Когда речь заходит о том, куда отдать ребёнка, чтобы помимо школы он был занят еще каким-то делом, родители могут идти по двум неверным направлениям, а именно: развивают то, в чем сами не преуспели (мол, я не смог, значит будешь делать ты) или отдают ребёнка сразу в множество кружков, например, на плавание, в музыкальную школу, на иностранный, в теннис. Как результат, ребёнок ходит везде, но преуспеть ему нигде не удается. Он физически измотан, устает и нет возможности отследить какой-то рост в том или ином направлении. И не мудрено, что малыш периодически вообще не хочет посещать какие-либо занятия помимо школы.
Ниже мы рассмотрим критерии, которые позволят родителям определить в своих детях какой-либо талант или предрасположенность к чему-либо, которая, безусловно, присутствует в каждом человеке.
Определяем талант своего малыша
Прежде всего, очень важно обратить внимание на то, что ребёнок делает с удовольствием. Для этого нужно хорошо за ним понаблюдать. В раннем возрасте малыш уже совершенно четко дает своим родителям понять, что приводит его в восторг.
Если он с пристрастием разбирает, собирает, склеивает, строит (из конструктора, картона, пластиковых бутылок и т. д.), то в дальнейшем, возможно, он будет с огромным удовольствием заниматься тем, что связано с архитектурной, конструкторской деятельностью, созданием чего-либо.
Итак, первый талант технический. Это способность разобраться в механизме и создать совершенно что-то индивидуальное. С возрастом можно усложнять задачу ребёнку, давать ему все более сложные механизмы. И, конечно же, в дальнейшем ему должно быть интересно разбираться, как устроено что-то созданное более сложным образом. Тогда это будет действительно настоящее хобби.
Если же ребёнок замечательно говорит, способен выражать свою мысль, точку зрения, убеждать вас в том, с чем вы даже абсолютно не были согласны, то будьте уверены, что у вашего мальчика или девочки талант к ораторскому мастерству. Для ребёнка, который склонен красиво говорить, существуют, например, курсы иностранных языков, эйдетики (умение учиться). Это то, что позволит ему овладеть как речью, так и возможностью пользоваться книгой как таковой.
Если ребёнок хорошо владеет мимикой, прекрасно жестикулирует и часто выражает таким образом свои чувства, может так эффектно показать, что вам понятно все без слов, обыграть любую ситуацию, развеселить, соблазнить вас на то, чего вы совершенно не хотели, это говорит о том, что в ребёнке есть артистический талант. При этом совсем не обязательно, что он вырастет актером. Это будет человек, которому необходимо развивать этот поцелуй Бога. Отдавайте такого ребёнка смело в театральную студию.
Если ребёнок с удовольствием лепит, рисует, возможно, уже что-то плетет, то совершенно очевидно, он будет с радостью ходить в студию рукоделия.
Но если у вас ребёнок-стрекоза, который никогда не сидит на месте, абсолютно координирован, подвижен, в самом юном возрасте уже может набивать мяч ногой и при этом насвистывать, будьте уверены, что это тоже талант — так здорово пользоваться своим телом. Отдавайте его обязательно на любые спортивные секции. В идеале не начинайте с одного направления. Пусть это не будет сразу футбол, например, или плавание. Это могут быть и веселые старты, эстафеты и т. п. То, где ребёнок будет пробовать свои силы в различных видах.
Если ребёнок любит слушать музыку, притопывает ногой, помнит ритм даже после того, как мелодия перестает звучать, совершенно запросто продолжает петь с того же места и при этом еще что-то изображает ручкой, ножкой, то отдайте его в танцевальный кружок, в музыкальную школу, например. Туда, где он будет востребован в своем таланте.
Если у вас дома растет почемучка, которому очень важно понять не только как то или иное явление произошло, но еще и почему, когда, зачем, как скоро закончится и прочее, то будьте уверены, ваш ребёнок обладает исследовательским талантом. Если его волнуют вопросы и важно находить ответы, смело отдавайте ребёнка в кружок, где его научат пользоваться инструментами, которые есть у науки, а также говорить о том, чего он добился в этих исследованиях.
