Чувствительный и ранимый: 8 способов помочь эмоциональному ребёнку

Некоторые дети испытывают эмоции глубже, чем другие. Они могут чаще злиться, быстрее чувствовать фрустрацию и чрезмерно быстро и сильно реагировать по сравнению со сверстниками. Воспитывать такого ребёнка непросто: неважно, отказали вы в сладости до обеда или неудачно расчесали волосы, в ответ летят крики, слёзы и гнев. Что делать?

Способность регулировать сильные эмоции во многом зависит от возраста и развития. Более интенсивное переживание также иногда является просто частью характера человека. Вот что советуют эксперты: как справляться с эмоциональной чувствительностью детей и как научить ребёнка делать это самому.

Какую минеральную воду можно пить беременным: столовая или лечебная, c газом или без?

Какая минералка пойдёт на пользу во время беременности: выбираем эффективную для питьевого режима будущей маме.

Что такое эмоциональная чувствительность?

Эмоциональная чувствительность — это термин, который описывает, как человек реагирует на окружающую среду. Хотя эта концепция чётко не определена и не является чем-то, что может быть диагностировано (в отличие, например, от слабого и реактивного типа нервной системы), учёные из Университета Хьюстона в исследовании описывают её как «повышенную эмоциональную реактивность» или «тенденцию к эмоциональным реакциям».

Другой распространённый термин, используемый для обозначения эмоциональной чувствительности, — «высокочувствительный человек». Обычно он применяется к людям, которые испытывают более сильные эмоции, или у которых более сильные эмоциональные реакции на вещи.

Факт!

Большинство детей рождаются эмоционально чувствительными по своей природе, но по мере взросления они осваивают различные стратегии управления своими эмоциями. Тем не менее, некоторые дети могут продолжать иметь более высокую чувствительность, и вы можете заметить это примерно в возрасте 5 или 6 лет.

Если сверстники вашего ребёнка стали реже устраивать истерики и срывы, а ваш ребёнок — нет, это может быть признаком высокого уровня эмоциональной чувствительности.

До достижения двух, а иногда и трёх лет, способность детей сдерживать поведение обычно низкая. Однако это не значит, что не надо учить их управлять своими эмоциями. Учёные из Университета Аризоны установили, что к тому времени, как дети начинают посещать дошкольное учреждения, многие уже обладают навыками, необходимыми для того, чтобы начать учиться регулировать свои эмоции. Как же их учить?

Помощь высокочувствительному ребёнку

Сильные эмоции могут усложнить жизнь детям, если они не научатся контролировать эмоции. Хотя этот навык со временем усваивается естественным образом, есть способы, которыми вы можете помочь развить эмоциональную осознанность и усвоить здоровые способы справиться с вспышками уже сейчас. Что делать?

Подтвердите чувства ребёнка

Когда ребёнок плачет после царапины, которая даже не повредила кожу, вашим первым инстинктом может быть сказать ему успокоиться или заверить его, что его травма не была серьёзной. Но эксперты говорят, что отрицание его чувств может только ухудшить ситуацию, особенно если ребёнок слышит гнев или разочарование в вашем голосе.

«Когда вы пытаетесь отговорить своего ребёнка от того, что он чувствует, это заставляет его ещё сильнее держаться за это чувство и ещё больше расстраиваться», — говорит Элинор Баше, детский психолог. — «Важно слушать и принимать чужие эмоции, даже если они кажутся вам нелогичными. Например, вы можете сказать что-то вроде: «Я знаю, что это больно» или «Ты, наверное, испугался, когда упал».

Помогите детям назвать свои эмоции

Эксперты Международного центра психологии и психотерапии утверждают: для собственного же блага дети должны осознавать и определять, что они чувствуют, и вы можете помочь, обучая их эмоциям. Скажите: «Сейчас ты выглядишь грустным» или «Я вижу, что ты злишься». Назовите свои эмоции, сказав: «Мне грустно, что мы не можем сегодня пойти к бабушке» или «Я удивлен, что эти мальчики на площадке оказались такими злыми».

