Наступил сезон подарков! Мы хотим для наших детей всего самого лучшего, особенно когда речь идёт об удовольствии вместе с развитием. И игрушки играют в этом огромную роль. Они не просто для развлечения — хотя развлечение, безусловно, важно — это инструменты для обучения, познания мира и развития необходимых навыков. И «правильные» игрушки не означают дорогие или модные. Они означают целевые, увлекательные и соответствующие этапу развития вашего ребёнка. Давайте разберёмся, как выбрать подходящие игрушки для возраста и этапа развития детей.
Почему важно, чтобы игрушки соответствовали возрасту?
Игрушки по возрасту и способностям ребёнка помогают ему развиваться, не перегружая и не давая заскучать. По терминологии психолога Льва Выготского, они должны соответствовать ближайшей зоне развития – тому, что ребёнок ещё не умеет, но вот-вот научится.
Правильно подобранная игрушка развивает любопытство, способствует самостоятельности, помогает в решении проблем и улучшает моторику, сенсорное восприятие, когнитивные и социальные навыки. Кроме того, она сводит к минимуму истерики во время игры (чтобы не было никаких «Я не могу сам!»).
Вот наши советы по выбору игрушек в зависимости от возраста детей
Младенцы (0-12 месяцев): какие игрушки выбрать
В некотором смысле, это самая сложная группа для покупки подарков. Младенцы, особенно новорожденные младше 3 месяцев, мало что могут делать. Они способны в некоторой степени наблюдать за окружающим миром, но даже тогда их зрение размыто.
Для младенцев главное — сенсорное исследование и развитие моторики. Лучшие игрушки для малышей младше 12 месяцев — это те, которые стимулируют их чувства и способствуют взаимодействию. Выбирая игрушку для ребёнка до года, задайте себе следующие вопросы:
- Она издает звуки? Шуршит, звенит или скрипит?
- У неё шероховатая текстура? Она мягкая или приятная на ощупь?
- Безопасно ли малышу брать это в рот? Поможет ли это облегчить боль при прорезывании зубов?
- Есть ли на игрушке яркие цвета или броские узоры, которые малыши смогут распознать даже при размытом зрении?
На что обратить внимание:
- Игрушки с яркими цветами или высоким контрастом для стимуляции зрительного слежения. Малышам прекрасно подойдут мобили в кроватку.
- Мягкая текстура, стимулирующая тактильное исследование.
- Погремушки, фактурные мячики и мягкие тканевые книжки, издающие нежные звуки, способствуют развитию слуха.
- Простые кольца для складывания помогают развивать координацию движений рук и глаз.
- Игрушки, помогающие устанавливать причинно-следственные связи (например, «Я трясу эту штуку, и она издает звук!»).
Малыши (1-3 года): какие игрушки подойдут ребёнку
Малыши с года до трёх — активные и подвижные существа. Они исследуют окружающий мир и начинают решать проблемы. И игрушки им нужны соответствующие.
На что обратить внимание:
- Блоки-конструкторы для развития пространственного мышления, они же всем хорошо знакомые и очень полезные кубики.
- Крупногабаритные головоломки для развития навыков решения задач.
- Игрушки, которые можно толкать и тянуть, способствуют развитию крупной моторики.
- Простые музыкальные инструменты для развития сенсорной и моторной координации.
Вот несколько идей для детей в возрасте 1 года:
- Кольца для пирамидок.
- Матрёшки в самых разных видах: это может быть даже набор мисочек разных размеров.
- Игрушки, которые можно толкать или тянуть.
- Сортеры.
- Транспорт: особенно машинки, на которых можно что-то перевозить.
Многие классические игрушки отлично подойдут для этого возраста! Не стоит слишком долго раздумывать над подарком.
Вот что следует учитывать при выборе товаров для детей от 2 до 3 лет:
- Куклы и мягкие игрушки. Они являются отличным инструментом для развития социальных навыков, коммуникативных способностей и доброты.
- Детские машинки-каталки, трёхколесные велосипеды или беговелы.
- Головоломки для малышей: паззлы и мозаики.
- Реквизит для ролевых игр. От костюмов разных героев до игрушечных кухонь и наборов для чаепития.
