09.05.2017 2569

Патриотизм или память: как детям рассказывают о войне в разных странах

Автор - врач кардиолог

Аршинова Ирина Александровна

Эксперт

Голубев Михаил Аркадьевич

Утренники с патриотическими песнями, группы детсадовцев, возлагающих цветы к Вечному Огню, минуты молчания и уроки патриотизма в школах — каждый из нас знает несколько песен и наверняка помнит стихи о войне, рассказы про пионеров-героев, видит парад на 9 Мая и даже, возможно, участвует. Всегда ли такие мероприятия положительно влияют на детей, достигают поставленных целей? На этот сложный вопрос невозможно дать однозначный ответ: многое зависит и от установки родителей, и от опыта старшего поколения, от того, как принято отмечать День Победы в семье. MedAboutMe собрал мнения нескольких родителей, живущих в России и за ее пределами: как взрослые воспринимают уроки воспитания патриотизма в нашей стране, что они сами говорят детям, а также как в других странах малышам и школьникам рассказывают о Второй Мировой.

Что полезно детям?

Что полезно детям?

Даже в самых маленьких населенных пунктах и замкнутых поселениях есть информационное поле, от которого не удастся оградить подрастающего ребенка. Ну а традиционные рассказы в школах и детских садах, линейки, парады и праздничные мероприятия с салютом в городах, естественно, привлекают внимание детей и вызывают массу вопросов. Можно пустить образование ребенка в вопросах про войну «на самотек», а можно рассказывать об этой теме самостоятельно. Что лучше?

К сожалению, на этот вопрос придется ответить самим родителям. Кто-то транслирует свой ранний опыт чтения стихов о голодной блокаде и ночных кошмарах после, просмотров военных фильмов и мучительных страхах на своих детей и резко реагирует на любые попытки заставить ребенка стоять в пилотке на утреннике, кто-то возит дошкольников смотреть на доты и окопы и просит прабабушку поделиться воспоминаниями о том, как бомбили соседнюю деревню.

«Я не понимаю, зачем дошколятам узнавать, что их сверстники умирали голодной смертью и ели гнилую картошку с лебедой, пока их родители и деды погибали в окопах?»

«Я сама мучилась ночными кошмарами лет до 12-13 после всех этих «Дневников Анны Франк» и «этой девочки в ватных штанах и триухе». А мой пятилетний на днях вдруг разрыдался на пустом месте, начал обниматься и причитать: «Я боюсь, что тебя убьют». Оказалось, что в садике им про войну так рассказали, что у нас истерика началась».

«Я категорически не приветствую все эти зазубривания стихов и торжественные минуты молчания. Но при этом мы ездим в гости к прабабушке за рассказами о блокаде Ленинграда. Подробностей и деталей, конечно, пока избегаем, но вот показывали на примере, как выглядела суточная пайка хлеба. Цель — дать понять, что война — это ужасно.»

Когда надо начинать рассказы о войне?

Когда надо начинать рассказы о войне?

Первые шаги по изучению истории своей страны начинаются в 3-4 года. И если ребенок не получает никакой информации в семье, объем знаний и мероприятия детского сада могут доставить немало переживаний. Даже маленьким детям в самой доступной форме можно рассказать, что в нашей стране была война, потому что одни люди решили, что они могут у других отбирать вещи и дома, обижать, а так поступать нельзя. И пришлось защищаться. И теперь, чтобы помнить о защитниках, мы вспоминаем об этом времени.

«Мы как-то удачно пропускали все утренники, а те, что заставали, очень романтизировали отношение к подвигам героев и цене победы.

А потом лет в 6 поехали под Смоленск и гуляли по местам боев. Там, конечно, сыну было раздолье: окопы, доты, воронки еще сохранились. Ну и он настолько заинтересовался, что заявил, как было б интересно на войне побывать, геройски пострелять, все вот это.

Пришлось рассказывать, как на самом деле было страшно, что погибло много людей, что никто не хотел умирать, но вот такая она — цена победы.

На следующий день рождения сын, задувая свечки, прошептал «хочу, чтобы войны не было».

Рассказы и мероприятия в других странах

Рассказы и мероприятия в других странах

Марк Собжак, Нидерланды
Марк Собжак, Нидерланды

Раньше у нас было 4 мая, День Памяти погибших на войне и 5 мая, День Победы, ветеранов, были празднования, уроки в школах, посвященные историческим аспектам.

Пока были живы ветераны, проводились мероприятия в их честь с их участием, парады, даже прыжки 80-летних парашютистов. Сейчас это часть истории, о ней рассказывают в детских садах и школах, но решение о праздновании — исключительно семейный вопрос. «Оранжевая организация» устраивает шествия, обычно в районе кладбища Маагратен.

Германия — наш сосед, и странно, находясь в Европейском Союзе, праздновать победу над соседом. Память о войне, жертвах и надежда, что уровень взаимопонимания не позволит соседям враждовать, это основные постулаты.

Никаких возложений цветов, стихов и утренников в детских учреждениях нет и не было. По желанию родителей учителя могут проводить встречи с рассказами о войнах, организуются местные парады, выставки для напоминания о том, что не должно повториться. Но все это не затрагивает детей в садах и школах, участие — дело семейное.

Мария, Израиль
Мария, Израиль

О Холокосте в совсем простой форме начали рассказывать в детском садике в 3-4 года. В день памяти жертв Холокоста у нас звучит сирена, и детям объясняли, что сейчас будет такой звук, это в память о погибших во время войны. Война б