Вы также можете завязать разговор, говоря о персонажах книг или мультфильмов. Время от времени задавайте вопросы, например: «Как вы думаете, что чувствует этот заяц?». С практикой способность вашего ребёнка называть свои эмоции улучшится.

Предоставьте информацию

Маленькие дети любят быть в курсе событий, поэтому используйте это в своих интересах. Если ваш ребенок боится прививки, например, поговорите с ним перед ежегодным осмотром. Объясните, как прививка предотвращает определённую болезнь.

Кроме того, позвольте ребёнку контролировать ситуацию. Например, оказавшись в процедурном кабинете, спросите, хочет ли он снять кофту или только поднять рукав, а затем разрешите выбрать вид поощрения (например, наклейку или новый карандаш).

Установите реалистичные ожидания

Ещё один способ помочь ребёнку почувствовать контроль: установите реалистичные ожидания, прежде чем пробовать что-то новое. Например, если ребёнок пытается собрать пазл из 300 деталей, и вы ожидаете, что это закончится срывом, подготовьте его заранее.

Вы можете сказать что-то вроде: «Этот пазл сложнее, чем другие, так что, вероятно, он займет пару дней. Может, нам стоит собирать его вместе?».

Научите навыкам преодоления трудностей

Навыки преодоления трудностей могут помочь ребёнку управлять эмоциями. Мы предлагаем разные способы справляться с эмоциями. Попробуйте их вместе, а в ситуации, когда приближается эмоциональный взрыв, напомните им об использовании. И показывайте всё на себе: когда вы злитесь, например, подышите «квадратиком»: дети многому учатся, наблюдая за родными.

  • Практикуйте глубокое дыхание. Научите ребёнка вдыхать медленно и тихо через нос, а затем выдыхать через рот. Попробуйте сказать ему «понюхай цветок, а затем надуй воздушный шар», чтобы освоить метод. Детям постарше предложите технику «дыхание квадратом»: надо вдыхать, делать паузу, выдыхать и делать паузу – и во всех случаях считать до четырёх, как четыре угла квадрата. Вы можете делать это вместе в трудные моменты, но поощряйте ребёнка самостоятельно использовать глубокое дыхание, когда это необходимо.
  • Проведите мозговой штурм вдохновляющих фраз. Помогите ребёнку придумать несколько позитивных утверждений, чтобы успокоиться, например: «Все совершают ошибки. Я буду ещё стараться и стану лучше», «Я не всегда могу добиться своего» и так далее.
  • Считайте, чтобы успокоиться. Ваш ребёнок может отвлечься от сильных эмоций с помощью счёта. считая. Счёт до 10 или обратный счет от 100, сколько проехало машин — вот лишь несколько умственных задач, которые могут уменьшить стресс.
  • Сделайте перерыв. Учите ребёнка останавливаться в начале резких эмоций и отходить в сторону, чтобы дать себе тайм-аут.
  • Создайте набор для успокоения. Наполните коробку предметами, которые помогут успокоиться (или поднять настроение). Раскраски и мелки, наклейки, которые можно поцарапать и понюхать, тактильные игрушки, картинки, которые нравятся ребёнку, успокаивающая музыка — вот лишь несколько предметов, которые могут задействовать чувства и помочь управлять своими эмоциями.
  • Определите, что улучшает настроение. Поговорите с ребёнком о том, что ему нравится делать, когда он счастлив, например, играть на улице, читать книгу анекдотов или петь любимые песни. Запишите эти вещи как «повышатели настроения». Когда он чувствует себя плохо, поощряйте его заниматься чем-то, что улучшает настроение, чтобы помочь ему справиться со своими чувствами.

Отдельные чувства и поведение

Дети также должны научиться выражать свои эмоции социально приемлемым образом. Крики посреди продуктового магазина, нытье или истерика в школе, например, являются неприемлемым поведением.

