Игра является важным фактором в развитии детей. Почему психологи придают ей такое большое значение? Дети познают окружающий мир через игру. Они отличаются от взрослых людей тем, что не обременены проблемами, могут быстро забывать сложности, с которыми сталкиваются в своем детском мире и способны удивляться каждой мелочи ежечасно. Через игру они получают сведения о том, что их окружает или с чем они не знакомы. Увлекаясь чем-либо, ребята способны усваивать новый материал гораздо быстрее, и он надолго остается в их памяти, потому что играть — это всегда радостно, заманчиво и интересно.
Специалисты всегда советуют родителям как можно больше играть с детьми, ведь это способствует появлению положительных эмоций, хорошему настроению и близости между ее членами.
Кроме повседневных, психологических, подвижных игр можно выделить такие, которые помогают детям учиться. Особенно это бывает полезным перед поступлением ребёнка в первый класс, для общего развития его интеллекта, расширения кругозора и грамотности. Игры, способствующие обучению детей, ничуть не хуже тех, в которые они привыкли играть — дворовых, активных, традиционных.
В этой статье речь пойдет о некоторых из них. Как показывает практика, дети не только проявляют к ним большой интерес, но и получают удовольствие от процесса игры. Ценным также является то, что такие игровые упражнения помогают развитию интуитивного мышления. Оно является необходимым для становления способности мыслить самостоятельно — улавливать связь между предметами, понимать правила закономерностей, уметь устанавливать причинно-следственные связи, выделять общее, сравнивать, обобщать и делать собственные выводы. Такие навыки являются не только полезными, но и необходимыми перед тем, как ребёнок поступает в первый класс и просто для его общего развития. Представленные игры подойдут детям в возрасте от 6 до 8 лет, когда они собираются поступать в школу или закончили первый класс. По желанию родителей, в них можно играть и с детьми другого возраста.
Математические игры для детей
«Облака и пироги»
Игра подойдет для тихого семейного вечера, когда активная деятельность ушла на спад. Нарисуйте на листе бумаги облако. Оно может быть любого размера. Попросите ребёнка и остальных членов семьи, которые тоже желают принять участие в игре, мысленно разделить облако на несколько равных кругов. Пусть каждый из игроков сделает это в уме, не называя ответа вслух, и запомнит число, которое у него получилось. То есть, в облако должно поместиться несколько кругов. После того, как все справились с заданием, следует выслушать ответы каждого. Каждый из них будет являться верным, потому что количество кругов зависит от их размеров — чем они меньше, тем больше их поместится в облаке. Сложность заключается в том, что облако представляет собой не овальную форму, а волнистую — дети должны учитывать это, «вставляя» туда мысленно одинаковые по размеру круги.
Игра «Пироги» проводится аналогично. Только вместо облака нужно нарисовать ровный круг и попросить игроков мысленно разделить его на равные кусочки. Вопрос: на сколько кусочков можно будет разрезать пирог? Ответы каждого участника также могут быть верными.
Так формируется абстрактное мышление, которое способствует развитию математических представлений. Чем больше ребёнок умеет оперировать понятиями в уме, мыслить образами, тем больше он будет способен к математике.
Игры на развитие речи ребёнка
Многие родители задаются вопросом, как увеличить словарный запас детей? Кроме того, что нужно больше читать, взрослые должны помнить, что с детьми нужно разговаривать полными предложениями, подробно отвечая им на вопросы, не пугаясь рассуждений, даже если некоторые слова могут являться для них не совсем понятными. Дети обладают так называемой «задней памятью» и пассивным словарем, где откладываются все сложные слова, которые они потом, повзрослев «достают» и применяют в речи.
«Жил-был кот»
Эта игра не только помогает расширить словарный запас, но и очень веселит детей. Начинается она с того, что все участники садятся в круг. Их может быть от двух и более — чем больше будет игроков, тем интереснее. Один начинает со слов: «жил-был кот». Следующий игрок, сидящий рядом, должен продолжить придумать предложение — продолжение сказки или рассказа про кота: «у него были красивые зеленые глаза». Далее рассказ продолжает следующий участник: «однажды кот заскучал, и захотелось ему»… — что именно, придумывает очередной участник. Игра может длиться очень долго, менять сюжеты, быть неожиданной и веселой. Кроме развития речи, также она способствует тому, чтобы дети больше фантазировали. Усложненный вариант игры: когда каждый участник повторяет все сказанные предыдущими игроками фразы, а потом только добавляет свою. Так, тренируется еще и память.
Как повысить знания ребёнка об окружающем мире?
Чем больше говорить с детьми о том, что их окружает, тем большими знаниями они будут обладать. Такие игры могут быть настольными, содержащие в себе картинки времен года, растений, животных, профессий и так далее, могут быть сделаны своими руками, а могут также отражаться в словах. Не опираясь на наглядный материал, ребёнок получает возможность не только развивать знания об окружающем мире, но и тренировать образное мышление.
«Кто заблудился или четвертый лишний»
Называйте ряд слов, среди которых есть кто-то или что-то лишнее. Все слова должны быть объединены каким-то общим признаком. Чем старше дети, тем сложнее может быть признак. Например: «змея, ящерица, черепаха, стрекоза». Ребёнок должен определить лишнего — «стрекоза» не входит в класс пресмыкающихся. «Подушка, сладкая вата, перина, асфальт» — задача, в которой могут быть два правильных ответа. Первый это объединение по признаку «съедобный-несъедобный» — сладкая вата, второй — «твердый-мягкий» — асфальт.
Родители могут придумывать множество примеров, опираясь на цветовые, тактильные, визуальные, понятийные и другие признаки.
Рекомендации родителям: как играть с детьми?
Когда взрослые играют вместе с детьми, это самым благоприятным образом отражается не только на их интеллектуальном развитии, грамотности и речи, но и положительно влияет на психику.
Рекомендации родителям во время игр:
- Хвалите ребёнка каждый раз, когда он верно отвечает на вопросы.
- Избегайте сравнения с более успешными игроками.
- Старайтесь, чтобы обучающие игры оставались играми и не приобретали характер уроков — когда ими нужно заниматься строго в определенный час.
- Не настаивайте на игре, если у ребёнка нет желания играть.
- Используйте в играх больше эмоциональности и фантазии.
- Не смейтесь над детьми, и не ругайте, если у них что-то не получается, помните — что игра это всего лишь игра, даже если она обучающая.