В жизни детей всегда присутствуют стрессы. Исходя из того, насколько устойчивой и крепкой будет нервная система ребёнка, насколько адекватно она будет реагировать на раздражители, будет в итоге зависеть состояние здоровья как в целом, так и нервно-психическая сфера в частности. У детей высшие отделы в нервной системе постепенно развиваются и созревают, условные связи и особенности реагирования на стресс только формируются, защитные механизмы еще нарабатываются. При сильном раздражении может наступить срыв, что приведет к особым формам невротического расстройства — неврозам. Особенно подобные состояния часты у школьников, так как они возникают при неправильном или противоречивом воспитании ребёнка, при игнорировании родителями сигналов о перенапряжении в учебных занятиях. Тогда происходит дисбаланс между стимулирующими и тормозными влияниями, развивается нервный срыв.
Невроз или нервный срыв: в чем причины
Если говорить с точки зрения психологии и медицины, нервный срыв возникает как временная реакция на острый стресс. При этом ребёнок временно утрачивает контроль за эмоциями, поведением или некоторыми функциями организма. Невроз — это следствие вовремя не устраненных срывов, затяжное состояние, при котором нарушаются определенные контролирующие функции нервной системы. Это приводит к определенным недомоганиям, расстройствам поведения, проблемам с обучением. Наиболее часто нервные срывы, а также неврозы развиваются у ребёнка старшего дошкольного возраста или школьников. Основной причиной считают противоречивое воспитание ребёнка, практикующееся как самими родителями, так и родственниками. Но это совсем не результат бродяжничества детей, их безнадзорности или намеренной жестокости со стороны родителей. Зачастую мать и отец, сами того не замечая, совершают ошибки. Проблемы в воспитании ребёнка возникают в силу того, что родители не имеют знаний о психических и физических особенностях малыша в разном возрасте. Помимо того, родители часто не пытаются вникать в истинные причины совершаемых детьми поступков. Если ребёнок испытывает постоянный психический дискомфорт, он в стрессе, это приводит к срывам, плавно перетекающим в невроз.
Ошибки родителей на примере типовых ситуаций
Одним из самых серьезных факторов в возникновении как нервных срывов, так и неврозов у детей являются запугивания. Особенно они актуальны для впечатлительных и эмоциональных детей. Родителям не стоит обещать ребёнку, что за ним «придет Баба-Яга» или злые монстры, что при плохом поведении ему врач сделает укол, его сдадут в полицию, утащит к себе собака и т. д. Типичные примеры могут помочь понять суть проблемы.
Например, ребёнок шел из школы, на него бросилась стая собак, малыша вовремя отбили взрослые, но после перенесенного шока он заикается. В этом случае процесс возбуждения и перенапряжение привели к срыву, развитию логоневроза (заикание).
Родители заставляли свою семилетнюю дочь кушать под угрозой ремня и физического наказания. С раннего возраста девочка не выносит молочную кашу и овощное рагу, однако принимает пищу через силу, сдерживая неприязнь к еде. В результате к концу учебного года ребёнок попадает в больницу с пищевым неврозом: нервной рвотой, стойким отвращением к еде. Это произошло за счет перенапряжения тормозных процессов с формированием анорексии.
Тяжелые стрессы и их последствия
Не менее тяжело дети переживают эмоциональный стресс, психические потрясения. Проще понять влияние этой причины можно на примере:
во втором классе у мальчика случилось в семье неприятное событие. Отец бросил семью и начал суды за право воспитывать сына у себя. Ребёнок одинаково любит обоих родителей, и расставаться с одним из них (с мамой), чтобы жить с другим (с отцом), он не хочет. Родители же занимались тем, что каждый унижал достоинство другого в глазах ребёнка. Пережитый стресс из-за развода вылился в ночные страхи, мальчик просыпался с криком и слезами. В силу длительного стресса и негативных эмоций произошло перенапряжение нервных процессов.
Берегите чувства ребёнка!
Вернемся к воспитанию ребёнка и запугиваниям, о которых мы уже упоминали. Постоянное запугивание полицейскими, врачом, злыми собаками, сказочными персонажами, наказаниями и прочим не проходит бесследно. В результате безобидная собачка соседей, которая подошла к ребёнку просто пообщаться, становится причиной сильного стресса, криков и истерики. Доктор, который пришел на вызов к заболевшему ребёнку, становится причиной паники и отказа от осмотра. Злые полицейские или жуткие монстры по ночам то и дело выглядывают из-под кровати, не давая заснуть, или приходят в виде страшных сновидений. Ребёнок кричит и просыпается в ужасе, длительно не может успокоиться. Испуг закрепляется на уровне нервных процессов, приводя к невротическим реакциям и даже нервным тикам, заиканию, недержанию мочи. У школьников подобные проблемы со здоровьем являются также и причиной дополнительных стрессов. Они могут подвергаться нападкам сверстников или стать объектами насмешек. Это усугубляет проблему и может давать сильнейшие нервные срывы, неврозы, которые могут приводить к госпитализации.
Особенности воспитания ребёнка: различие взглядов
Еще одним фактором нервных срывов являются длительные психотравмирующие ситуации, которые постепенно, исподволь вызывают длительное состояние стресса. Это приводит к разбалансированию нервных процессов и срыву, возникает невроз. Причиной могут быть различные точки зрения на воспитание ребёнка в семье с чрезмерной жесткостью одного из родителей, наказаниями даже за мелкие провинности, избыточной мягкостью другого родителя и вседозволенностью в отношении ребёнка. Особенно это плохо, если родители ведут споры о воспитании ребёнка в присутствии его самого. Недопустимо, чтобы отец отменял решение матери в отношении ребёнка, либо один родитель ужесточал или смягчал наказание другого, разрешал делать то, за что ребёнка ранее наказывали. Это приводит к полному хаосу в голове малыша и развитию нервного срыва. Помимо этого, у ребёнка пропадает доверие к родителям и чувство уверенности в них и защищенности.