Капсаицин — активный ингредиент плодов растения рода Capsicum. Больше всего его содержится в остром (горьком) перце. Известно, что капсаицин является агонистом (активатором) рецепторов TRPV1, которых называют молекулярными болевыми рецепторами. Считается, что эти рецепторы, расположенные на окончаниях сенсорных нейронов ганглиев дорсальных корешков, играют ключевую роль в возникновении болевых ощущений при воспалительных процессах.
Способность капсаицина постоянно стимулировать рецепторы TRPV1, благодаря чему происходит их дезактивация и, как следствие, обезболивание, используется при терапии различных воспалительных заболеваний. Группа под руководством профессора Эйала Раца (Eyal Raz) обнаружила, что рецепторы TRPV1 присутствуют также на эпителиальных клетках кишечника, где в основе механизма их активации лежит рецептор эпидермального фактора роста EGFR. От активности этого рецептора зависит пролиферация (размножение) клеток, составляющих выстилающий кишечник слой эпителия, который полностью обновляется примерно за 4-6 дней. Базовый уровень активности EGFR обеспечивает поддержание нормального уровня сменяемости эпителиальных клеток.
Однако, в случае бесконтрольного усиления активности EGFR и, соответственно, роста уровня пролиферации клеток, происходит повышение риска образования в кишечнике злокачественных опухолей.
Рац и его коллеги установили, что ключевую роль в регуляции активности EGFR играют как раз эпителиальные рецепторы TRPV1, которые, будучи однажды активированы EGFR, затем выступают в качестве сдерживающего начала. Эксперименты на генетически модифицированных мышах с дефицитом эпителиальных рецепторов TRPV1 показали, что у таких животных уровень распространенности новообразований в кишечнике значительно превышает средние значения. Таким образом, пришли к выводу ученые, TRPV1 фактически является супрессором опухолевого роста в этом отделе пищеварительного тракта.
Такой вывод заставил авторов предположить, что постоянная длительная активация этих эпителиальных рецепторов с помощью капсаицина может повлечь за собой снижение риска развития опухолей в кишечнике.
Эта гипотеза была подтверждена в экспериментах на генетически модифицированных мышах, склонных к образованию множественных опухолей в желудочно-кишечном тракте. Терапия капсаицином привела к снижению опухолеобразования и увеличению продолжительности жизни животных более чем на 30 процентов.
При этом эффект от терапии был более выражен в комбинации с нестероидным противовоспалительным препаратом целекоксиб (celecoxib), применяемым при лечении остеоартрита и ревматоидного артрита, а также при острой боли воспалительного происхождения. «Полученные нами данные заставляют предположить, что людям с высоким риском образования опухолей в кишечнике будет полезна хроническая активация TRPV1», — отметил Рац. В то же время, подчеркнул он, изучение связи между функцией TRPV1 и колоректальным раком у человека – дело будущих клинических исследований.