозировать собственную любовь, чтоб ее хватало и младшим, и старшим. Психология воспитания детей поможет в этот момент избежать ревности между братьями и сестрами разного возраста.

Старшим необходимо прививать желание заботиться о младших, опекать, защищать. Не нужно сразу возлагать на братьев и сестер непомерные обязанности, вначале общение может ограничиваться играми. Необходимо поощрять любое желание помочь в уходе за новорожденным, почаще хвалить старшего ребенка, демонстрируя благодарность и убеждая в его возросшей значимости для семьи, с появлением на свет малыша. Психология детей такова, что они будут стараться соответствовать ожиданиям и оценке родителей, старательно выполняя работу по дому, ухаживая за младшим братом или сестренкой.

Опыт общения с другими детьми

Опыт общения с другими детьми

Как правило, в семье, где ребенка окружают только взрослые, первое общение со сверстниками происходит либо на детской площадке, во время прогулок, либо в детском саду или яслях. Контакты со сверстниками чрезвычайно важны для формирования психологии детей любого возраста. Ранний, положительный опыт отношений с другими мальчиками и девочками, возрастная психология детей считает незаменимым никаким иным. Ведь контакты со сверстниками отличаются от отношений со взрослыми своей естественностью и некоторой непредсказуемостью.

Малыши общаются с детской непосредственностью. Еще в песочнице определяются лидеры и «ведомые». Крохам приходится учиться уважать желания других и при необходимости отстаивать собственные интересы. Если родители и другие взрослые, окружающие карапуза, зачастую потакали всем его желаниям, то получая новый опыт общения со сверстниками, ему приходится привыкать слышать слова «нет», «не хочу» и «не буду» в свой адрес, а самому – осваивать сложное искусство компромисса.

Совершенствуется психология детей, проблемы, неминуемые в процессе человеческого общения, ребенок учится решать, самостоятельно или с помощью взрослых, во время контактов с другими детьми. Таким образом складывается его собственных житейский опыт, который невозможно приобрести другим путем, даже читая умные книжки по психологии детей.

Возрастная психология детей самого младшего возраста

Возрастная психология детей самого младшего возраста

Внутренний мир ребенка – загадка для взрослых, разгадать которую помогает возрастная психология детей. Данная наука довольно досконально изучила особенности психологии детей разного возраста, и готова поделиться «рецептами», рассказать мамам, папам, бабушкам, дедушкам, воспитателям, учителям и другим взрослым о психологии поведения детей с рождения до юности. Специалисты помогают разобраться в трудных ситуациях, когда:

  • малыши гиперактивны;
  • дошкольники испытывают трудности с адаптацией в детском коллективе;
  • ученики панически боятся контрольных или ответов у доски;
  • подростки становятся чрезмерно агрессивными и т. п.

Однако «белые места» в практической психологии личности ребенка еще остаются. Поэтому профессиональные психологи, педагоги и родители сообща продолжают разбираться в прикладной психологии воспитания детей разного возраста.

Психология детей до года

В первый год после появления на свет организм новорожденного проходит колоссальный путь развития. Психология детей до года также активно формируется. Параллельно приходится меняться и духовно расти родителям, приобретать новые знания по психологии детей, если они хотят влиять на формирование личности своего драгоценного чада.

Первое и главное, что волнует большинство мам и пап – это плач младенцев. Родителям приходится учиться находить его истинные причины, различать, когда кроха испытывает боль, голоден или просит поменять подгузник, а когда «маленький манипулятор» просто требует внимания, хочет, чтоб его взяли на ручки.

Уже в грудном возрасте ребенка мамам и папам следует закладывать основы его самостоятельности. Формируя психологию детей до года, необходимо стремиться к автономности. Грудничка советуют укладывать спать в собственную кроватку, оставлять хотя бы на несколько минут поиграть с первыми игрушками и т. д.

При этом младенец, будучи самым уязвимым, беззащитным, нуждается в любви, тепле, заботе, которые ему должны сполна дарить все окружающие, чтоб детская психология ребенка развивалась полноценно, он не страшился мира и людей, а рос открытым к общению, счастливым человеком.

