23.04.2016 2746

Память у детей дошкольного возраста: лучшие обучающие комплексы

Эксперт

Голубев Михаил Аркадьевич

Полноценное развитие ребенка нельзя представить без правильно сформированной памяти. Она важна для всей мыслительной деятельности и отвечает за становление разносторонней личности. Неспособность запоминать информацию является серьезным дефектом и требует своевременной коррекции.

Формирование памяти у детей различается в зависимости от возраста. Память дошкольников 4—6 лет также имеет свои особенности, которые учитываются при занятиях. На этом этапе важно заложить основы процесса запоминания, чтобы облегчить восприятие новой информации в школьные годы.

Основные виды памяти у взрослых и детей

Человеческая память классифицируется по нескольким видам. По способу взаимодействия с окружающим миром различают следующие виды:

  • Двигательная. Процесс запоминания происходит в результате выполняемых действий: дети учатся переворачиваться, вставать, ходить, танцевать, рисовать или писать.
  • Образная. Это память на образы, формируется она с помощью процессов восприятия через сенсорные системы и воспроизводится в форме представлений. Образная память делится на зрительную, слуховую, осязательную (тактильную), обонятельную и вкусовую.
  • Эмоциональная. Запоминаются переживания, связанные с произошедшими событиями.
  • Словесно-логическая. Память хранит слова, речь и действия, которые связаны с ними.

По времени хранения знаний различают:

  • Кратковременную — знания, нужные непосредственно в момент деятельности. В дальнейшем они могут стереться или перейти на долгое хранение.
  • Долговременную — из нее складывается жизненный опыт. Долговременная память хранит всю информацию, полученную человеком.

По способу запоминания память бывает смысловой (между запоминаемыми данными существует логическая связь) и механической (знания усваиваются в результате многократного повторения без улавливания смысла). По цели запоминания выделяют произвольную (для усвоения прилагаются усилия) и непроизвольную (данные сохраняются независимо от человека).

Особенности процесса запоминания в дошкольном развитии ребенка

Особенности процесса запоминания в дошкольном развитии ребенка

В период дошкольного развития ребенка уже отмечается способность строить четкие понятные предложения, выражающие его мысли. Воспринимая информацию, дети анализируют ее и делают собственные, порой неожиданные, выводы. При обследовании предмета внимание привлекают яркие и красочные стороны, при этом главные качества могут быть упущены.

Двигательное развитие ребенка характеризуется способностью выполнять сложносоставные элементы и контролировать процесс. Ярким примером таких действий являются танцы. В ролевых играх осознается и выполняется набор нужных действий, при этом ребенок контролирует не только собственное выполнение, но и движения остальных.

Для этого этапа характерна автоматизация часто выполняемых действий с участием мелкой моторики. Учитывая предыдущий опыт, малыш занимается рукоделием, вырезанием фигурок с помощью ножниц, склеиванием кусочков бумаги. 

Дошкольное развитие ребенка отмечается высокой способностью к запоминанию речи. Он может повторить услышанный разговор; воспроизвести прочитанную родителями сказку или стихотворение; рассказать о произошедшем с ним случае. Ребенок в этот период запоминает яркие эмоции как негативного, так и позитивного характера: поход в цирк или чувство несправедливости при ущемлении его прав.

Дошкольное развитие ребенка является важным этапом жизни, в котором родителям необходимо пробуждать исследовательский интерес малыша, предлагая ему развивающие игры, читая сказки и заучивая стихи.