По мере становления речи, которая появляется у ребёнка еще на первом году жизни, родители должны контролировать правильность произношения слов, их понимания и последующего формирования предложений. Иногда по мере того, как малыш начинает говорить фразами и предложениями, взрослые замечают – ребёнок неправильно строит фразы, ему трудно произносить звуки, слоги и словосочетания, нарушена плавность речи, есть заминки или запинки. С любыми проблемами подобного характера необходимо обращаться к неврологу и логопеду, специалисты подтвердят или опровергнут подозрения родителей на основании обследования и проведения речевых тестов. Одной из проблем может стать дизартрия у детей, но что это такое, как ее определить?
Дизартрия у детей: в чем суть расстройства?
Нередко родители приходят к врачу с жалобами, что речь ребёнка невнятная, возникает ощущение, что у него «во рту каша». Это может быть дизартрия у детей – специфическая форма нейрогенного нарушения речи, проявляющаяся с раннего возраста. Как правило, этот тип нарушения речи вызван проблемами в области мозга: нет четкой согласованности развивающихся центров моторного контроля речи. Проще говоря, у ребёнка страдает речь в целом, а не отдельные звуки или слова. Стертые формы расстройства не сильно заметны, но родители могут отмечать, что малыши говорят тихо и неотчетливо, а кроме того, плохо едят жесткую пищу. Это связано со слабостью лицевых мышц, ответственных за жевание и произношение слов. Важно постоянно тренировать эти группы мышц, чтобы развивать речь.
У кого возможна дизартрия?
Часто детская дизартрия выявляется у детей с церебральным параличом. У них та или иная степень речевых расстройств наблюдается более чем в трети случаев. Нарушения в функционировании нервной системы могут привести к проблемам нервно-мышечной проводимости сразу в нескольких областях. Страдают скорость, диапазон движений и устойчивость, а также слаженная работа мышечных групп. В результате нарушение становления моторных навыков может привести и к дизартрии. Ученые выяснили, что ребёнок может родиться с дизартрией, у него может развиться нарушение речи до становления речевых и языковых навыков, либо уже после появления ранней речи.
Причины дизартрии у детей: поражения мозга
Дизартрия может быть вызвана рядом серьезных неврологических расстройств и медицинских проблем.
- Мышечная дистрофия.
- Церебральный паралич.
- Инсульт (кровоизлияние в мозг во время и после родов).
- Гипоксия отделов головного мозга (перинатальная, в родах, инфекционное, травматическое поражение).
- Рассеянный склероз.
Симптомы дизартрии в детском возрасте
Поскольку существует много разных вариантов проявления дизартрий у малышей и детей постарше, признаки и симптомы, которые могут возникнуть, различаются по выраженности и тяжести. Однако есть некоторые общие признаки, которые врачи должны идентифицировать немедленно.
- Сложность с движением языка и челюсти.
- Нарушение жевания твердой пищи, проблемы с аппетитом.
- Речевые патологии, в том числе смазанность речи, бормотание или тихий, слабый голос.
- Резкость в произношении фраз или слогов, нарушение ритма дыхания во время речи.
- Ускоренное или очень замедленное произношение слов и фраз, потеря плавности речи.
- Неровности речи, включая искаженные частоты звука, тембра, скорости и ритма.
Различия между дизартрией и апраксией
Апраксия – это еще одно нарушение развития двигательных навыков, связанное с церебральным параличом и другими патологиями. Хотя по проявлениям состояние может быть похоже на дизартрию и ошибочно приниматься за нее, тем не менее, это очень разные понятия. Апраксия – это неспособность ребёнка создавать двигательные программы из-за поражений мозга, а дизартрия – нарушение мышечного контроля, сложность в управлении своим речевым аппаратом. Если говорить техническим языком, апраксия – это проблема программирования, создания речевой программы, а дизартрия – расстройство движения, передачи команд непосредственно речевым мышцам.
Лечение дизартрии
Существует несколько методов лечения дизартрии. Что будет работать в конкретном случае дизартрии, зависит от возраста ребёнка и тяжести его состояния. Факторы, которые необходимо учитывать при разработке плана лечения, включают:
- Причину речевого расстройства.
- Тяжесть дизартрии.
- Время и усилия, затрачиваемые ребёнком на лечение, которые обычно зависят от возраста и других серьезных медицинских осложнений.
- Определенные области речи, затрагиваемые дизартрией.
Лучший способ составить план лечения – посетить невролога, который будет заниматься лечением основной патологии, и дефектолога, который владеет методиками работы с детьми. Специалист будет работать с маленьким пациентом, чтобы диагностировать проблему, точно определить причины и создать план лечения, разработанный для этого конкретного случая. Хотя конкретный план коррекции речи будет уникальным, логопеды-дефектологи обычно предлагают несколько вариантов лечения. Например, они могут работать с ребёнком, чтобы научить его контролировать дыхание или проводить коррекцию темпа речи, замедляя ее или ускоряя произношение слов и фраз.
Другие варианты коррекции:
- Укрепление мышц, влияющих на речь, работа с языком, упражнения для укрепления его мышц.
- Тренировка движений губ.
- Улучшение речевых функций.
- Работа над альтернативными вариантами речи, такими, как язык жестов.
- Работа с членами семьи ребёнка, дающая возможность общаться с ребёнком таким образом, чтобы уменьшить внутриличностный и межличностный стресс для него самого и близких.
Проблемы заикания
Другим дефектом речи, который может существенно влиять на жизнь ребёнка и его общение, обучение, является заикание. Это возникновение запинок в речи, повторения слов, трудностей с произношением фраз. Исследователи, которые изучают проблему заикания у детей, считают, что оно может быть связано с гибелью мозговых клеток. Ученые ищут проблемы в конкретных участках мозга, контролирующих речь, и определяют факторы, которые могут спровоцировать заикание. Так, на модели мышей совсем недавно было выяснено, что заикание может быть вызвано потерей астроцитов, клеток мозга. Проблема выявилась только у тех мышей, которым был введен искусственно мутированный ген человека, который связывают с развитием речевого дефекта. Особенно яркими изменения были в области мозолистого тела, которое связывает между собой оба полушария. На основании предыдущих данных, показавших различия между мозгом людей с заиканием и здоровых, сделан вывод – за патологию речи ответственны определенные органические изменения мозга.