Талант ребёнка может раскрыться и в самых неожиданных ситуациях, при обстоятельствах, которые может быть и не располагают изначально к его раскрытию.
Объяснение ребёнку важности таланта
Пока детки совсем маленькие и находятся в так называемом мультяшном возрасте, можно привести пример с героями мультфильмов, которые они любят. Например, каждый супергерой чем-то отличается: один умеет стрелять паутиной, другой все заколдовывать цветами. И можно сказать ребёнку, что как и у супергероя, у тебя тоже есть свой талант, но обрати внимание, чтобы у человека-паука получалось стрелять паутиной, он много тренировался.
Если речь идет о ребёнке постарше, скажите ему, что вы абсолютно уверены, что каждый человек талантлив. Вы знаете, что в нем есть тот самый волшебный поцелуй, подарок, который вы сможете вместе с ним раскрыть. Очень важно объяснить, что хобби — кружки, спорт, те занятия, которыми занимается ребёнок, это не дополнительные, а такие же, не менее важные, как школа. Нужно направлять на них все те усилия, которые ребёнок способен вкладывать.
Организация рабочего пространства для развития
Рабочее пространство для ребёнка — не обязательно отдельная комната, которой в семье может и не быть. Это может быть стол, гимнастический мат, какая-то подстилка, коробка, в конце концов, с вещами, которая принадлежит только вашему ребёнку, где он хранит те вещи, которые ему необходимы для индивидуальных занятий. С одной стороны это его личное пространство, где он хозяин, а с другой, там должен быть порядок. Очень важно вместе с этим пространством давать и необходимый ресурс, краски, нитки, прищепки, из которых ребёнок, например, мастерит своих трансформеров, роботов. Это все то, что даст ему возможность создавать. Только не нужно увлекаться готовыми наборами. Не стоит покупать все самое дорогое и ярко разукрашенное. Важно ребёнку давать различные материалы, чтобы его фантазия была разнообразной, чтобы он мог делать многое из совершенно любых ресурсов.
Время, выделяемое для занятий хобби и контроль мастерства
Совершенно не обязательно, чтобы было четкое время, когда нужно заниматься любимым делом. Пусть это будет любой момент, в который ребёнок может приблизиться к своему хобби, увлечению. Давайте ему возможность сбегать в свое удовольствие. Талантлив каждый, но вот мастером своего дела становится только тот, кто трудится и работает в этом направлении каждый день.
Чтобы ребёнок не бросал, очень важно научиться признавать его право быть уставшим, недовольным и разочарованным. В какой-то момент можно сказать, например, «Я понимаю, ты ужасно расстроен, что не задалось сегодня. Но я вижу в тебе этот потенциал. Я люблю тебя в этом таланте. Давай сейчас отдохнем, чем-нибудь займемся, забудем про наше поражение и завтра начнем сначала». Это энтузиазм родителей, который с одной стороны помогает пережить вместе с ребёнком его неудовольствие, а с другой стороны — дать надежду, что завтра день будет другим.
Перекладывание ответственности на детей
Научитесь перекладывать ответственность за реализацию кого-то навыка и на ребёнка. Скажите, мы дали тебе место, время, обеспечивали тебя абсолютно всем, что позволит добиться успеха в этом навыке. Со своей стороны тебе это важно реализовать. У тебя есть очень многое. Наслаждайся тем, что у тебя есть, создавай и цени свои собственные результаты. И ребёнок, правда, начинает чувствовать ответственность за то, что в него вложили и будет испытывать желание демонстрировать результат своим родителям.
Делайте подарки для развития таланта
Развивать детей стоит именно в том направлении, которое они выбрали. Если интересна малышу лепка, дарите ему пластилин, готовьте вместе с ним тесто, покупайте красители, дарите прекрасные книги, которые покажут, каких результатов добились многие другие люди, которые уже работают в этом направлении. Потрясающий ресурс — это кинематограф, фильмы про людей, состоявшихся в процессе этой работы. Влюбляйте ребёнка в жизнь и талантливых людей, которые уже добились чего-то, делая свое любимое дело.