06.03.2021 397

Атипичный аутизм у детей: причины и симптомы

Автор - врач кардиолог

Аршинова Ирина Александровна

Эксперт

Сундуков Александр Вадимович

Атипичный аутизм — особенная форма в спектре аутистических расстройств. Хотя это нарушение схоже с «классическим» детским аутизмом, у данных форм есть важные различия, которые влияют на появление патологии, состояние ребенка и определяют возможности абилитации.

«Обычный» и атипичный: основные отличия

«Обычный» и атипичный: основные отличия

Атипичный аутизм (АА) у детей диагностируют по одному из двух основных диагностических критериев:

  • Позднее появление первых симптомов. Чаще всего при атипичном аутизме нарушение развития манифестирует в 3 года и позже. Важно помнить, что при иных формах РАС первые ранние симптомы аутизма родители могут не замечать или игнорировать;
  • Малое количество характерных симптомов аутизма.

Часто при атипичном аутизме нет стереотипии (повторяющихся движений, звуков), отсутствуют или выражены неявно сложности с коммуникацией (хотя стремления к активному общению обычно нет).

Тяжелые формы атипичного аутизма чаще диагностируются при начале расстройства в возрасте от 16 до 18 месяцев, в особенно важном периоде развития функций мозга.

Причины развития атипичного аутизма

В основе АА — поражения тканей головного мозга, которые спровоцированы различными воздействиями в возрастных периодах, совпадающих с критическими в онтогенезе центральной нервной системы. Структурные изменения различных отделов головного мозга могут быть вызваны следующим группами факторов:

  • Наследственной предрасположенностью. Согласно статистике, данное нарушение развития в половине случаев диагностируется у детей, имеющих близких родственников с РАС. Число выявленных генов, связанных с аутизмом, увеличивается каждый год. На данный момент известно около 20 генов, однако наличие таких последовательностей (SHANK3, PTEN, MeCP2 и др.) в геноме не означает обязательное возникновение РАС.
  • Пренатальными и натальными осложнениями: как следствие патологической беременности и родов, гипоксии, токсемии, инфекций, недоношенности.
  • Психическими и соматическими заболеваниями: эпилепсией, детской шизофренией, цитомегалией, синдромами Дауна, Ретта, Мартина — Белл, фенилкетонурией и т. п. Входят в группу риска также дети с мозговыми дисфункциями, патологиями левого полушария, мозжечка, подкорковых зон и так далее.

Наиболее распространен атипичный аутизм на фоне олигофрении, может развиваться также у детей со сложными специфическими нарушениями развития речи («Русский журнал детской неврологии»).

Атипичный аутизм: симптомы

В проявлениях выделяют зависимость спектра признаков от степени сохранности интеллекта ребенка.

Атипичная форма РАС с сохранным интеллектом может проявляться:

  • Эмоциональной отстраненностью, безразличием к оценке действий;
  • Отсутствием стремления к контакту с окружающими, при попытках — равнодушием или отторжением;
  • Длительными периодами бездействия или однообразных действий (не связанных со стереотипиями);
  • Скудностью словарного запаса, речевых конструкций;
  • Строгой педантичностью в режиме дня, требовании определенной последовательности действий, событий;
  • Как правило, себя ребенок называет по имени в третьем лице, не используя местоимения «я».

Важно помнить, что для постановки диагноза необходимо обследование у врача: аутичные черты могут также возникать на фоне соматических заболеваний, переходных состояний, после стрессов и т. д.

При атипичном аутизме в сочетании с умственной отсталостью спектр симптомов зависит от типа исходного расстройства. Самый частый случай — сочетание АА и олигофрении. Выделяют четыре формы нарушений, которые чаще всего сопровождаются аутистическим расстройством:

  • Детская шизофрения с речевыми нарушениями, бредом, галлюцинациями, кататонией;
  • Синдром Мартина — Белл со своеобразной речью, недостаточностью интеллектуального развития, нарушением координации, гипотонией;
  • Синдром Ретта с ранней потерей приобретенных социальных и двигательных навыков и остановкой развития головного мозга;
  • Синдром Дауна с физической и интеллектуальной недоразвитостью.

В течении АА могут выделяться четкие стадии с регрессом и кататонией. Клинический прогноз зависит от наличия умственной отсталости, возраста обращения к специалистам, программ лечения основной патологии и реабилитации ребенка.  

Использованы фотоматериалы Shutterstock

Использованные источники