Психология ребенка и «кризис года»

Психология ребенка и «кризис года»

Обычно, начиная с 10 месяцев, у младенцев манифестирует «кризис года», ребенок, психология которого активно формируется, вдруг становится непривычно капризным, требовательным, превращаясь в «маленького тирана». Это – особый этап в развитии психологии детей, который может начаться чуть раньше или чуть позже, но обычно проходит к двум годам. Его характерными признаками являются:

  • частый беспричинный плач;
  • упрямство;
  • обидчивость;
  • не свойственная ранее малышу агрессивность;
  • возросшая привязанность к матери.

Не следует пугаться «кризиса года», ребенок, психология которого продолжает совершенствоваться, должен пройти этот важный период развития, а родителям и другим взрослым следует ему в этом помочь.

  • Он – «побочный эффект» возросшей самостоятельности, которую обретает младенец, осваивая важные двигательные навыки: ползание, ходьбу и т. п.
  • Осваивая окружающий мир, малыш проявляет инициативу, но она нередко оказывается наказуема взрослыми. Отсюда и обиды, частые слезы.
  • Одновременно меняется рацион питания грудничка, он меньше времени проводит у материнской груди, а в маминой любви, тепле, по-прежнему, очень нуждается, поэтому не желает отпускать ее от себя ни на минуту, хочет, чтоб она не только не исчезала из поля зрения, но находилась на расстоянии его вытянутой руки.

Терпение и мудрость – вот два лучших союзника родителей в период «кризиса года», по мнению возрастной психологии детей. Этот нелегкий период – всего лишь одно из первых, и далеко не самое сложное испытание, которое приходится пройти, воспитывая сыновей и дочерей. Психология развития ребенка младшего возраста советует в этот период:

  • отказаться от излишних запретов;
  • не кормить насильно;
  • прислушиваться к просьбам крохи и учитывать желания;
  • почаще играть с малышом – это лучший способ отвлечь от капризов;
  • постоянно разговаривать, рассказывая о собственных действиях, обсуждая происходящее, читая сказки и т. п.;
  • доверять «взрослые дела» (например, мама может вручить ему тряпочку и доверить заниматься совместной уборкой дома, или взять с собой на кухню во время приготовления обеда, где кроха с большим интересом займется сортировкой кухонной утвари), а главное – щедро хвалить за любую помощь;
  • ввести «табу» на физические наказания, не кричать на ребенка;
  • если не удается прервать истерику словами или отвлечь игрушкой, психология воспитания детей рекомендует оставлять ребенка поплакать некоторое время в одиночестве, обычно, как только он понимает, что зрителей нет, потоки слез моментально прекращаются.

Психология детей дошкольного возраста

Психология детей дошкольного возраста

В дошкольном возрасте мальчики и девочки продолжают совершенствовать свои физические, умственные возможности, активно развивается психология детей, обогащается их внутренний мир, раздвигаются границы эмоциональной сферы.

Психология ребенка 5 лет (немного младше или старше), более совершенна, чем духовная организация младенца. В этом возрасте он располагает наглядно-образным типом мышления, постепенно превращающимся в словесно-логический, который помогает ребенку активно осваивать действительность, общаться со сверстниками и взрослыми.

Дошкольники любят ролевые игры, совместный труд, проявляют интерес к групповому обучению, могут дольше, чем прежде, концентрировать внимание и заниматься каким-либо одним делом. В это время нередко проявляются творческие способности малышей.

Прогресс психологии ребенка, мальчика или девочки дошкольного возраста, во многом обусловлен овладением связанной речью, грамматическим строем языка.

Психология малыша и развитие детей в детском саду

Хотя семье принадлежит главенствующая роль в развитии и воспитании ребенка дошкольного возраста, когда он впервые переступает порог детского сада, часть обязанностей, в том числе по формированию психологии детей, берут на себя воспитатели, штатные детские психологи.

Они владеют специальными знаниями по психологии поведения детей, обладают практическим педагогическим опытом. Воспитатели помогают дошкольникам:

  • осваивать гигиенические навыки;
  • приемы самообслуживания;
  • прививают культуру поведения в общественных местах;
  • знакомят с правилами личной безопасности;
  • развивают речь;
  • когнитивные способности;
  • обучают и т. д.

Специалисты знают, как распознать отклонения в психологии детей дошкольного возраста, и умеют корректировать их при помощи игровой терапии, специальных групповых тренингов и т. п.

