Кажется, что появившийся на свет ребёнок ничего не понимает, но в голове этого беспомощного и во всем зависящего от взрослых существа происходят определённые мыслительные процессы, ведь он наблюдает за происходящим вокруг, прислушивается, присматривается, познает мир через тактильные ощущения. Специалисты советуют родителям заниматься с малышом с первых дней жизни, что очень важно для нервно-психического развития детей до года, их органов чувств, эмоциональных реакций.
Для формирования зрения
Стимулирование развития органов чувств в раннем возрасте — залог формирования полноценной личности, и зрение здесь играет ключевую роль. Да, новорождённые дети видят мир размыто, но они воспринимают его трёхмерным и даже способны различать формы предметов.
Специалисты советуют не перегружать интерьер детской комнаты деталями, но при этом время от времени обстановку рекомендуется менять, чтобы при ежедневной «прогулке» по комнате на руках у мамы малыш как будто заново знакомился с окружающим пространством.
Для развития зрения полезно показывать ему графические изображения, какой-то один предмет или узор, а ближе к году уже можно предложить простой сюжет — лягушка прыгает, машинка едет.
Для формирования слуха
Ещё будучи беременными, многие женщины начинают знакомить чадо с классической музыкой, ведь плод способен различать внешние звуки начиная с 20-ой недели внутриутробного развития. После рождения слуховой анализатор формируется очень быстро, и уже в возрасте 21 день кроха начинает вслушиваться в окружающие его звуки.
Новорождённые не только способны различать звуки по высоте, но и демонстрировать определённые предпочтения, например, голос мамы. Для развития слуха у детей используются самые разные погремушки. Однако звук не должен быть слишком громким, пугающим, навязчивым. Приветствуются те игрушки, которые издают шелест, шуршание, постукивание. Вместо них можно использовать различные подручные материалы — бумагу, крупу, колокольчик.
Для развития осязания
Прикосновение — это то, с чего начинается общение матери со своим малышом. Она прижимает его к груди, носит на руках и в первый год жизни очень много времени проводит при непосредственном контакте, например, во время укачивания. Это продиктовано не только любовью и заботой, но и насущной необходимостью, ведь контактная активность помогает малышу развиваться, чувствовать своё тело, его баланс.
«Тетешкать» малышей очень полезно, а также качать их на ногах, играть в «лошадку». Когда малыш немного подрастёт, можно стимулировать его осязание с помощью предметов различных текстур — холодных и тёплых, мягких и жёстких, гладких и грубых. Игрушки, предметы быта и обихода — все это можно применять с пользой для малыша.
Для формирования эмоциональных реакций
Первое время младенец демонстрирует исключительно отрицательные и однотипные эмоции, плачем и криком демонстрируя свой дискомфорт. Однако, на втором месяце жизни он начинает улыбаться маме, а с третьего месяца уже гулит, сучит ножками и машет ручками при её приближении.
Очень полезно играть с малышом в «ку-ку», попеременно пряча лицо в ладонях и вновь открывая его крохе. «Ладушки», «Сорока-белобока» и другие игры расширяют и углубляют эмоциональный мир ребёнка, как и манипулирование с различными предметами и игрушками.
Использованы фотоматериалы Unsplash