Работа — неотъемлемая часть нашей жизни. В поиске места трудоустройства важна не только оплата труда, но и комфортная обстановка в коллективе. Психология делового общения предусматривает соблюдение этики. Но, к сожалению, конфликтные ситуации в рабочем коллективе — не редкость.
Причины конфликтов
Конфликт возникает, если две или несколько сторон имеют разные точки зрения и не могут прийти к согласию.
В рабочем коллективе конфликты могут возникнуть из-за:
- Несоответствия характеров. Все члены коллектива имеют разные характеры, взгляды на жизнь. И не все умеют принимать чужую точку зрения.
- Несоблюдения сложившихся устоев и правил. Иногда новый человек начинает диктовать свои нормы поведения.
- Конкуренции между сотрудниками. Если два или несколько человек претендуют на одну должность или поощрение, они не всегда ведут себя дружелюбно и открыто.
- Неравномерного распределения служебных обязанностей. При неравной нагрузке могут возникать негативные эмоции.
- Неумения выстраивать отношения. Иногда сотрудники забывают, что они работают в коллективе и считают, что их мнение главное.
- Необоснованных требований и критики руководства. При должном соблюдении трудовых обязанностей критика начальника вызывает протест.
- Отсутствия системы поощрения. Бывает, что работника депремируют при совершении ошибки, а достижения никак не поощряются. Это вызывает недовольство, которое со временем может перерасти в конфликт.
Виды конфликтов
Конфликты в трудовом коллективе случаются такие же, как и вне его.
- Межличностный. К нему приводят разногласия между отдельными сотрудниками.
- Противостояние между личностью и группой. Это может быть конфликт одного сотрудника с отделом, где он работает.
- Противостояние между группами. Примером может служить конфликт двух подразделений.
- Противостояние между сотрудниками и руководителями. Не всегда коллективу нравится руководство, и наоборот руководитель иногда может открыто идти на конфликт с целым отделом.
Способы решения
Не бывает безвыходных ситуаций. И прежде чем погружаться в военное состояние, можно решить проблему мирным путём. Для этой цели подойдут:
- Компромисс. Конфликтующие стороны договариваются и принимают решение, которое частично удовлетворит всех.
- Сотрудничество. Общие цели сближают. И возможно в процессе работы проблема исчезнет.
- Активное слушание. Стороны выслушивают друг друга, а затем с пониманием ищут выход из затруднительной ситуации.
- Соревнование. Здоровая конкуренция поможет сгладить конфликт. А победа принесёт бонусы в принятии решения, которое поддержит ту или иную сторону.
- Избегание. Можно попытаться уйти от конфликтной ситуации.
Как избежать конфликта
Чтобы жить мирно, как завещал кот Леопольд, нужно соблюдать несколько простых правил:
- Не переходить на личности. Истина рождается в споре, а вот обижать конкретного человека не стоит. Рабочая задача будет решена, а осадок останется.
- Не критиковать. Можно спокойно сказать, что не согласен.
- Не провоцировать. Если есть ощущение надвигающейся ссоры, лучше пошутить или сменить тему.
- Не затаивать обиды. Накопленные обиды со временем наслаиваются и тогда конфликт неизбежен. Лучше поговорить и спокойно объяснить, что не нравится.
- Обратиться за помощью к руководителю. Если самостоятельно невозможно найти компромисс, то мудрый руководитель поможет.
Любой конфликт — это война. А война приносит убытки обеим сторонам. Кто бы ни был инициатором, проиграет предприятие. Ведь только слаженные действия одной команды могут привести к цели с наилучшим результатом.
Использованы фотоматериалы Shutterstock