Особенности психологии ребенка 5 лет и домашнее воспитание

Особенности психологии ребенка 5 лет и домашнее воспитание

Если ребенок не посещает дошкольное учреждение, вся ответственность за его развитие, в том числе формирование психологии детей, остается на плечах родителей и близкого окружения. Папы, мамы, бабушки, дедушки и другие взрослые должны постараться максимально расширить кругозор ребенка, обогатить его внутренний мир. При этом следует поощрять его общение со сверстниками на детской площадке, на прогулке в парке, в гостях у родных и друзей.

В этом возрасте для гармоничного развития психологии детей необходимы групповые игры, совместный с другими детьми и взрослыми труд. Ребенок должен учиться общаться в социуме, правильно вести себя в коллективе. Поэтому, если дошкольник по каким-либо причинам не посещает детский сад, имеет смысл записать его в спортивную секцию, кружок, творческую студию для детей, где он сможет набираться опыта общения со сверстниками.

Взрослые должны уважать мнение дошкольника, прислушиваться к нему, давать ему возможность высказывать свою точку зрения. Иначе в будущем, когда он пойдет в школу, у ребенка могут возникнуть проблемы в отношения со сверстниками, сформируется заниженная самооценка.

Возрастная психология и развитие ребенка школьного возраста

Возрастная психология и развитие ребенка школьного возраста

«Три кита» на которых зиждется гармоничное развитие психологии детей школьного возраста:

  • общение;
  • обучение;
  • игра.

Задача родителей, учителей состоит не только в расширении кругозора школьников, но и в психологической поддержке маленького человека. Они должны помочь ему:

  • адаптироваться в новых условиях школы;
  • привыкнуть к новому распорядку дня;
  • освоить правила поведения на урока и переменах;
  • соблюдать культуру общения со сверстниками и старшими детьми, учителями и т. д.;
  • научиться групповому взаимодействию, взаимопомощи;
  • привить усидчивость, целеустремленность, настойчивость в достижении цели и другие личностные качества, которые будут важны и полезны во взрослой, самостоятельной жизни.

Психология поведения детей и отношения со сверстниками

Пока формируется психология детей, проблемы со сверстниками возникают гораздо чаще, чем во взрослом возрасте. Ребенок самоутверждается, обретает явные черты его характер, совершенствуются волевые качества и т. д.

Особенности психологии детей школьного возраста во многом обусловлены их физическим развитием. Так, примерно с 8 лет, начинается подготовка организма к пубертатному периоду. В это время мальчики и девочки предпочитают общаться, играть, сидеть за одной партой с детьми идентичного пола, а представителей противоположного – игнорируют или вступают с ними в конфликты.

Психология личности ребенка и отношения с учителями, другими взрослыми

Психология личности ребенка и отношения с учителями, другими взрослыми

По мере взросления, когда ребенок становится учеником школы, на его жизненном пути появляются учителя, меняются задачи родителей.

  • Приоритетом для взрослых, которые участвуют в воспитании, формировании психологии, психическом развитии детей становится освоение учебного материала. Между учеником и учителем возникает новая форма действий – передача информации.
  • Задача родителей, учителей и прочих взрослых мотивировать ребенка к активному познанию, сотрудничеству с педагогами, самообразованию.
  • Важно поощрять самостоятельность детей, доверяя им, полагаясь на них, воспитывая ответственность.
  • Ребенок должен учиться мыслить и отстаивать свою точку зрения по самым разным вопросам.
  • Учителя и родители должны мягко корректировать нарушения в поведении ребенка в этот период. Не порицать и карать, а обсуждать, показывать правильную модель поведения, поддерживать на верном пути. Похвала, по мнению опытных педагогов и психологов, гораздо эффективно помогает решить проблемы в психологии детей.
  • Мощным инструментом в руках взрослых, побуждающим ребенка к активному развитию, личностному росту, является элемент соревнования. При этом важно, чтобы дух соперничества не вытеснял взаимовыручку, желание помочь слабому, протянуть руку помощи товарищу.
  • Ребенок должен учиться взаимодействию со сверстниками, работая в команде, при наличии единых целей.

Психология детей: подростки

Психология детей: подростки

Психология взрослого ребенка, стоящего на пороге самостоятельной жизни, остается пластичной, податливой к постороннему воздействию, коррекции. При этом переходный возраст часто ассоциирован с личностным кризисом, который переживают многие тинейджеры, а заодно с ними – и их родители, другие родственники, близкие, учителя.

