Нарушение развития, характеризующееся расстройством речи, социальной адаптации и психического здоровья ребёнка, в медицине обозначается термином «аутизм». Раннее выявление и своевременная коррекция детского аутизма позволяют добиться заметных положительных результатов в восстановлении речевой функции и социализации малыша.
Детский аутизм: предрасполагающие факторы
Аутизм у детей считается достаточно редким явлением, однако в последние годы выявляется все больше малышей, страдающих этим заболеванием.
Причины развития аутизма и учащения случаев заболеваемости на сегодняшний день до конца не выяснены. По мнению ученых, данное расстройство провоцируется целым рядом внутренних и внешних факторов, из числа которых можно выделить:
- генетические мутации;
- органические поражения центральной нервной системы;
- эндокринные нарушения;
- перенесенные ребёнком вирусные инфекции;
- интоксикации солями тяжелых металлов;
- воздействие токсических веществ на организм матери в период вынашивания плода;
- осложнения беременности;
- неблагоприятные экологические условия.
При наличии наследственной отягощенности детский аутизм может начать развиваться вследствие сильных эмоциональных потрясений (испуга, стресса).
Признаки аутизма у детей
Детский аутизм имеет общие признаки с другими расстройствами аутистического спектра. В своевременном выявлении подобного рода нарушений развития важную роль играет наблюдательность родителей. Взрослым следует внимательно следить за поведением ребёнка и фиксировать любые нехарактерные для его возрастной группы проявления. Признаки аутизма обычно впервые обнаруживаются у детей после полутора-двух лет.
У ребёнка, страдающего этим расстройством, могут отмечаться:
- Речевые нарушения.
Нарушения речевой функции в каждом отдельном случае имеют свои особенности: малыш может в большей или меньшей степени отставать в речевом развитии от своих сверстников, или же вовсе не использовать речь; аутизм у детей нередко проявляется отсутствием в речи обращений и личных местоимений. Дети с аутизмом могут многократно, подобно эху, повторять услышанные слова и фразы, а также «придумывать» неологизмы.
- Коммуникативные нарушения.
Многие малыши с аутизмом избегают прямого зрительного контакта с окружающими, не реагируют на обращения к ним, редко улыбаются. Некоторые аутисты не отличают своих родителей от прочих людей, и сопротивляются попыткам близких обнять их, или взять на руки.
У аутистов иное мировосприятие, другой способ общения и игры, а потому завязывать дружеские отношения таким детям достаточно сложно. Пребывая в компании других людей, имеющий данное нарушение развития ребёнок может испытывать значительный дискомфорт, который с возрастом способен переходить в тревогу. Именно поэтому большинство детей с аутизмом проводят значительную часть времени в уединении, защищающем их от серьезных эмоциональных переживаний.
- Стереотипность поведения.
Аутизм у детей часто проявляется тенденцией к совершению одних и тех же манипуляций в течение длительного времени: ребёнок может ритмично покачиваться, дергать руками, ходить по кругу, многократно повторять одно слово, и т. п. У многих аутистов также отмечается приверженность к определенным установкам. Например, при нарушении привычного распорядка такие дети сильно переживают и впадают в истерику (спровоцировать подобного рода реакцию порой способны даже несущественные изменения, такие как замена интерьерного аксессуара в комнате или перестановка книг на полке).
- Слабый интерес к игрушкам.
У детей с аутизмом слабо развито абстрактное мышление, а потому многие из них не способны к совершению символических действий. Малыш, имеющий данное нарушение развития, может не понимать правил и особенностей игры. Например, обращаясь с игрушками, многие аутисты лишь повторяют производимые другими людьми действия; в других случаях у аутистов наблюдается тяготение только к одной игрушке (или к ее детали).
- Агрессия и аутоагрессия.
Даже незначительная неудача способна спровоцировать у ребёнка агрессию, которая нередко завершается истерикой или физической атакой (ребёнок может направлять агрессию не только на других, но и на самого себя).
Аутизм у детей в каждом индивидуальном случае проявляется по-разному. Большинство малышей, страдающих этим расстройством, имеют легкую или умеренную степень интеллектуальной недостаточности. Тяжелая умственная отсталость у аутистов обычно обусловливается сочетанием этого заболевания с некоторыми другими патологиями (трисомиями, микроцефалией, эпилепсией). При легких формах аутизма уровень интеллектуального развития малыша может соответствовать среднему значению нормы (или даже превышать ее средний показатель).
Помимо поведенческих признаков заболевания, у аутистов часто отмечаются и физиологические проявления, такие как ослабленный иммунитет, нарушение работы поджелудочной железы, синдром раздраженного кишечника, судороги, обостренные или, напротив, притупленные тактильные ощущения.
Аутизм у детей: методы диагностики и коррекции
При подозрении на аутизм ребёнку требуется прохождение полного обследования, которое должно включать в себя посещение педиатра, невролога, психолога, психиатра и логопеда. В диагностических целях проводится беседа с родителями и разбор клинической картины патологии в соответствии с критериями классификаций расстройств психики.
Аутизм достаточно сложно дифференцируется с психическими аномалиями, имеющими схожие симптомы, что может представлять собой серьезную проблему при определении врачами методов лечения.
Существует немало профессиональных методик, разработанных специально для коррекции детского аутизма. Лечение основывается на активном взаимодействии с аутистами, коррекции их речи, а также обучении малышей определенным поведенческим сценариям. При этом значительную роль в восстановлении психоречевого развития ребёнка играет усердие его родителей.
Медикаментозная терапия при аутизме применяется в исключительных случаях, и выступает в качестве вспомогательного фактора, обеспечивающего более успешное проведение реабилитации за счет купирования отдельных симптомов.