Как правильно и быстро учить с ребенком стихи

Статью проверил доктор медицинских наук
Голубев Михаил Аркадьевич

Многие родители мечтательно расплываются в улыбке, когда представляют своего малыша, на табуреточке читающего стихи. И не просто наизусть, а с выражением, выговаривая каждое слово. Но, увы, как только родители берутся за книжку, ребёнок, чаще всего, тут же бежит к телевизору, компьютеру или любимому конструктору. А учить стихотворений предстоит много и в детском саду, и в школе.

Метеоризм: какая пища вызывает резкий запах кишечных газов

Виновники газообразования: из-за чего образуются кишечные газы и что делать?

Зачем учить стихи в раннем возрасте

Заучивание стихов в раннем возрасте развивает память, образное мышление, обогащает словарный запас, развивает речь. Учить четверостишия полезно, даже когда их не задали к празднику, просто для всестороннего развития ребёнка. Не обязательно ждать, когда об этом попросят в детском садике, можно учить самим дома, начиная с 2 лет.

Позднее, в 4-5 лет или в школьные годы, если у ребёнка наблюдается задержка развития речи, если ему тяжело воспринимать и запоминать новую информацию, то учить стихи сверх школьной программы очень полезно. К тому же, давая малышу алгоритм заучивания стихов, мама дает способ, с помощью которого можно потом самому выучить что угодно. Эти же приемы ребёнок, повзрослев, может применять самостоятельно в старших классах школы. Когда ему зададут выучить большой объём информации, пусть даже не в рифму, его не будет охватывать паника, он не опустит руки. Ребёнок будет уверен, что все постепенно сможет выучить.

Так как все-таки научить ребёнка быстро учить стихи? Есть много методов и приемов. Не обязательно пользоваться сразу всеми, их можно сочетать или использовать отдельно.

Наиболее оптимальные алгоритмы для ребёнка

Наиболее оптимальные алгоритмы для ребёнка

Легче заучивать стихотворение частями, разделить его на четверостишия, а их учить по 2 строчки. Запомнить по 2 строки в день просто любому ребёнку. А на следующий день повторить их и выучить следующие 2 строки. Каждый день нужно повторять все предыдущие строки и учить еще. Повторять можно во время прогулки, игры, переодевания или купания. На прогулке удобно повторять стихи, раскачивая ребёнка на качелях в такт ритма стихотворения. Такое заучивание будет легким и незаметным для малыша.

Можно попробовать способ пересказа. В начале заучивания лучше всего взрослому прочитать стихотворение вслух целиком, можно прочитать несколько раз и попросить ребёнка рассказать своими словами без рифмы, о чем говорится в стихотворении, кто главный герой, что он делает, какие еще есть персонажи. В процессе пересказа будет понятно, какие слова малыш понимает, а какие нет. Неизвестные слова нужно объяснить, иначе ему будет еще труднее запомнить то, что он не понимает.

Что еще могут предложить родители

Так как у ребёнка преобладает наглядно-образное мышление, для запоминания полезно нарисовать героев и основной сюжет стихотворения. Чаще всего героями детских стишков становятся игрушки, мишки, зайки, кошки и другие животные. Глядя на рисунок, малыш быстрее запомнит сюжет стихотворения, слова в рифму проще будут откладываться в памяти.

А если в стихотворении присутствуют движения: кто-то идет, бежит, прыгает, танцует, то родители могут проделать те же движения вместе с ребёнком, проговаривая строчки из стихотворения. Вместе с соответствующей двигательной активностью текст запоминается проще. А для детей это будет казаться игрой, при этом не будет необходимости принуждать их сидеть и заучивать стихи. Малыш будет учить с удовольствием.

Если в стихотворении происходят какие-то действия, то их можно инсценировать: с помощью игрушек, кукол, мишек, зайцев воспроизвести сюжет произведения, сделать небольшой спектакль. Так ребёнок наглядно все представит и запомнит.

