21.11.2016 2899

Полезные советы: как не проглядеть в ребенке талант?

Автор - врач кардиолог

Аршинова Ирина Александровна

Эксперт

Голубев Михаил Аркадьевич

Все взрослые знают, если человек нашел свое призвание, и оно совпадает с основной рабочей деятельностью — это великое счастье. Только вот случайное ли это событие или имеют значение действия родителей, которые вовремя распознали талант и помогли ребенку всячески его приумножить? Как не пропустить зачатки гения и направить ребенка в правильном направлении — расскажет MedAboutMe.

О ярлыках

О ярлыках

Почти каждая современная мама неровно дышит при упоминании о «развивашках» — школах раннего развития. И если годовалых малышей водят скорее для первичной социализации, знакомства с первыми понятиями о форме, цвете, а также животными и растениями, то трехлеток записывают уже с конкретной целью — выявить способности и их активно развивать. Разберемся, нужно ли развивать «таланты» «как можно раньше» или это лишь родительские амбиции?

В первую очередь психологи предостерегают от восторженной склонности родителей загонять только-только проклюнувшиеся ростки уникальности в определенные рамки — «наш сын — настоящий ученый!», «будет большим спортсменом!» и т. п. Когда у ребенка начинает что-то получаться, порадуйтесь вместе с ним — ему как воздух нужно ваше одобрение. Но не каждому ребенку будут приятны рассуждения о далеком-предалеком великом будущем — формируется некая надуманная ответственность, которая давит тяжелым грузом и вполне может отбить охоту, особенно, если что-то перестает получаться. «Я не оправдаю родительских ожиданий!» — может подумать малыш. А так ли необходимо оправдывать чьи-то ожидания или, может, стоит свои желания немного умерить в пользу развития собственной истории ребенка?

Алло, мы ищем таланты!

Алло, мы ищем таланты!

Итак, родительские мечты и желания — субъективны и иногда мешают, а вот талант — ценность вполне определенная. И если здравомыслящие родители отказываются от собственных амбиций, перед ними встает очевидный вопрос: где прячется талант и как его раскрыть?

Первый совет: наблюдайте за ребенком, внимательно и с самого раннего возраста. Да, можно отвести ребенка к специалисту, детскому психологу или спортивному тренеру, и он в довольно объективной форме расскажет о талантах вашего малыша. Но ведь только мама может в полной мере рассказать о сильных сторонах своего ребенка: может быть, он легко сходится с людьми и располагает к себе с первых минут, или наоборот, он «тихоня» и предпочитает проводить время в одиночестве, но ничуть этим обстоятельством не тяготится. А ведь из таких черточек и складывается будущая личность. И когда в будущем подросток будет размышлять о том, какому делу посвятить свою жизнь, внимательная мама может указать ему на те качества, которые он считал неочевидными — но которые будут выигрышными в профессии.

Педагог Дмитрий Тюттерин советует присмотреться и к особенностям склада характера — насколько ребенок слушается или наоборот, он упрям и стоит на своей точке зрения; обладает ли он силой воли, насколько он внимателен и терпелив? Конечно, не стоит обойти вниманием вопрос усвоения материала — насколько ребенок запоминает информацию? Понаблюдайте и за вкусом малыша, какие оттенки цветов он любит? Склонен ли ребенок руководить и даже командовать — или управляют скорее им самим?

Отсюда следующий совет: все эти качества и зарисовки характера стоит записать в специальный блокнот, поскольку иногда мы склонны зацепиться вниманием на каком-то одном «неугодном» нам качестве, а другие остаются незаслуженно в «тени». И потом, если вы с ребенком пойдете к психологу или специалисту, который поможет определиться с выбором специализации, вам будет проще отвечать на его вопросы.

Дети, попробуйте многое…

Дети, попробуйте многое…

Предоставьте ребенку возможность попробовать себя в самых разных областях (не обязательно при этом заниматься в пяти разных секциях!) Но чем бы вы ни решили заниматься, рисовать, заниматься музыкой, танцами или спортом — договоритесь, что малыш походит на занятия определенный срок, например, полгода. Во-первых, должен пройти первоначальный стресс адаптации, во-вторых, ребенок должен успеть чему-то научиться, чтобы он вынес что-то из занятий. И в-третьих, лучше всего, если ребенок и закончит занятия, пусть он поставит финальную точку — выучит сложный этюд, нарисует картину, забьет шайбу в серьезных соревнованиях. И если он и через контрольные шесть месяцев говорит: «Мам, мне это совсем не интересно, я скучаю на занятиях» — смело переходите в другой кружок и открывайте другие грани таланта.

При этом родителям следует понимать, что не все, что у ребенка может хорошо получаться, чем он одарен, является его настоящим призванием. Как метко подметила психолог Ольга Троицкая, «Нельзя тащить в художники химика, который отлично рисует».

«Больной» вопрос выбора профессии

«Больной» вопрос выбора профессии

Судьба некоторых ребят «предопределена»: они родились в семье докторов или потомственных военных, и их родня не настроена даже рассматривать иные варианты будущего для малыша. Однако что делать, если его талант открылся в совершенно «не приемлемой» области? Смириться родителям или настаивать на своем видении призвания ребенка?

В какой бы семье ребенок ни родился, психологи рекомендуют присматриваться к ребенку — как он проводит время, что ему нравится по-настоящему. Даже если ему нравится лежать на диване — присмотритесь, чем именно он занимается на этом самом диване.

В семье, где прослеживается четкая профессиональная линия, есть два пути, позволяющих совместить «приятное с полезным». Первый — оставить развитый талант как хобби, в таком случае человек рискует стать посредственным рабочим, но домой он будет лететь на крыльях, поскорее к любимому делу. Стоит ли отдавать такую