Многие родители мечтательно расплываются в улыбке, когда представляют своего малыша, на табуреточке читающего стихи. И не просто наизусть, а с выражением, выговаривая каждое слово. Но, увы, как только родители берутся за книжку, ребёнок, чаще всего, тут же бежит к телевизору, компьютеру или любимому конструктору. А учить стихотворений предстоит много и в детском саду, и в школе.
Зачем учить стихи в раннем возрасте
Заучивание стихов в раннем возрасте развивает память, образное мышление, обогащает словарный запас, развивает речь. Учить четверостишия полезно, даже когда их не задали к празднику, просто для всестороннего развития ребёнка. Не обязательно ждать, когда об этом попросят в детском садике, можно учить самим дома, начиная с 2 лет.
Позднее, в 4-5 лет или в школьные годы, если у ребёнка наблюдается задержка развития речи, если ему тяжело воспринимать и запоминать новую информацию, то учить стихи сверх школьной программы очень полезно. К тому же, давая малышу алгоритм заучивания стихов, мама дает способ, с помощью которого можно потом самому выучить что угодно. Эти же приемы ребёнок, повзрослев, может применять самостоятельно в старших классах школы. Когда ему зададут выучить большой объём информации, пусть даже не в рифму, его не будет охватывать паника, он не опустит руки. Ребёнок будет уверен, что все постепенно сможет выучить.
Так как все-таки научить ребёнка быстро учить стихи? Есть много методов и приемов. Не обязательно пользоваться сразу всеми, их можно сочетать или использовать отдельно.
Наиболее оптимальные алгоритмы для ребёнка
Легче заучивать стихотворение частями, разделить его на четверостишия, а их учить по 2 строчки. Запомнить по 2 строки в день просто любому ребёнку. А на следующий день повторить их и выучить следующие 2 строки. Каждый день нужно повторять все предыдущие строки и учить еще. Повторять можно во время прогулки, игры, переодевания или купания. На прогулке удобно повторять стихи, раскачивая ребёнка на качелях в такт ритма стихотворения. Такое заучивание будет легким и незаметным для малыша.
Можно попробовать способ пересказа. В начале заучивания лучше всего взрослому прочитать стихотворение вслух целиком, можно прочитать несколько раз и попросить ребёнка рассказать своими словами без рифмы, о чем говорится в стихотворении, кто главный герой, что он делает, какие еще есть персонажи. В процессе пересказа будет понятно, какие слова малыш понимает, а какие нет. Неизвестные слова нужно объяснить, иначе ему будет еще труднее запомнить то, что он не понимает.
Что еще могут предложить родители
Так как у ребёнка преобладает наглядно-образное мышление, для запоминания полезно нарисовать героев и основной сюжет стихотворения. Чаще всего героями детских стишков становятся игрушки, мишки, зайки, кошки и другие животные. Глядя на рисунок, малыш быстрее запомнит сюжет стихотворения, слова в рифму проще будут откладываться в памяти.
А если в стихотворении присутствуют движения: кто-то идет, бежит, прыгает, танцует, то родители могут проделать те же движения вместе с ребёнком, проговаривая строчки из стихотворения. Вместе с соответствующей двигательной активностью текст запоминается проще. А для детей это будет казаться игрой, при этом не будет необходимости принуждать их сидеть и заучивать стихи. Малыш будет учить с удовольствием.
Если в стихотворении происходят какие-то действия, то их можно инсценировать: с помощью игрушек, кукол, мишек, зайцев воспроизвести сюжет произведения, сделать небольшой спектакль. Так ребёнок наглядно все представит и запомнит.
Еще один прием для заучивания: взрослый произносит первые одно-два слова в строчке, а ребёнок договаривает строку до конца. При многочисленном повторении ребёнок запомнит строчки полностью, и не нужно будет ему подсказывать первые слова.
Во время заучивания важно регулярно повторять стихотворение несколько раз в день. Если запоминается плохо, не стоит бросать учить посередине. Родители должны попросить ребёнка объяснить значение некоторых сложных слов еще раз. Если он их не понимает, объяснить самим.
Начинать учить стихи с детьми 3-х лет нужно с коротких четверостиший с простыми рифмами и понятными словами. Лучше всего взять произведения для малышей детских поэтов А. Барто, С. Маршака, С. Михалкова. Их стихи проверены ни одним поколением детей и хорошо запоминаются. В них простые и яркие образы, легкие, понятные сюжеты.
Ни в коем случае нельзя насильно заставлять детей зубрить стихи. Заучивание не должно ассоциироваться с негативными эмоциями, иначе потом сложно будет мотивировать ребёнка что-либо выучить.
Если малыш не хочет учить стихи
Можно попробовать способ дополнительной мотивации. Учить стихи можно для папы, для бабушки, дедушки, чтобы просто порадовать их, или на праздник: Новый год, 8 марта, день рождения. Надо рассказать малышу о празднике и о том, для кого конкретно он будет учить красивое стихотворение. Это дополнительный стимул для учебы. Ребёнок будет с удовольствием стараться, чтобы порадовать близких людей. Начинать учить в таком случае нужно заранее, примерно за три недели до праздника. В некоторых семьях учить с детьми стихи к каждому празднику — это семейная традиция для создания атмосферы самого праздника.
Если все-таки малыш отказывается учить даже несколько строчек, мама сама может выучить стихотворение и рассказывать его по 2-4 строки несколько раз в день ежедневно. Чем чаще повторять, тем быстрее ребёнок запомнит. Слова в рифму, которые он постоянно будет слышать, в любом случае отложатся в памяти, и, рано или поздно малыш повторит их сам.
При заучивании стихотворения ребёнок и взрослый должны быть в хорошем настроении.
От положительных эмоций во время занятий зависят и скорость, и результат учебы. От мамы понадобится терпение, чтобы повторять одни и те же строчки много раз. Причем повторять спокойным голосом, с выражением, проговаривая четко все слова.
Также важны интонация и эмоциональность родителей. Ведь они передают характеры персонажей стихотворения и помогают понять и запомнить то, о чем говорится в стихах. Если вложить достаточно терпения и последовательно применять методы и приемы заучивания, то можно выучить любое детское стихотворение.