Еще один прием для заучивания: взрослый произносит первые одно-два слова в строчке, а ребёнок договаривает строку до конца. При многочисленном повторении ребёнок запомнит строчки полностью, и не нужно будет ему подсказывать первые слова.

Во время заучивания важно регулярно повторять стихотворение несколько раз в день. Если запоминается плохо, не стоит бросать учить посередине. Родители должны попросить ребёнка объяснить значение некоторых сложных слов еще раз. Если он их не понимает, объяснить самим.

Начинать учить стихи с детьми 3-х лет нужно с коротких четверостиший с простыми рифмами и понятными словами. Лучше всего взять произведения для малышей детских поэтов А. Барто, С. Маршака, С. Михалкова. Их стихи проверены ни одним поколением детей и хорошо запоминаются. В них простые и яркие образы, легкие, понятные сюжеты.

Ни в коем случае нельзя насильно заставлять детей зубрить стихи. Заучивание не должно ассоциироваться с негативными эмоциями, иначе потом сложно будет мотивировать ребёнка что-либо выучить.

Если малыш не хочет учить стихи

Если малыш не хочет учить стихи

Можно попробовать способ дополнительной мотивации. Учить стихи можно для папы, для бабушки, дедушки, чтобы просто порадовать их, или на праздник: Новый год, 8 марта, день рождения. Надо рассказать малышу о празднике и о том, для кого конкретно он будет учить красивое стихотворение. Это дополнительный стимул для учебы. Ребёнок будет с удовольствием стараться, чтобы порадовать близких людей. Начинать учить в таком случае нужно заранее, примерно за три недели до праздника. В некоторых семьях учить с детьми стихи к каждому празднику — это семейная традиция для создания атмосферы самого праздника.

Если все-таки малыш отказывается учить даже несколько строчек, мама сама может выучить стихотворение и рассказывать его по 2-4 строки несколько раз в день ежедневно. Чем чаще повторять, тем быстрее ребёнок запомнит. Слова в рифму, которые он постоянно будет слышать, в любом случае отложатся в памяти, и, рано или поздно малыш повторит их сам.

При заучивании стихотворения ребёнок и взрослый должны быть в хорошем настроении.

От положительных эмоций во время занятий зависят и скорость, и результат учебы. От мамы понадобится терпение, чтобы повторять одни и те же строчки много раз. Причем повторять спокойным голосом, с выражением, проговаривая четко все слова.

Также важны интонация и эмоциональность родителей. Ведь они передают характеры персонажей стихотворения и помогают понять и запомнить то, о чем говорится в стихах. Если вложить достаточно терпения и последовательно применять методы и приемы заучивания, то можно выучить любое детское стихотворение.

Читайте также

Программа развития детей 2-3 лет
По какой программе развивать детей в возрасте 2-3 лет? Какими играми и упражнениями нужно заниматься с ребенком? Читайте в нашей статье.
Как найти время на ребенка
Для того чтобы найти время на ребенка, нужно грамотно распределить свой день.
Тренируем память малыша
Интересные игровые упражнения, направленные на развитие детской памяти, помогут малышу проводить свободное время весело и с пользой.
Влияние стихов для детей на развитие речи и памяти
Зачем учить стихи с малышом и как это делать?
Как правильно учить стихи с ребенком: актерские советы и секреты
Как помочь ребенку легко запоминать стихи наизусть? Какой метод лучше и что нужно знать родителям, прежде, чем приступить к разучиванию стихов.
Патриотизм или память: как детям рассказывают о войне в разных странах
Война одна, рассказы разные. Носят ли дети пилотки в Великобритании, как рассказывают малышам про Холокост в Израиле и надо ли это делать?
Опубликовано 27.12.2017 11:31, обновлено 17.04.2020 18:39
Рейтинг статьи:
5,0

Использованные источники

Использованы фотоматериалы Shutterstock

Читайте далее

Метеоризм: какая пища вызывает резкий запах кишечных газов

Виновники газообразования: из-за чего образуются кишечные газы и что делать?