  • Скажите детям, что им разрешено испытывать любые эмоции, которые они хотят, но они могут выбирать, как реагировать на эти неприятные чувства. Хотя у них есть полное право злиться на кого-то, например, это не позволяет бить или кусать.
  • Также дисциплинируйте поведение, а не эмоции. Скажите: «Тебя ждет наказание, потому что ты ударил своего брата» или «Я забираю эту игрушку на весь день, потому что ты кричишь так, что у меня болят уши».

Найдите решение вместе

Иногда нет решения для выхода очень сильного чувства. Но когда это уместно, после того как вы признаете эмоции ребёнка и дадите ему успокоиться, вы можете дать ему возможность провести мозговой штурм, чтобы найти способы почувствовать себя лучше. Например, если у него сломался самокат, вы можете спросить: «Как ты думаешь, мы сможем его отвезти домой? Посмотрим, как отремонтировать самим, или отдадим в мастерскую?».

Избегайте усиления вспышек гнева

То, как вы реагируете на эмоции ребёнка, имеет большое значение. Иногда родители непреднамеренно поощряют детей к эмоциональным вспышкам. Если вы работаете над тем, чтобы помочь ребёнку регулировать свои эмоции, лучше избегать следующего.

  • Не поощряйте за успокоение: если вы предлагаете ребёнку особое угощение каждый раз, когда он берет себя в руки, он может понять, что расплакаться или накричать на брата или сестру, а потом успокоиться — это хороший способ получить желаемое.
  • Не окружайте ребёнка вниманием: хотя важно утешать, убедитесь, что вы не переусердствуете. Вы не хотите, чтобы ребёнок понял: расстраиваться — это лучшая стратегия привлечения вашего внимания.
  • Не успокаивайте ребёнка постоянно: да, полезно подбадривать его, но также важно научить навыкам, необходимым для того, чтобы успокаиваться самостоятельно.
  • Не говорите, чтобы он перестал плакать: это может расстроить его ещё больше. А если он увидит, что вы нервничаете из-за его слёз, он может подумать, что делает что-то не так, и это не облегчит задачу прекратить плакать.
  • Не объявляйте всем о том, что ваш ребёнок эмоционально очень чувствителен: если вы предупреждаете каждого учителя, тренера или родителя друга, что ваш ребёнок очень чувствителен, вы подспудно сообщаете ребёнку в том числе о том, что он не справляется сам. Хотя полезно дать некоторое представление о темпераменте ребёнка, это не является обязательным требованием.

Когда следует обратиться за профессиональной помощью

Эмоциональное обучение начинается в раннем детстве, но исследования учёных из Университета Индианы показывают, что детям обычно требуется до 8–9 лет, чтобы научиться контролировать себя до социально приемлемой нормы. Помните: формирование коры головного мозга, которая отвечает за контроль, продолжается и у подростков, и в ранней молодости!

Таким образом, даже дети, которые по своей природе не слишком эмоциональны, могут пройти через период, когда кажется, что слёзы продолжают литься рекой, или они испытывают вспышки гнева.

Хотя это обычно нормально, всё равно стоит проконсультироваться с педиатром, чтобы убедиться, что нет ничего, что подпитывает такое поведение (например, недиагностированная ушная инфекция, другое заболевание или психологическая проблема). Это особенно важно, если ваш ребёнок маленький и ему трудно общаться.

Вам также следует обратиться за профессиональной помощью, если эмоции ребёнка создают проблемы в его повседневной жизни. Если он так много плачет в течение дня, что не может сосредоточиться на занятиях, или если ему трудно поддерживать дружеские отношения, потому что он не способен контролировать свой гнев, им может потребоваться дополнительная поддержка. Подробнее о подобных ситуациях читайте в статье «Из-за истерики к врачу: когда это не просто кризис или воспитание?».

Использованы фотоматериалы Unsplash

Читайте далее

Вооружен до зубов: 9 гаджетов для здоровья зубов и десен

Какие гаджеты помогут сохранить здоровье зубов и красоту улыбки? Топ лучших для домашнего применения.

