Деловая психология: как избежать конфликта на работе

Работа — неотъемлемая часть нашей жизни. В поиске места трудоустройства важна не только оплата труда, но и комфортная обстановка в коллективе. Психология делового общения предусматривает соблюдение этики. Но, к сожалению, конфликтные ситуации в рабочем коллективе — не редкость.

Причины конфликтов

Конфликт возникает, если две или несколько сторон имеют разные точки зрения и не могут прийти к согласию.

В рабочем коллективе конфликты могут возникнуть из-за:

  • Несоответствия характеров. Все члены коллектива имеют разные характеры, взгляды на жизнь. И не все умеют принимать чужую точку зрения.
  • Несоблюдения сложившихся устоев и правил. Иногда новый человек начинает диктовать свои нормы поведения.
  • Конкуренции между сотрудниками. Если два или несколько человек претендуют на одну должность или поощрение, они не всегда ведут себя дружелюбно и открыто.
  • Неравномерного распределения служебных обязанностей. При неравной нагрузке могут возникать негативные эмоции.
  • Неумения выстраивать отношения. Иногда сотрудники забывают, что они работают в коллективе и считают, что их мнение главное.
  • Необоснованных требований и критики руководства. При должном соблюдении трудовых обязанностей критика начальника вызывает протест.
  • Отсутствия системы поощрения. Бывает, что работника депремируют при совершении ошибки, а достижения никак не поощряются. Это вызывает недовольство, которое со временем может перерасти в конфликт.

Почему хочется минеральной воды во время беременности: 5 причин

Почему будущим мамам во время беременности так часто хочется минералки? Эксперты объясняют в чем причина и почему минеральная вода полезна для женщин в положении

Виды конфликтов

Конфликты в трудовом коллективе случаются такие же, как и вне его.

  • Межличностный. К нему приводят разногласия между отдельными сотрудниками.
  • Противостояние между личностью и группой. Это может быть конфликт одного сотрудника с отделом, где он работает.
  • Противостояние между группами. Примером может служить конфликт двух подразделений.
  • Противостояние между сотрудниками и руководителями. Не всегда коллективу нравится руководство, и наоборот руководитель иногда может открыто идти на конфликт с целым отделом.

Способы решения

Способы решения

Не бывает безвыходных ситуаций. И прежде чем погружаться в военное состояние, можно решить проблему мирным путём. Для этой цели подойдут:

  • Компромисс. Конфликтующие стороны договариваются и принимают решение, которое частично удовлетворит всех.
  • Сотрудничество. Общие цели сближают. И возможно в процессе работы проблема исчезнет.
  • Активное слушание. Стороны выслушивают друг друга, а затем с пониманием ищут выход из затруднительной ситуации.
  • Соревнование. Здоровая конкуренция поможет сгладить конфликт. А победа принесёт бонусы в принятии решения, которое поддержит ту или иную сторону.
  • Избегание. Можно попытаться уйти от конфликтной ситуации.

Как избежать конфликта

Чтобы жить мирно, как завещал кот Леопольд, нужно соблюдать несколько простых правил:

  • Не переходить на личности. Истина рождается в споре, а вот обижать конкретного человека не стоит. Рабочая задача будет решена, а осадок останется.
  • Не критиковать. Можно спокойно сказать, что не согласен.
  • Не провоцировать. Если есть ощущение надвигающейся ссоры, лучше пошутить или сменить тему.
  • Не затаивать обиды. Накопленные обиды со временем наслаиваются и тогда конфликт неизбежен. Лучше поговорить и спокойно объяснить, что не нравится.
  • Обратиться за помощью к руководителю. Если самостоятельно невозможно найти компромисс, то мудрый руководитель поможет.

Любой конфликт — это война. А война приносит убытки обеим сторонам. Кто бы ни был инициатором, проиграет предприятие. Ведь только слаженные действия одной команды могут привести к цели с наилучшим результатом.

Использованы фотоматериалы Shutterstock

Использованы фотоматериалы Shutterstock

Читайте далее

9 причин обострения цистита

Причины обострения хронического цистита: что надо знать, чтобы избегать рецидивов.
Опубликовано 23.03.2023 13:24
Рейтинг статьи:
5,0

Читайте также

Этика и психология делового общения
Что нужно знать об этике и психологии делового общения для успешной карьеры. Читайте далее в статье.
Психологические основы делового общения
Деловое общение требует не только владения собой, хороших манер, но и четкого соблюдения ряда законов, помогающих выстраивать правильную коммуникацию.
Психология и этика деловых отношений: особенности работы в коллективе
Для чего нужна психология и этика деловых отношений – читайте в нашей статье.
Тонкости делового общения: какие правила надо учитывать
Придя в новый коллектив, важно правильно построить отношения с коллегами. От этого зависит, насколько комфортно вы будете чувствовать себя на работе.
Деловое общение: правильное поведение на собеседовании
Каким должно быть правильное общение между соискателем и работодателем?
Основы делового общения
Как достичь взаимопонимания на работе? Что нужно для успешной карьеры?