Дети в этом возрасте (независимо от пола) играют с самыми разными игрушками. Вполне уместно подарить куклу мальчику или костюм пожарного девочке.
Младшие дошкольники (3-5 лет)
В этом возрасте дети обожают игры, развивающие воображение, и стремятся к установлению отношений со сверстниками.
На что обратить внимание:
- Наборы для ролевых игр (кухни, наборы доктора) или костюмы для переодевания помогут развить воображение.
- Художественные принадлежности для развития мелкой моторики
- Конструкторы, требующие планирования и последовательности действий.
- Простые настольные игры, требующие соблюдения очередности ходов и социальных навыков.
- Художественные принадлежности и товары для рукоделия.
- Спортивный инвентарь, такой как футбольные и баскетбольные мячи.
- Велосипеды с дополнительными колёсами.
- Куклы или фигурки героев (в зависимости от интересов).
Дети старшего дошкольного и младшего школьного возраста (от 6 лет)
Дети постарше глубже погружаются в логику, стратегию и социальные игры. А ещё готовятся к школе или уже пошли учиться. Вот какие игрушки выбрать для ребёнка 6-7 лет.
- Машинки на дистанционном управлении.
- Стратегические игры, такие как шахматы, шашки или дженга.
- Магниты, увеличительные стекла или телескопы
- Базовые научные наборы
На что обратить внимание:
- Настольные игры способствуют дальнейшему развитию социальных навыков, навыков решения проблем и саморегуляции.
- Научные наборы, способствующие развитию критического мышления.
- Спортивный инвентарь для развития командной работы и крупной моторики.
- Более сложные строительные наборы для дальнейшего развития навыков планирования и последовательности действий.
Научная подсказка: учёные из МГУ им. М.В, Ломоносова в исследовании установили, что дети среднего дошкольного возраста предпочитают в высокой степени реалистичные и детализированные игрушки!
От 8 лет и старше
В этом возрасте у детей начинают появляться более взрослые увлечения, а также собственные интересы. Поговорите и узнайте, чем увлечен ребёнок, чтобы подобрать лучший подарок.
Если вы дальний родственник или друг семьи, спросите маму или папу, чем их дети увлекались в последнее время. Скорее всего, у них есть определённый интерес, который вы можете поддержать своим подарком.
Вы также можете подарить какое-нибудь впечатление. Например, если вам сказали, что в последнее время дети интересуются рептилиями, вы можете купить билеты в местный зоопарк или террариум или оформить подписку на детский научный журнал.
При выборе игрушек для детей помните, что рекомендации по возрасту на упаковке игрушек — хорошая отправная точка, но учитывайте индивидуальные способности вашего ребёнка. Если вашему трёхлетке нравятся пазлы, ему может понравиться игрушка, предназначенная для детей постарше.
Поощряйте свободную игру: игрушки, которые можно использовать по-разному (например, кубики или пластилин), позволяют воображению раскрыться и развиваться вместе с ним с течением времени.
Приоритет — безопасность: для малышей избегайте игрушек с мелкими деталями, острыми краями или материалами, которые легко ломаются. Всегда проверяйте этикетки на наличие возрастных ограничений и рекомендаций по безопасности.
Поддерживайте баланс: сочетание игрушек, способствующих физической активности, когнитивным задачам и творческой игре, обеспечивает всестороннее развитие.
Качество важнее количества: несколько универсальных игрушек лучше, чем гора предметов, выполняющих только одну функцию.
Избегайте электронных устройств, которые выполняют всю «игровую» функцию с минимальным взаимодействием с пользователем.
Меняйте игрушки, чтобы игра оставалась разнообразной и интересной.
Порой чтобы найти игрушки, которые принесут пользу ребёнку, не нужно тратить целое состояние:
- Предметы домашнего обихода отлично подойдут в качестве «игрушек» (деревянные ложки, пластиковые контейнеры).
- Природа предоставляет безграничные возможности для исследований.
- Многие библиотеки предлагают организованные игровые занятия и чтения.
- Онлайн часто можно найти замечательные, практически неиспользованные развивающие игрушки.
Ещё один вариант экономии – выбор игрушек, к которым дети не теряют интереса. О них читайте в статье «На долгие годы: обзор игрушек, которые будут расти вместе с ребенком».






