Склонность к изобретению чего-то нового и интересного помогает людям стать востребованными в разных сферах деятельности — науке, бизнесе, производстве и рекламе. Все открытия, новые устройства, приборы, огромные проекты и предприятия были созданы людьми, которые способны мыслить нестандартно. Чтобы ребёнок добился успеха, когда вырастет, развивать его способности необходимо с детства. Родителям, которые задумываются о будущем своих детей и о важности их развития, стоит сконцентрироваться на способах развития воображения и творческого мышления.
Зачем развивать фантазию и воображение у детей?
Дети с развитым воображением вырастают разносторонними личностями, которые легко приспосабливаются ко всему новому. Данного качества нет у новорожденных, но оно развивается вместе с взрослением ребёнка. Основная задача родителей — это поощрение любознательности ребёнка и стимуляция ее развития. Воображение представляет собой процесс творческого поиска знаний из старых фактов. То есть образы создаются на базе существующих знаний, а фантазия — это проектирование новых, волшебных ситуаций, зачастую не существующих в реальности.
Воображение бывает нескольких видов.
- Воссоздающее — возможность представлять что-то при чтении книжек, чертежей или математических знаков. Данный вид воображения является воспроизводящим.
- Творческое — проектирование нового по индивидуальным идеям и замыслам.
- Неуправляемое — часто связано с созданием нелепиц и небылиц.
При полете фантазии ребёнок может создать любой сюжет и ситуацию, например, сказочную. При решении настоящих проблем дети ищут взрослое и реальное решение, которое можно выполнить. В любом из случаев происходит творческий процесс, но при фантазировании возможности не ограничены. Поэтому развитие мышления стоит начинать с фантазии.
Если ребёнок рассказывает неправдоподобные истории со своим участием, то он сочиняет, а не врет. И ему не важно, насколько информация реальна. На рассказы стоит обращать вынимание, так как если ребёнок много рассказывает о несуществующих друзьях, игрушках и заботливых родителях, то, скорее всего, ему этого не хватает в реальности.
Принято считать, что фантазии и воображение — это что-то пустое, непрактичное и бессмысленное. Но управляемое, развитое и смелое воображение является свойством нестандартного и сильного мышления.
Способы развития фантазии ребёнка, встречающиеся в повседневной жизни
Чтобы развить фантазию у детей, необходимо помогать накапливать ребёнку опыт, эрудицию и образы, так как творческое воображение зависит оттого, насколько ребёнок разносторонне развит.
Представление того, что ребёнок не мог видеть, но читал об этом или слышал, также помогает развивать творческие процессы. Например, можно рассказать ему об удивительных природных явлениях: вулканах, гейзерах, северном сиянии и т. д.
Стоит учитывать, что воображаемые ситуации и явления зависят от чувств и ощущений на момент создания фантазии. При этом можно создать свое будущее в мыслях, так сказать, помечтать или нафантазировать разных страхов, вызванных волнением ребёнка в данный момент.
Существуют разные приемы развития творческого воображения. Прежде всего, нужно создать мотивацию и убедиться, что фантазирование полезно для детей. Процесс должен быть увлекательным, тогда ребёнок быстрее освоит полезные навыки. Нужно помнить, что в дошкольном возрасте интерес к событиям гораздо выше, чем к рассуждениям. Полезные навыки можно привить ребёнку своим собственным примером, рассказав, о чем мечтали в детстве, какие сказки слышали от бабушек с дедушками.
Полезно вместе читать и анализировать хорошую литературу по фантастике. Для стимулирования фантазии можно задавать вопросы типа: «а что произойдет, если…». Можно придумывать сложные ситуации, чтобы дети сами нашли выход. Как вариант, предоставлять оригинальные сюжеты, чтобы дети составляли по ним интересные рассказы и истории.
Для развития фантазии могут применяться разнообразнейшие способы.
- Совместное чтение сказок и историй. Можно дочитать до определенного момента, а затем попросить ребёнка рассказать, чем закончится сказка.
- Наблюдения за людьми. Можно использовать фотографии, по которым ребёнок придумает и расскажет о жизни определенного человека.
- Ролевые игры с моделированием реальных ситуаций. Например, на приеме у врача или в путешествии.
- Воображаемый друг также может быть очень полезен в детском возрасте. Дети, у которых он был, становятся более коммуникабельными и стрессоустойчивыми. С ним ребёнок может советоваться, когда родителей нет дома, с ним ему не страшно оставаться одному.
- С детства стоит приучать ребёнка к прекрасному. Вместе можно рассматривать раскраски, рисунки и картины, слушать классическую музыку.
Не стоит забывать о подручных материалах. Пазлы, конструкторы, кубики и мозаика развивают фантазию. Увлекательная игра — с дорисовкой рисунка из закорючки. В творчестве можно использовать природные материалы, ходить на экскурсии и постоянно пополнять свой багаж новыми знаниями.
Создание новой сказки с помощью бабушки и дедушки
Большое влияние на воспитание и развитие детей могут оказать бабушка и дедушка. Они содействуют развитию жизненного кругозора ребёнка. Это особенно важно, если у родителей нет времени на полноценное общение. Дедушке или бабушке можно все рассказать и задать разные вопросы. И этим родным людям действительно интересно, что рассказывает малыш. Они более терпеливые и могут долго играть и гулять с ребёнком, не рассказывая о своей занятости.
У дедушки и бабушки большой жизненный опыт, которым они с радостью делятся с младшим поколением, что способствует развитию воображения у ребёнка, так как многое из того, что он слышит впервые и никогда не видел, он представляет себе визуально.
Кукольный театр или игра по ролям
Развивает фантазию и кукольный театр, который можно сделать даже дома. К процессу можно привлечь друзей или родственников. Представление стоит организовывать хотя бы раз в неделю. Пальчиковые куклы можно купить или сшить из подручных материалов, а сцену сделать из покрывала. Можно показывать простые народные сказки, а затем добавлять дополнительные элементы или неожиданные концовки.
Театр кукол позволяет в форме игры развивать активность и эстетический вкус ребёнка. При этом происходит воспитание и детская игра через искусство. Регулярные занятия и интересное времяпрепровождение с ребёнком способствуют активному развитию и формированию воображения. Можно поставить целый спектакль по сюжету, который придумает сам ребёнок или совместно с родителями. Увидев, как оживает его история, малыш с радостью примется за сочинение нового сюжета и добавит в него новых персонажей.