Очень важно, чтобы они сообща стремились поддержать ребенка, даже если его поведение порой становится неадекватным, он совершает поступки, за которые, наверняка, будет «краснеть», став взрослым. Не отмахивались от проблем тинейджера, отгораживаясь своими бытовыми проблемами, работой и личной жизнью, а наоборот, шли на максимальное сближение, искали духовного родства.

Как считает психология, родители и дети всегда могут найти точки соприкосновения. Чем больше сопротивляется подросток, тем более настойчивыми и изобретательными должны стать взрослые.

Специалисты рекомендуют родителям как можно больше времени проводить с большим ребенком, психология которого переживает сложный кризис. Планируя семейный досуг, следует учитывать интересы тинейджера.

Если бабушка любит классическую оперу, дедушка – «забивать козла», папа – собирать грибы, мама – вышивать крестиком, а подросток – обожает футбол, имеет смысл как-нибудь купить билеты для всех домочадцев на игру (если уж не горячо любимой подростком, то хотя бы просто – местной футбольной команды. Или отправиться всей семьей, можно с друзьями, в воскресенье на пикник, прихватив с собой мяч, чтобы устроить семейный матч.

Большой ребенок: особенности психологии

Главной особенностью психологии детей в пубертатный период является ее нестабильность, обусловленная, во-первых, объективным состоянием здоровья, гормональной перестройкой, происходящей в организме.

  • Нередко отставание когнитивных возможностей от физического развития ребенка приводит к снижению успеваемости. Это отрицательно сказывается на самооценке, психологии детей, подросток становится замкнутым, могут возникать серьезные психоэмоциональные расстройства, например, депрессия, суицидальные наклонности.
  • Интеллектуальное развитие стимулирует рефлексию, увлекаясь самокопанием, подростки нередко становятся слишком требовательными к себе, нетерпимыми к собственным недостаткам. Многие уходят от реального общения в виртуальное пространство, прячась за «аватарками» и «никами», создавая вымышленный образ, далекий от действительности, и постепенно отождествляясь с ним, теряя собственное «я».
  • Множество проблем для психологии детей несет с собой половое созревание, пробуждающийся у подростков интерес к противоположному полу.
  • Зачастую молодых людей переполняет избыточная энергия, которую необходимо выплеснуть. Если не направить ее на «мирные цели», тинейджеры совершают безрассудные поступки, идут на неоправданный риск, занимаются «экстримом», который граничит с самоуничтожением.

Психология взрослого ребенка: конфликты отцов и детей

Психология взрослого ребенка: конфликты отцов и детей

Отношения между старшим и младшим поколением всегда были в центре внимания психологии, родители и дети в процессе общения нередко переживают конфликты, особенно, когда ребенок вступает в пору отрочества. Как ни странно, их виновниками чаще бывают мамы и папы, которые не понимают, что психология детей-подростков кардинально отличается от духовного мира взрослых. Большинство из них успевают забыть собственные духовные метания, которые они переживали, сами будучи тинейджерами.

Некоторые родители «грешат» тем, что не уделяют должного внимания дочерям или сыновьям. Проблемы подростков кажутся им незначительными, в сравнении с собственными «серхзадачами», рабочими и домашними обязанностями. Из-за пренебрежительного отношения к интересам подростка, небольшие «трещины» между родителями и детьми постепенно расширяются, превращаясь в непреодолимую без посторонней помощи (педагогов, психологов, психиатров) пропасть. Оценить размеры катастрофы, к сожалению, мамы и папы иногда могут только после настоящего потрясения, трагедии в семье, причиной и главным действующим лицом которой становится подросток.

Чтобы этого не происходило, не стоит дожидаться проблем. Следует быть внимательными к психологии детей, чуткими к их настроениям, желаниям, разделять из радости и горести.

Фундаментальная психология и психическое развитие ребенка

Детская душа – предмет изучения разных отраслей фундаментальной науки (детской психологии, педагогики, педиатрии, физиологии и т. п.). Специфика состоит в том, что психология детей – нестабильна, она меняется по мере взросления ребенка, приобретая новые черты, обрастая проблемами. Возрастная психология развития ребенка позволяет разобраться в хитросплетениях детской души, учитывая динамику, изменчивость его внутреннего мира.

