Дошкольный возраст — важный период, во время которого формируется характер, происходит всестороннее развитие ребёнка. Интеллектуальным, эстетическим, нравственным и физическим развитием занимается семья и детские дошкольные учреждения. Поговорим о физическом развитии и воспитании детей дошкольного возраста.
Цели, задачи, средства физического воспитания
Главные задачи — охрана здоровья ребёнка, закаливание организма, воспитание интереса к спорту. Цель физического воспитания и развития — укрепить иммунитет и здоровье дошкольника. А ещё при правильном воспитании ребёнок понимает, что спорт, физическая активность важны для здоровья, что надо вести здоровый образ жизни. И тогда, став взрослым, он не будет пренебрегать физкультурой.
Самые значимые средства воспитания:
- Режим дня — у дошкольника должно быть время на игры, зарядку, посещение кружков по интересам, творческие занятия, прогулки, сон.
- Физические упражнения — регулярные занятия позволяют организму привыкнуть к нагрузкам, укрепить иммунитет, улучшить работу всех органов.
- Природные факторы — выполнение комплекса упражнений на свежем воздухе улучшает обмен веществ, повышает настроение. Солнце, воздух и вода используются при закаливании.
- Санитарно-гигиенические нормы — в помещении, где проводятся занятия, должна быть комфортная температура, влажность. Одежда ребёнка должна быть чистой, удобной и воздухопроницаемой.
Важно и здоровое питание. Рацион должен быть полноценным и разнообразным. Пропускать приёмы пищи нельзя. Завтрак должен быть плотным, обед сытным, ужин лёгким и питательным, а перекусы полезными.
Комплекс упражнений
Подбирать упражнения надо с учётом возраста и состояния здоровья ребёнка. В детском саду разработаны специальные программы. А для дома можно подобрать несложные упражнения и использовать их для утренней зарядки. Например,по следующей схеме.
Сначала надо выполнить разминку: помахать руками, сделать наклоны в разные стороны. И можно приступать к основному комплексу:
- Выполнить круговые движения плечами вперёд и назад.
- Выполнить наклон вперёд, руки в стороны. Тянуться поочерёдно к полу одной рукой, а вторая поднимается вверх.
- Выполнить медленные приседания. Глубину можно выбирать.
- Выполнить ходьбу, высоко поднимая колени, на носках, пятках, внутренней и внешней стороны стопы.
- Поочерёдно поворачиваться влево и вправо. Руки на поясе.
- Выполнить прыжки на месте. Если ребёнок уже умеет, попрыгать на левой, а после на правой ноге.
- Встать на четвереньки, на вдохе голову поднять и выгнуть тело. На выдохе прогнуться в спине.
- Руки сцепить в замок над головой и потянуться вверх, наклоняясь то в одну, то в другую сторону.
- Сидя на полу, тянуться вперёд руками к стопам.
- Лабиринт — поставить на полу подушки, табуретки. Ребёнок должен преодолеть препятствия: переползая, перепрыгивая.
- Лёжа на животе, вытягивать руки вперёд.
После выполнить заминку. Сделать несколько дыхательных упражнений, пройтись неспешным шагом по кругу.
Стоит помнить, если ребёнку трудно выполнять упражнение, надо его отложить или делать по 1-2 раза. Зарядка должна занимать примерно 10-15 минут.