Этика и психология делового общения введена в программу высших учебных заведений, как необходимая прикладная дисциплина. Что это за наука и для чего она нужна? Неужели нельзя обойтись в своей профессиональной деятельности без всех этих сложностей и правил?
Столетие назад бизнесмены полагали, что вполне можно, что главная цель любой профессиональной деятельности — материальная выгода любой ценой. У кого выгода больше — тот и главный, и может помыкать всеми остальными, нимало не заботясь о произведенном впечатлении.
Но в 30-х годах прошлого века начал публиковать свои работы американец Элтон Мейо, специалист в области социологических наук. Его труды стали основой для формирования доктрины «человеческих отношений». Мейо первым доказал, что психологический фактор имеет огромное значение в любой сфере профессиональной деятельности, в любом производстве и в ходе любых деловых контактов.
Проведенные исследования убедительно показали: трудовая активность работников и их производительность зависят от психологических факторов не меньше, а иногда даже больше, чем от материального вознаграждения. Так называемый «морально-психологический климат» в коллективе оказывается более важным для эффективности труда, чем многие другие, более материальные факторы.
Этика и психология делового общения особенно быстро была освоена японскими бизнесменами, а затем принципы деловой этики отлично прижились и в крупнейших и наиболее успешных американских компаниях. Президент компании SONY Акио Морита писал об этом с своей книге «Сделано в Японии», не обошел вниманием тему деловой этики и Ли Якокка, долгое время руководивший компанией «Крайслер».
В настоящее время ни одна уважающая себя школа бизнеса и, тем более, университет, не обходится без преподавания предмета «Этика и психология делового общения».
Принципы этики делового общения
- Уважение к личности человека, независимо от его положения в обществе и должности, от пола и возраста. Уважение проявляется в доброжелательности и использовании в вербальном общении соответствующих оборотов речи. Считается наиболее правильным обращение по имени, а не обезличенно.
- Руководитель любого уровня избегает проявлений высокомерия, грубости. Он всегда вежлив и приветлив, обращается на Вы и к подчиненным, и к вышестоящему начальству.
- В деловом общении современный руководитель следует общим принципам делового этикета, нравственным и моральным нормам, учитывая при этом местные социальные нормы и индивидуальные особенности сотрудников, их темперамент и характер.
Деловое общение следует понимать как социальные межличностные коммуникации, целью которых является достижение успеха в совместной профессиональной деятельности, развитие партнерских отношений между коллегами, подчиненными и руководством, и даже между конкурентами и соперниками. Деловое общение строится на знаниях о психологии отношений между людьми в коллективе и соблюдении правил делового этикета.