Развитие психологии детей – это не обычное, ровное, поступательное движение, а трудный путь, на котором приходится иногда возвращаться к некой отправной точке, прежде чем найти верную «тропинку», порой необходимо совершать невероятные скачки. Фундаментальная психология детей, которая изучает различные аспекты детской психики, механизмы и законы ее развития, позволяет взрослым определить верные ориентиры, задать правильный вектор движения, воспитывая ребенка, занимаясь его духовным ростом.

Прикладная психология и особенности развития детей

Прикладная психология и особенности развития детей

Каждый ребенок уникален, и психология детей не может быть «типовой». Поэтому фундаментальная наука, пытаясь установить законы развития личности, духового роста ребенка, должна учитывать особенности детей, их психологии, характера, душевного устройства, знания о которых собирает и изучает прикладная наука.

Прикладная психология детей, в свою очередь, использует весь накопленный фундаментальной наукой арсенал теоретических знаний, для решения практических задач в процессе воспитания, формирования личности ребенка.

Прикладная психология детей находит практическое применение в:

  • образовании;
  • медицине;
  • спорте.

Кроме того, практические знания о психологии детей разного возраста используют маркетинговые и рекламные технологии. Причем, иногда манипуляции желаниями ребенка идут в разрез с его интересами. Поэтому государство должно контролировать данную сферу, пресекая попытки «нажиться» на благополучии и здоровье детей.

Основные методы психологии для решения проблем детей

Различают основные методы фундаментальной и прикладной отраслей науки, которые используют для сбора и обработки информации, практической помощи родителям и детям:

  • личностно-ориентированные (личностно-деятельные);
  • поведенческие (условно-рефлекторные);
  • суггестивные.

К фундаментальным методам детской психологии относят:

  • беседу;
  • опрос;
  • тестирование;
  • эксперимент;
  • дневник.

К прикладным методам детской психологии причисляют:

  • консультации;
  • внушения;
  • подкрепления.

Психологическое консультирование детей, родителей и педагогов широко практикуют в нашей стране, так как в детских садах, школах и других образовательных учреждениях работают профессиональные детские психологи, которые могут наблюдать психологию детей в динамике, своевременно диагностировать психоэмоциональные и поведенческие расстройства и корректировать их.

Отдельная отрасль психологии детей, конфликтология, приходит на помощь мальчикам, девочкам, их родителям, учителям, когда в детских коллективах, семьях возникают большие разногласия. Если взрослые и дети не могут самостоятельно прийти к консенсусу, заключить «мир» помогают профессиональные детские психологи, пользуясь методом психологии, который носит «говорящее название» – «решение конфликтов».

Одним из самых популярных практических методов возрастной психологии развития ребенка, используемых прежде всего в работе с трудными подростками, являются групповые тренинги. В процессе занятий, больше напоминающих забавную игру, удается не только решить психоэмоциональные и поведенческие проблемы психологии детей, но и многому научить их.


Оценить статью:
Рейтинг: 5/5 Оценок: 987
Гость Гость Гость 27.10.18 22:10 27.10.18 22:10

https://youtu.be/HBd1_HDiBOM смотрите про воспитание детей здесь

Никита Никита Никита (0) 28.12.17 09:12 28.12.17 09:12

Отдали трёхлетнюю сестрёнку в детский сад. Сколько было слёз. Казалось, без знаний тонкостей детской психологии здесь не обойтись. За неделю воспитательница смогла успокоить малышку, но здесь помог опыт. Она уже больше 30 лет с детьми и такая спокойная, рассудительная, но без образования. Думаю наработанные привычки в этом деле поважней.

Анна Анна Анна (10) 28.12.17 00:12 28.12.17 00:12

Порой приходится воспитывать не только своего маленького сына, но и его бабушек/дедушек, которые, как правильно в статье сказано, была бы их воля "залюбили бы" обожаемого внука. Потребовалось время, чтобы они поняли: стиль воспитания взрослых должен быть одинаковым, требования тоже. Только тогда маленькому хитрецу не удастся манипулировать взрослыми.

ольга ольга ольга (0) 27.12.17 14:12 27.12.17 14:12

Как по мне так детская психология начинается с семьи и воспитания детей , я всё своё свободное время провожу с детьми и стараюсь быть им не только мамой , но и другом .Дети мне доверяют .Очень много полезного в статье я выделила для себя в воспитании и поведении детей.

