Историю об индийском мальчике Маугли, воспитанном пантерой Багирой, волком Акеллой и медведем Балу, знают многие. Маугли вырос в джунглях и долгие годы был лишён общества людей. Отсюда и появился термин «эффект Маугли» — так говорят о детях, которые с ранних лет росли в психосоциальной изоляции, что и сделало их впоследствии малообучаемыми и плохо социализированными.
Эффект Маугли у детей: характеристика явления
Джунгли в книге Редьярда Киплинга о диком мальчике выступают прообразом мира, в котором нет людей, а, значит, нет и всего того, что приносит с собой социум (воспитание, развитие, общение). В современных условиях необязательно оказываться в диких лесах, чтобы лишиться человеческого общения.
В некоторых семьях, чаще всего неблагополучных, дети растут подобно Маугли — в социальной и психологической изоляции. В таких семьях дети предоставлены сами себе, ими не занимаются, не воспитывают, порой не водят в детский сад и школу. В таких условиях дети словно застывают на одном этапе развития, и адаптировать их к социуму порой бывает невозможно.
Советский психолог Лев Выготский считал, что на развитие ребёнка влияют социальные факторы, и выделял сенситивные периоды развития, которые характеризуются наивысшим пиком потенциала психических процессов. В такие периоды ребёнок быстрее и легче усваивает разные навыки, например, в возрасте от 3 до 4 лет учится складывать слова в предложения, а с 4 до 5 лет активно включается в деятельность социума.
Исследователи К. Маклафлин и М. Шеридан утверждают, что ранний опыт психосоциальной депривации (лишения чего-либо) связан со снижением когнитивных способностей. Поэтому если ребёнок до 1 года был лишён общения, то ему сложно научиться разговаривать, и в этом плане он будет сильно отставать от своих сверстников.
Если же в младенческом возрасте оказаться среди животных, которые преимущественно передвигаются на четырех лапах, то малыш освоит такой навык, и прямохождению учить его придётся долго и сложно.
Феральные дети и эффект Маугли: особенности и различия
Наряду с эффектом Маугли выделяют еще так называемых феральных детей. Термин «Homo loko ferus» предложил шведский учёный Карл Линней: так он характеризовал детей, выросших среди животных, без участия людей.
Феральными людьми, или ферусами называют детей, которые росли вместе с волками, медведями, львами, пандами, обезьянами и т. д. На латинском языке feralis означает «мёртвый, погребённый», и данное слово лучше всего объясняет состояние людей, воспитанных в животной среде.
Такие люди не поддаются социальной адаптации, их невозможно научить существованию в человеческом обществе, они для него потеряны, так как навсегда останутся психически и умственно отсталыми. И неудивительно, ведь для развития маленькой личности необходимо много факторов, и прежде всего — социальных. Это общение со сверстниками и взрослыми, игры для детей, обучение в образовательных учреждениях, постепенное вхождение во взрослую жизнь.
Таким образом, эффект Маугли и феральные дети — явления, когда малыши оказались вне социума, отсутствие которого необратимо влияет на психическое и умственное развитие. Возможность же коррекции данных нарушений зависит от возраста возвращения ребёнка в человеческое общество: чем раньше это произойдёт, тем выше шансы нагнать упущенное.
Использованы фотоматериалы Unsplash