16.10.2016 3922

Детский аутизм: признаки, диагностика и коррекция

Эксперт

Голубев Михаил Аркадьевич

Нарушение развития, характеризующееся расстройством речи, социальной адаптации и психического здоровья ребенка, в медицине обозначается термином «аутизм». Раннее выявление и своевременная коррекция детского аутизма позволяют добиться заметных положительных результатов в восстановлении речевой функции и социализации малыша.

Детский аутизм: предрасполагающие факторы

Детский аутизм: предрасполагающие факторы

Аутизм у детей считается достаточно редким явлением, однако в последние годы выявляется все больше малышей, страдающих этим заболеванием.

Причины развития аутизма и учащения случаев заболеваемости на сегодняшний день до конца не выяснены. По мнению ученых, данное расстройство провоцируется целым рядом внутренних и внешних факторов, из числа которых можно выделить:

  • генетические мутации;
  • органические поражения центральной нервной системы;
  • эндокринные нарушения;
  • перенесенные ребенком вирусные инфекции;
  • интоксикации солями тяжелых металлов;
  • воздействие токсических веществ на организм матери в период вынашивания плода;
  • осложнения беременности;
  • неблагоприятные экологические условия.

При наличии наследственной отягощенности детский аутизм может начать развиваться вследствие сильных эмоциональных потрясений (испуга, стресса).

Признаки аутизма у детей

Признаки аутизма у детей

Детский аутизм имеет общие признаки с другими расстройствами аутистического спектра. В своевременном выявлении подобного рода нарушений развития важную роль играет наблюдательность родителей. Взрослым следует внимательно следить за поведением ребенка и фиксировать любые нехарактерные для его возрастной группы проявления. Признаки аутизма обычно впервые обнаруживаются у детей после полутора-двух лет.

У ребенка, страдающего этим расстройством, могут отмечаться:

  • Речевые нарушения.

Нарушения речевой функции в каждом отдельном случае имеют свои особенности: малыш может в большей или меньшей степени отставать в речевом развитии от своих сверстников, или же вовсе не использовать речь; аутизм у детей нередко проявляется отсутствием в речи обращений и личных местоимений. Дети с аутизмом могут многократно, подобно эху, повторять услышанные слова и фразы, а также «придумывать» неологизмы.

  • Коммуникативные нарушения.

Многие малыши с аутизмом избегают прямого зрительного контакта с окружающими, не реагируют на обращения к ним, редко улыбаются. Некоторые аутисты не отличают своих родителей от прочих людей, и сопротивляются попыткам близких обнять их, или взять на руки.

У аутистов иное мировосприятие, другой способ общения и игры, а потому завязывать дружеские отношения таким детям достаточно сложно. Пребывая в компании других людей, имеющий данное нарушение развития ребенок может испытывать значительный дискомфорт, который с возрастом способен переходить в тревогу. Именно поэтому большинство детей с аутизмом проводят значительную часть времени в уединении, защищающем их от серьезных эмоциональных переживаний.

  • Стереотипность поведения.

Аутизм у детей часто проявляется тенденцией к совершению одних и тех же манипуляций в течение длительного времени: ребенок может ритмично покачиваться, дергать руками, ходить по кругу, многократно повторять одно слово, и т. п. У многих аутистов также отмечается приверженность к определенным установкам. Например, при нарушении привычного распорядка такие дети сильно переживают и впадают в истерику (спровоцировать подобного рода реакцию порой способны даже несущественные изменения, такие как замена интерьерного аксессуара в комнате или перестановка книг на полке).

  • Слабый интерес к игрушкам.

У детей с аутизмом слабо развито абстрактное мышление, а потому многие из них не способны к совершению символических действий. Малыш, имеющий данное нарушение развития, может не понимать правил и особенностей игры. Например, обращаясь с игрушками, многие аутисты лишь повторяют производимые другими людьми действия; в других случаях у аутистов наблюдается тяготение только к одной игрушке (или к ее детали).

  • Агрессия и аутоагрессия.

Даже незначительная неудача способна спровоцировать у ребенка агрессию, которая нередко завершается истерикой или физической атакой (ребенок может направлять агрессию не только на других, но и на самого себя).

Аутизм у детей в каждом индивидуальном случае проявляется по-разному. Большинство малышей, страдающих этим расстройством, имеют легкую или умеренную степень интеллектуальной недостаточности. Тяжелая умственная отсталость у аутистов обычно обусловливается сочетанием этого заболевания с некоторыми другими патологиями (трисомиями, микроцефалией, эпилепсией). При легких формах аутизма уровень интеллектуального развития малыша может соответствовать среднему значению нормы (или даже превышать ее средний показатель).

Помимо поведенческих признаков заболевания, у аутистов часто отмечаются и физиологические проявления, такие как ослабленный иммунитет, нарушение работы поджелудочной железы, синдром раздраженного кишечника, судороги, обостренные или, напротив, притупленные тактильные ощущения.

Аутизм у детей: методы диагностики и коррекции