Катерина Катерина Катерина (11) 27.12.17 07:12 27.12.17 07:12

Конечно же, психология детей и взрослых во многом отличная. Дети ко всему относятся достаточно просто и не заморачиваются так как взрослые люди. Ну а статья мне очень понравилась, она написана простым и доступным языком. За это огромное спасибо. Пять.

Катя Катя Катя (3) 26.12.17 20:12 26.12.17 20:12

Эта наука, которую обязательно нужно изучать на курсах будущих родителей. Все наши комплексы родом из детства, и если родители будут хорошо знать возрастную психологию, они смогут предотвратить психологические травмы своего ребенка, и он вырастет здоровой разносторонней личностью, которой не будут мешать детские страхи и комплексы.

Максим Максим Максим (16) 26.12.17 13:12 26.12.17 13:12

К каждому ребенку необходим свой подход, именно поэтому очень важно найти грамотного специалиста, который сможет детально разобраться в проблеме и найти оптимальный выход из сложившейся ситуации. Обидно признавать, но сейчас дети очень сильно изменились и не в лучшую сторону и решить все проблемы дома зачастую не представляется возможным.

Гость Гость Гость 01.12.17 21:12 01.12.17 21:12

Психотерапевт хороший. Желательно,чтобы специализировался на подростках. Читайте отзывы. Вообще это дело сложное т.к. не всякий врач подходит . Я для себя нашла быстро,а вот мужу так и не подобрали. Нужно,чтобы человек был опытный и доверием к нему проникнуться. И еще ходить надо не месяц не два,а до решения проблемы.

Лета Лета Лета (32) 01.12.17 16:12 01.12.17 16:12

Психология вообще тонкая вещь, я считаю, что сложнее детской психологии может быть только женская логика, но это частный случай. Если у ребёнка возникают проблемы надо не дать ему закрыться - это может только усугубить и проблему и со временем дело и до ОКР дойдёт.

Леся Леся Леся (7) 30.11.17 20:11 30.11.17 20:11

у меня маленькая дочка и я постепенно учу ее всему, когда она делает успехи, постоянно хвалю ее, говорю, какая она у меня молодец и умничка. Еще каждое утро я говорю ребенку, что она у меня красавица, хочу чтобы она выросла и чувствовала себя красавицей. Стараюсь уделять своему ребенку много внимания, чтобы его психика нормально развивалась. 

Ирина Ирина Ирина (5) 30.11.17 16:11 30.11.17 16:11

Считаю, что значение психолога в работе с детьми недооценено. В моей школе, например, всего один психолог, который не успевает уделить внимание всем, кому это необходимо. В школах и детских садах должна работать команда психологов, которая будет активно проводить индивидуальную и групповую работу с детьми.

Наталья Наталья Наталья (23) 30.11.17 10:11 30.11.17 10:11

Психология детей очень большая наука которую изучает все время, каждый ребенок по своему развит и поведение у каждого разное, и предугадать детей невозможно. Просто ребенку нужно помогать во всем и радость разделить и огорчение и тогда ребенок будет уверен в вас.

Ardo Ardo Ardo (3) 29.11.17 19:11 29.11.17 19:11

Cын 11 лет 5 класс отказывается ходить в школу, вплоть до того что его привозят утром к школе а через час он уже во дворе дома, в школе разборки ничего не дают, все в один голос говорят, что ребенок замечательный и общительный, учителя им довольны, уроки он тоже делает с удовольствием, сам на вопросы не отвечает, молчит и пускает слезы...

Олег Олег Олег (6) 27.11.17 19:11 27.11.17 19:11

Моя старшая дочь как раз выучилась на детского психолога и работает в школе штатным психологом. Рассказывает как в настоящее время очень много детей с отклонениями в психике. Старается каждому такому ребенку уделить время, к каждом найти свой подход. Правда не всегда это удается.

Гость

Заполняя настоящую форму, я подтверждаю, что полностью и безоговорочно принимаю условия "Пользовательского соглашения", размещенного на сайте, ознакомился и согласен с условиями и порядком обработки моих персональных данных, установленных «Политикой Общества с ограниченной ответственностью «Корпорация «Медицинские электронные данные» в отношении обработки персональных данных и сведениями о реализуемых требованиях к защите персональных данных
Для того, чтобы написать комментарий решите пример: + =