23.06.2017 2215

Тонкости делового общения: какие правила надо учитывать

Эксперт

Голубев Михаил Аркадьевич

Деловое общение составляет важную часть нашей жизни. От того, насколько эффективно вы умеете общаться и осознанно управлять этим процессом, зависит ваш успех на работе, не говоря уже о продвижении по лестнице карьеры, получении более высокой должности и т.д.

Деловое общение: психология деловой среды

Когда вы приходите на новую работу, сотрудники присматриваются к вам, составляют первое впечатление, оценивают. Вы тоже составляете о них первое впечатление и тоже их оцениваете. Лишь после этого завязываются серьезные отношения с коллегами.

Деловая среда — это сфера, в которой не принято показывать эмоции. Деловое общение строится на рациональной основе. Порой по работе мы общаемся с людьми, даже если они нам не нравятся. Мы поступаем так в интересах дела.

Психология коллектива — тонкая вещь. В деловой среде важно уметь скрывать свои чувства, не демонстрировать их. Здесь ценится корректность, поэтому эмоции лучше оставлять за порогом офиса.

То же самое относится к разговорам, высказываниям, обмену мнениями. В деловом общении принято говорить только на рабочие темы. Не стоит отвлекаться на посторонние разговоры, это производит негативное впечатление, особенно на руководителя. Если вы намерены строить карьеру, старайтесь говорить исключительно по делу. Это не значит, что надо быть сухарем. Здесь важно найти оптимальный баланс.

Есть один важный момент, который стоит учитывать. В деловой обстановке сотрудники являются конкурентами. Можете быть уверены, что все внимательно следят за достижениями друг друга, замечают, кому дали премию, кому предоставили отпуск в лучшее время, кого повысили в должности и т.д. Нередко это вызывает недовольство, мол: «Почему не мне?». Все это порождает незримый контроль.

Конкурентная среда заставляет держаться собранно, не хвалиться своими успехами. В деловом общении лучше вести себя скромно. При этом вы можете ставить перед собой амбициозные цели и добиваться их, не заостряя на этом общего внимания.

Серьезные отношения с коллегами

Серьезные отношения с коллегами

Придя на новую работу, установите одинаково доброжелательные отношения со всеми коллегами. Постарайтесь найти оптимальную дистанцию. На первых порах она необходима для формирования отношений в коллективе. Сначала понаблюдайте за людьми, накопите впечатления об их характерах, особенностях поведения, и лишь потом сходитесь с кем-то поближе.

В коллективах обычно существуют «группировки». Внешне они не видны, тем не менее, в крупных коллективах они встречаются. Лучше избегать примыкать к какой-нибудь из них. В общении с коллегами предпочтите соблюдать некоторую дистанцию и старайтесь не выходить далеко за пределы делового общения.

Очень важно избегать сплетен и не включаться в обсуждение других сотрудников. Ваши негативные суждения могут стать известными тому, на кого они обращены. Это чревато испорченными отношениями. Поэтому держитесь в стороне от подобных обсуждений. Если вас попытаются вовлечь в такой разговор, тактично уйдите от темы, не акцентируя на ней внимание.

То же самое относится к обсуждению начальства. Не давайте вовлечь себя в подобные разговоры.

Присутствуйте на корпоративных праздниках. Руководство любит, когда все сотрудники принимают в них участие. Считается, что это сплачивает коллектив. Здесь есть важные моменты. Старайтесь на корпоративах вообще не употреблять алкоголь или делать это очень умеренно. Наверное, вы встречались со случаями, когда излишнее употребление спиртных напитков на корпоративе приводило к негативным последствиям, о которых участникам потом было неудобно вспоминать.

Формирование отношений в деловой обстановке

Входя в новый коллектив, на первых порах старайтесь никого особо не выделять. Формирование отношений должно строиться на основе приветливости и доброжелательности, этого будет достаточно. Будьте внимательны к каждому, интересуйтесь, как идут дела. Если у человека возникла рабочая проблема, постарайтесь помочь ее решить. Благодаря этому у вас возникнут серьезные отношения, построенные на взаимном уважении .

Меньше рассказывайте о себе, о своей семье, близких. Дело в том, что у всех дела обстоят по-разному. У кого-то полная семья, хороший муж, хорошие дети. А у кого-то — не очень. Может возникнуть зависть. И тогда ваша откровенность может стать почвой для сплетен за вашей спиной.

Формирование отношений на работе — это деликатная вещь, к которой надо подходить осознанно. Особенно, если вы намерены подниматься по лестнице карьеры.

Желательно не приглашать сотрудников к себе домой (хотя бы на первых порах). Если вы хотите пообщаться с ними вне работы, лучше всего встречаться в нейтральной обстановке: в кафе, кондитерской, ресторане и пр.

Конечно, когда вы уже поработаете какое-то время, познакомитесь со всеми сотрудниками и досконально узнаете коллектив, тогда можно будет вести себя более раскованно. Но и в этом случае надо помнить, что рабочая обстановка отличается от свободного времяпровождения, прежде всего, тем, что первое строится на рациональной основе, а второе — на эмоциональной. Не следует их путать.

Как вести себя на работе: полезные советы

Как вести себя на работе: полезные советы

Придя на работу, здоровайтесь со всеми сотрудниками. Делайте это так, чтобы они вас услышали. Если здороваются с вами, то, как бы вы ни были заняты, обязательно ответьте. Сами знаете, как неприятно, когда ты с кем-то здороваешься, а в ответ человек тебе кивает, даже не поднимая головы. Это проявление неуважения.

Находясь в рабочем помещении, приветствуйте всех, кто туда заходит, даже если вы с этим человеком незнакомы. Достаточно просто приветливо улыбнуться и сказать «здравствуйте» или «добрый день». Это элементарное правило делового этикета.

В офисе переключайте свой мобильник на виброрежим, чтобы громкие звонки никому не мешали. Это будет свидетельствовать о взаимном уважении и серьезных отношениях между коллегами. Если вам звонит кто-то из близких, лучше выйдите из помещения, чтобы не делать из коллег свидетелей ваших частных разговоров.

Вообще, попросите близких не звонить вам в рабочие часы — только если что-то срочно понадобится. Кстати, для таких случаев есть SMS-ки, пользуйтесь ими и попросите об этом друзей и родных.

Не устраивайте из рабочего места магазин сувениров. Не ставьте на стол и полки мягкие игрушки, коллекции кактусов, искусственные цветы и пр. Единственное, что разрешено деловым этикетом — это семейная фотография в рамке, стоящая на вашем столе.

Не ешьте на рабочем месте. Даже если вы принесли еду с собой, лучше пойдите с ней в столовую или другое место, предназначенное для приема пищи. Съестные припасы на рабочем месте производят неприятное впечатление, особенно, если они издают запахи.

Если вам все-таки приходится питаться на рабочем месте, делайте это только в отсутствие клиентов и посетителей. После этого обязательно уберите следы трапезы и проветрите помещение.

Говоря по телефону с сотрудником, который выше вас по статусу, дождитесь, пока он сам закончит разговор. А если вы общаетесь по телефону с коллегой равного статуса, то, по правилам этикета, деловое общение заканчивает тот, кто позвонил.