Не только тела, но и души подростков подвергаются серьезным изменениям. Первое, что приходит в голову взрослому при слове «подросток» — это понятия «ранимый», «угловатый» и «агрессивный». Юноши и девушки начинают заново узнавать свое тело и психику. Новые представления об окружающем мире и человеческих отношениях не всегда позитивны. Поэтому вчерашние приветливые, воспитанные и дружелюбные дети превращаются в замкнутых, грубых и агрессивных подростков. Им еще предстоит научиться контролировать эмоции и справляться со вспышками гнева.
Особенности психического развития подростков
Психологи и педагоги много пишут о «кризисе 3 лет» как одном из самых болезненных для детей и их родителей. Маленький ребёнок учится отделять себя от матери и становится более независимым. В один ряд по сложности с «кризисом 3 лет» ставится и подростковый период, когда психика претерпевает существенные изменения.
Подростки решают непростые жизненные задачи — осознание своего «я» и поиск собственного места в мире. Часто их эмоциональным и физическим состоянием «руководят» гормональные всплески. Именно в них заключается основная причина резких перепадов настроения — беспричинных слез, внезапной грубости или вспышек гнева. Поскольку подростки очень ранимы, они тяжелее переживают неудачи в любви или предательство друга.
Неумение контролировать эмоции отрицательно влияет на отношения со сверстниками и педагогами. Во многих случаях подросток, «заводящийся с пол-оборота», становится объектом насмешек или буллинга со стороны одноклассников. Для более агрессивных подростков характерно желание «слить» агрессию на более слабого.
Если подросток наделен склонностью к самоанализу, то неконтролируемые вспышки гнева и агрессии могут вызвать у него чувство вины. Поэтому важно научиться контролировать эмоции именно в переходном возрасте.
Почему подросткам сложно контролировать эмоции?
Неустойчивая психика подростка способствует появлению бурных эмоциональных состояний. Даже самый вежливый и дружелюбный ребёнок может быть мрачным, замкнутым, грубым и агрессивным. Частые перепады настроения могут быть связаны с изменением гормонального фона, но не только с ним.
Иногда причины речевой или физической агрессии следует искать в семье подростка. Если родители привыкают выяснять отношения на повышенных тонах, то и взрослеющие дети со временем также начнут грубить. Если в семье принято разговаривать с ребёнком агрессивно-повелительным тоном, то и подросток будет проявлять неуважение к родителям.
За агрессией, вспышками гнева, словесными перебранками или физическим насилием по отношению к сверстникам вполне может скрываться комплекс неполноценности. Вследствие его у подростка появляется желание самоутверждаться за счет других. Употребление ненормативной лексики или бранных слов — это тоже один из признаков агрессивного поведения.
Чаще всего агрессия по отношению к сверстникам возникает у юношей или девушек, которые не видели других примеров общения между людьми, или в качестве ответной реакции на насмешки и травлю. Даже робкий и незаметный подросток вполне может перестать терпеть издевательства и научится ругаться и драться. Употребление бранных слов юноши и девушки считают своеобразным «пропуском» во взрослый мир, таким же, как алкоголь и сигареты.
Уверенный в себе человек не будет опускаться до словесной агрессии. Бранные слова не украшают человека в деловом общении. Для взрослого они могут быть предметом эпатажа — как это можно наблюдать у творческих личностей, или признаком эмоциональной несдержанности. В настоящем взрослом мире склонность к словесной или физической агрессии способна серьезно повредить репутации человека.
Чтобы научиться эффективно контролировать свое эмоциональное состояние, подростку необходимо поработать не только над реакцией на стрессовые ситуации, но и над самооценкой. В этом ему могут помочь родители или психолог.
Как подростки могут научиться управлять эмоциями и привести психику в порядок?
Задача семьи подростка — ни в коем случае не пускать проблему неконтролируемой агрессии на самотек. В некоторых случаях он видит перед глазами негативный пример, и может начать проявлять агрессию не в переходном возрасте, а гораздо раньше. Если эмоциональное состояние ухудшается в подростковом возрасте, то ему как никогда важна поддержка близких людей.
Приступ неконтролируемой агрессии может вызвать все, что угодно — невозможность найти решение задачи, проигрыш любимой команды, необоснованные родительские запреты. Постоянная грубость подростка отрицательно отражается на психологической обстановке в семье. Со стороны взрослых будет ошибочно повышать голос в ответ, хотя от этого и бывает трудно удержаться. Так же тщетны будут и призывы успокоиться и «прекратить орать».
Разговор с подростком о его поведении лучше всего начинать, когда приступ агрессии пройдет и он успокоится. Родителям следует обязательно выяснить, почему он так отреагировал, и показать приемы управления гневом. Если мать или отец не обладают достаточными знаниями по психологии, то подростку следует проконсультироваться у грамотного психолога.
Утверждение о том, что подросток «перерастет» привычку грубить и проявлять агрессию, не всегда верно. В некоторых случаях «перерастает», но существует опасность закрепления подобной реакции как приемлемого ответа на жизненные неудачи. А взрослый человек, не умеющий контролировать свои эмоции рискует проиграть в жизненном успехе более спокойным людям.
Родители или другие значимые взрослые или даже сверстники могут научить подростка контролировать свое эмоциональное состояние. Их задача — объяснить подростку, что срываться на близких людях — это некрасиво, что это их обижает и уж точно не решает проблему.
Самый главный прием в управлении гневом — это умение вовремя «поймать» вспышку и постараться переключиться на что-то другое от желания сорваться. Например, можно побить подушку, боксерскую грушу, сломать карандаш, покричать в наушниках или побегать вокруг дома. Спорт, в принципе, способствует снятию нервного напряжения и агрессии. Поэтому люди, которые активно занимаются спортом, более уверены в себе.
Подростку важно усвоить, что срыв собственных обид и неудач на одноклассниках, друзьях или близких людях не решает проблему и не способствует его успеху в обществе. Поэтому он способен и должен научиться контролировать собственное эмоциональное состояние.