Дома как в кафе: выбираем кофемашину

Если вам хватает того кофе, который вы покупаете по пути, и цена устраивает, то дальше можете не читать. Этот материал адресован кофеманам не только увлеченным, но и рациональным.

Питание: кухонные приборы, которые облегчают жизнь хозяйки

Сколько бы ни было придумано машин, облегчающих работу на кухне, все равно без хозяйского глаза не обойтись. Только вам решать, какой гаджет вам нужен.

Что подарить мужу сестры на юбилей?

Какой подарок выбрать для мужа сестры?

Возможности современной онкохирургии

Какие новейшие достижения современной онкохирургии дают возможность сегодня спасать безнадежных пациентов: подробно рассказывает врач-онкохирург

Какую минеральную воду можно пить беременным: столовая или лечебная, c газом или без?

Какая минералка пойдёт на пользу во время беременности: выбираем эффективную для питьевого режима будущей маме.

Уколы тестостерона: что мужчинам надо об этом знать

Гормон тестостерон как лекарство для детей и взрослых: когда он показан и чем его заменить?

5 умных гаджетов, помогающих сохранить здоровый микроклимат дома: обзор эффективных девайсов

Пятерка эффективных умных гаджетов, которые по мнению экспертов помогут сохранить здоровый микроклимат в квартире и доме

Клеточные технологии в современной пластической хирургии

Как сегодня в современной пластической хирургии применяются технологии с использованием стволовых клеток: подробно объясняют эксперты

Восстановление после инсульта: проблемы питания и как их решить

Как пациентам восстанавливаться после перенесенного инсульта и нормализовать полноценное пиnfние: подробно объясняем в статье MedAboutMe

Признаки и стадии алкоголизма у женщин

Алкоголизм – это проблема, разрушившая многие жизни. Как вовремя распознать ее у женщин?

Вся правда о детских какашках: что считать нормальным?

Расшифровываем содержимое подгузника: какой стул нормальный для ребенка до года, а с чем бежать к врачу.

Как ухаживать за зубами, чтобы реже обращаться к стоматологу?

Какие десять нетипичных советов от детского стоматолога в качестве профилактики помогут вам сохранить здоровье зубов и сэкономить в будущем на посещениях дантиста.

Выбор зубной пасты для детей: рекомендации стоматологов

Выбор зубной пасты детям в зависимости от возраста: практические советы родителям от стоматологов.
Опубликовано 25.09.2024 23:25
Рейтинг статьи:
4,3

Использованные источники

Dysregulation in children: Origins and implications from age 5 to age 28 / McQuillan ME, Kultur EC, Bates JE, O'Reilly LM, et al. // Dev Psychopathol. 2018
An evaluation of the construct of emotional sensitivity from the perspective of emotionally sensitive people / Wall K, Kalpakci A, Hall K, et al. // Borderline Personal Disord Emot Dysregul 2018
Emotion-Related Self-Regulation in Children / Eisenberg N, Sulik MJ. // Teach Psychol 2012

Читайте также

Справка на опекунство по форме 164/у: где и как получать?
Для чего нужна справка на опекунство по форме 164/у? Что необходимо для оформления бланка?
«Ведьмин час»: почему младенцы плачут вечером?
Голод, колики, капризы? В чём причины вечернего плача малышей, как их успокоить и когда этот период кончится?
Импульсивные дети: как научить их сдерживаться?
Развиваем навыки самоконтроля у ребёнка: как, когда и что надо делать?
Какие задачи решает возрастная и педагогическая психология?
Как применяется возрастная и педагогическая психология при обучении подрастающего поколения? Кто такой педагог-психолог?
4 способа научить ребёнка играть самостоятельно
Помоги мне научиться играть одному: 4 простых совета от экспертов по детской психологии.
Почему ребёнок плачет, выгибая спину: полный список причин
В помощь молодым мамам: почему дети могут выгибать спину при плаче, кормлении и во сне?