Каждому ребёнку нужно внимание и любовь родителей, без этого малыш не будет чувствовать себя счастливым и, что уже не раз доказано учёными, будет хуже расти как физически, так и когнитивно. Но для детей с множественными нарушениями развития любви нужно во много раз больше, и вот почему.
Нарушения развития
Иногда дети рождаются с поражённой центральной нервной системой. Проблема может возникнуть и после рождения. Это выражается в нарушении:
- Интеллектуальной деятельности. Умственная отсталость может быть выраженной или не очень.
- Двигательной деятельности. Это могут быть нарушения мелкой моторики или невозможность полноценного движения, неумение удерживать своё тело.
- Зрительной и слуховой деятельности. Возможны полная или частичная недееспособность органов.
- Эмоциональной деятельности и поведения.
- Речевых навыков и т. д.
Также возможно проявление форм эпилепсии различных стадий со своими последствиями.
Дети с тяжёлыми множественными нарушениями не могут обходиться без помощи несмотря на возраст. Внешне эти дети отличаются от сверстников, но они также испытывают широкий спектр эмоций: могут радоваться, любить, грустить и нуждаются в общении.
Особенности общения
В связи с тем, что дети с заболеваниями центральной нервной системы зачастую надолго лишены общения со сверстниками, для них исключительно важен тот, кто находится рядом. Для нормального развития каждого ребёнка нужен близкий человек, которому бы он доверял, но в случаях нарушения это особенно необходимо.
К сожалению, часто такие дети чувствуют себя ненужными и у них нарушается чувство привязанности. Это может произойти из-за того, что ребёнок долгое время находился в больничных условиях без родителей, не чувствует искренней заботы, или взрослые рядом слишком часто меняются.
Дети с нарушениями развития часто реагируют и говорят медленнее, чем здоровые люди. Это может привести к недопониманию, что тоже отрицательно сказывается на общении и построении межличностных связей.
Нарушение чувства привязанности может выражаться в:
- постоянном плохом настроении;
- нежелании общаться;
- агрессии;
- навязчивости или фамильярности со взрослыми;
- нарушениях сна, частом плаче и т. п.
Привязанность к близкому человеку уменьшает страх перед действительностью, помогает чувствовать себя таким же, как и все. Это способствует личностному развитию.
Принципы развития
Чтобы помочь нездоровому ребёнку бороться с болезнью и найти своё место в жизни, нужно обязательно придерживаться нескольких принципов.
- Уважение личности
Дети с нарушениями развития часто отличаются от других по внешним признакам. Но неумение ходить, слышать, видеть не означает патологию личности. Принимайте малыша таким, какой он родился, предоставляйте ему самостоятельность с учётом его возможностей и право выбора.
- Индивидуальный подход
Учитывайте состояние ребёнка, его возможности и интересы.
- Ориентация на формирование приспособленности к жизненным ситуациям
Детям нелегко приходится даже при выполнении простых бытовых задач. Умение умываться, держать ложку и прочие навыки нужно развивать. Пусть ребёнок понемногу осваивает их самостоятельно, так, как у него получается.
- Развитие активности
Диагноз в медицинской карте не должен ограничивать деятельность ребёнка в пределах его возможностей. Если он хочет участвовать в повседневных делах, не отказывайте ему в этом.
- Социальная адаптация
Не забывайте, что без общения со сверстниками ребёнок не будет развиваться.
Ребёнок с множественными нарушениями развития требует огромного терпения и любви. Он отличается от других детей, поэтому для него особенно важно быть готовым ко взрослой жизни. Общение на улице, в детских группах и на занятиях, участие в общественных мероприятиях помогут малышу чувствовать себя равным с другими. А задача родителей — помочь ему освоиться в жизни и чувствовать себя ценным и важным в этом мире.
Использованы фотоматериалы Unsplash