15.06.2017 1482

Развитие речи ребенка: упражнения и пальчиковые игры

Эксперт

Голубев Михаил Аркадьевич

Речь ребенка к 5 годам развита настолько, что ребенок готов говорить и говорить. Иногда родители даже просят «тишины» от своего ребенка, но малыш вряд ли послушается, ведь ему очень нравится общаться, с помощью языка ребенок познает мир. Но иногда речь ребенка непонятна, звуки произносятся неточно, много аграмматизмов. Мы вам расскажем, какие упражнения и игры исправят в речи грамматические ошибки и сделают ее грамотной и красивой.

Ребенок начинает говорить: когда и как?

Ребенок к 5 годам разговаривает как взрослый. Ребенок правильно употребляет слова и фразы в предложении. Малыш может поддержать беседу с родными на любую тему. Со своими сверстниками ребенок общается легко и непринужденно, вступает в споры и сам их разрешает путем договоров.

Можно выделить несколько этапов в развитии грамматического строя в речи ребенка.

С 1 года до 2 лет ребенок говорит примерно так: «Кидай мяч пол». Малыш опускает предлог «на». На третьем году жизни у малыша интенсивно развивается мышление. Ребенок сравнивает предметы и начинает обобщать их по одинаковым признакам. Например, малыш говорит: «Яблоко круглое, а слива овальная. Это фрукты». Малыш в этом возрасте становится более внимательным, он может выслушать сказку или стихотворение до конца.

С развитием внимания и мышления речь также развивается. Ребенок может понять и повторить длинные слова и фразы за взрослым.

Речь малыша развивается, когда малыш играет, читает и слушает сказки и стихи, гуляет. Родителям нужно играть с ребенком так, чтобы речь ребенка становилась красивой и грамотной.

Упражнения, которые полюбят родители и дети

Упражнения, которые полюбят родители и дети

Упражнения на развитие речи могут быть очень интересными и разнообразными. Упражнения подбираются в зависимости от возраста и возможностей ребенка. Учитывайте, что упражнения можно подбирать немного сложнее уровня развития ребенка, ведь мы стремимся к дальнейшему развитию.

Представим несколько вариантов упражнений для занимательного и полезного домашнего досуга.

Упражнения для детей раннего возраста

  • Упражнение направлено на обучение ребенка использовать в речи предлоги: «на, в, с, у». Возьмите игрушку, например, мышку и начните играть с ребенком. Взрослый: «Мышка встретила кошку. Мышка боится кошки. Мышка спряталась в коробку у стола. Кошка искала мышку, но не нашла и ушла спать». Покажите все действия. Теперь задавайте ребенку вопросы: «Кого встретила мышка? Кого боится мышка? Куда спряталась мышка? Где стоит коробка?».
  • Пусть ребенок выберет две одинаковые игрушки. Например, возьмите две куклы. Теперь внимательно их рассмотрите, выделите, что у них общего, а что абсолютно разное. Подберите им имена и придумайте, чем ваши куклы занимаются. Стимулируйте ребенка говорить фразами.
  • Напротив того места, где сидит ребенок, поставьте ширму. Выберите героя, например, мишку. Пусть мишка постучится и выйдет из−за ширмы.

Теперь начинайте играть с ребенком и задавайте ему вопросы:

«Кто к нам пришел? (мишка)»

«Кого нет? (мишки)»

«Кого мы будем кормить? (мишку)»

«Кому мы сейчас почистим зубки? (мишке)»

«С кем ты играешь? (с мишкой)»

«На ком одета шапка? (на мишке)»

В этом упражнении ребенок учится правильно отвечать на вопросы, изменять существительное по падежам, использовать в речи предлоги.

Упражнения для детей дошкольного возраста

Покажите ребенку сказочного героя. Это может быть «Незнайка» или герой из современного мультфильма «смешарик Крош». Покажите дошкольнику картинки и по ним составьте предложения: «Петя катает машинку», «Катя кормит куклу», «Петя кидает мяч», «Катя заплетает косички».

Теперь ваш герой «Незнайка» или «Крош» показывают сюжетную картинку, путают слова в предложении. Ребенок должен исправить ошибки. Например, герой говорит: «Катя катает куклу». Ребенок: «Петя катает машинку» и т. д.

Данное упражнение учит составлять предложения по картинке, правильно согласовывать слова во фразах.

  • Выставьте на столе фигуры животных, птиц, насекомых. Вместе с ребенком назовите, кто какую пользу приносит. Например, корова дает молоко, а пчелы вырабатывают мед. Если ребенок затрудняется с ответом, начните предложение, а малыш его закончит.
  • Следующее упражнение закрепляет умение ребенка использовать притяжательные прилагательные в речи. Возьмите мяч. Бросая ребенку мяч, называйте прилагательное, ребенок подбирает к этому слову существительное. Взрослый: «Лисий», а ребенок: «Лисий хвост» и т. д.
  • Нарисуйте картинки с животными, но изобразите их с неточностями. Дорисуйте человеку рога, кошке — копыта, собаке — крылья. Попросите ребенка назвать ошибки полным предложением и исправить их на картинке.

Все упражнения направлены на развитие грамматического строя языка. Можно самим придумывать истории и упражнения. Главное, чтобы вашему ребенку было интересно и полезно.

Развитие речи с помощью пальчиковых игр

Развитие речи с помощью пальчиковых игр

Развитие речи очень сильно зависит от развития согласованных движения пальцев рук. Каждый родитель слышал о «пальчиковых играх», но редко кто с детьми ими действительно занимается. Развитие речи важно для детей в любом возрасте. Расскажем несколько игр с пальчиками, которые будут благотворно влиять на развитие речи и развивать точные движения пальцев рук.

  • Ах, водичка, водичка, вода!

Будем здоровыми всегда!

(Потирать ладошки)

Брызги тут и брызги там

(Стряхиваем руки)

Весело всегда нам!

  • Я в руке флаг держу,

Красный флаг я понесу

И прохожим помашу!

(Опускать и поднимать ладонь правую и левую по очереди).

  • Лодочка красивая по озеру плывет,

Ребят послушных подвезет.

(Две ладони ребенка прижать друг к другу, и поставить «ребром» на стол. Качать ладонями из стороны в сторону).

  • Быстро скачет на лужайке

Беленький, пушистый зайка!

(Поднять вверх указательный и средний пальцы, остальные пальца прижаты к ладонь).

  • Вот малыш идет по дорожке.

Шагает он через кочки.

На правой ножке постоит

На левой — постоит

По сторонам поглядит, устанет и поспит.

(Указательный и средний палец «шагают» по столу. Повторить игру каждой рукой по очереди).

  • Дружим с пальчиком большим

(Пальцы сжать в кулак, большой палец поднять вверх)

В гости ходим часто!

(Две ладони приставить друг к другу углом)

Есть и братцы у него:

Указательный — дружок,

Средний любит пирожок,

Безымянный и мизинчик

Прыгать любят и шалить.

(Называем и показываем каждый палец, соединяем с большим пальцем)

Вместе пальчики — братишки

(Сжимать пальцы в кулак и разжимать)

Неразрывные друзья!

И работа им любая

Нравится всегда!

(Соединить руки в «замок»).

Малыши с удовольствием будут повторять несложные стихи и движения рук за вами. При регулярных занятиях пальцы ребенка станут ловкими и сильными, а речь станет красивой!