Грамотное изложение мыслей пригодится в любой сфере жизни человека. Развивать словарный запас и речь можно в любом возрасте, но лучше это делать с детства. Ребёнку проще дается родной и иностранные языки, он тонко чувство эмоциональную окраску выражений, быстро запоминает стихи и сказки. Упустив этот важный этап, родители рискуют получить к старшей школе подростка, который разговаривает на сленге и не может описать свои эмоции предложением, состоящим более, чем из 5 слов. Современные дети не менее талантливые и способные, чем прошлые поколения, но с ними надо заниматься.
Значение культуры речи для детей и родителей
Культура речи предполагает владение письменными и устными языковыми нормами и навыки применения их в разных условиях общения. Умение логически выстраивать мысли, сравнивать, обобщать и рассуждать полезно в повседневной жизни. Люди обмениваются мнениями и впечатлениями от фильмов, книг, ресторанов, отелей, магазинов, учебных заведений. Грамотная, лаконичная речь вызывает больше доверия, чем отрывочные высказывания.
В рабочей среде многим людям необходимо доступно и красиво излагать свои мысли. При этом важно делать это и на письме и устно. Ораторское искусство пригодится юристам, адвокатам, писателям, копирайтерам, телеведущим, преподавателям, политикам, продавцам.
В век интернета многие специалисты разных отраслей заводят блоги, в которых делятся своим опытом с подписчиками. Врачи, диетологи, дизайнеры, визажисты, парикмахеры, менеджеры по продажам, учителя, спортсмены, повара и простые домохозяйки практикуются в красноречии и зарабатывают деньги. Их доход и популярность зависит от количества людей, которые читают их посты и смотрят прямые трансляции.
Общее развитие человека, способность усваивать информацию, обучаться новым профессиям и повышать квалификацию, сдавая экзамены, тоже зависит от культуры речи. Умение красиво говорить выручает даже в ситуации, когда знаний недостаточно. Можно развить мысль и ловко сменить тему, так что окружающие только заслушаются и ничего не заметят. Этим приемом часто пользуются люди, стоящие у власти, когда им нужно отвечать на неудобные вопросы. Но перенести его можно и на повседневную жизнь.
Привычка разговаривать на молодежном сленге: как развить нормальную речь у подростка
Подростки чувствуют принадлежность к своей субкультуре, когда разговаривают на сленге или используют нецензурную лексику. Ощущение причастности, важности необходимо каждому человеку, особенно в пубертатном возрасте, когда гормоны бушуют, а уверенности в себе недостает.
Юношам и девушкам нужно уметь различать обстановку, в которой они находятся. Разговаривать, используя забавные словечки с другом по телефону, на перемене в школе или во дворе — нормально, но за семейным столом желательно подбирать выражения, равно как и на уроке. Уважение к старшим, соблюдение общепринятых норм, в том числе речевых — то, чего ждут от подростка взрослые люди.
Иногда проблемы с изложением мыслей, написанием сочинений и устной речью можно заметить у детей, склонных к техническим наукам. Родители могут заметить это по разнице между оценками по математике, физике и литературе. Несмотря на то, что ребёнок выберет техническую специальность, красивая речь ему не помешает.
Можно заниматься раз в неделю с репетитором, посещать курсы ораторского искусства, чтения или актерского мастерства. Дети на них часто открывают в себе новые таланты, преодолевают барьеры в общении, учатся делиться своими чувствами и переживаниями.
Уроки музыки помогают выработать темп, ритм и плавность речи, придавать словам эмоциональную окраску. Подростки часто увлеченно осваивают музыкальные инструменты, ученики младшего возраста — поют в хоре.
Большинство старшеклассников заводит страницы в социальных сетях, родители могут предложить им делать более длинные описания фотографиям или вести заметки о своем хобби и жизни. Это интересное занятие и возможность проводить время вместе: придумывать сюжеты и описание к ним, записывать интервью и прямые эфиры из разных мест. Пробуя себя в роли ведущих, блогеров, дети учатся импровизации, обогащают словарный запас и улучшают дикцию.
Проблема искоренения устных экзаменов
Современная система контроля знаний имеет свои плюсы и минусы. Приближенность к европейской, единообразие, возможность сдать выпускные экзамены один раз и результаты направлять для поступления в вузы — это основные ее преимущества.
Письменная форма сдачи экзаменов, особенно тесты не развивают у детей важный навык устной речи и выражения мысли. Можно заучить ответы, выбрать правильный вариант наугад или действительно знать материал, но не уметь преподнести его вслух. Эту проблема бывает и у взрослых людей, которые сами по себе грамотные специалисты, а поделиться своими знаниями с другими не в состоянии.
Сталкиваясь с необходимостью пересказать текст, рассуждать вслух, многие современные ученики впадают в ступор, используют слова-паразиты, испытывают смущение и запинаются, либо говорят слишком быстро. Ораторство предполагает умение правильно дышать, произнося звуки, хорошую дикцию, размеренный темп речи.
Чем больше на уроках уделяют внимание письму и тестированиям, тем меньше ученики говорят. Режим беседы, обмена мнениями вполне допустим для гуманитарных предметов, и некоторые учителя стараются хотя бы изредка проводить подобные занятия, отходя от школьной программы. Свободный формат урока стирает границы между школьниками и преподавателям, позволяет всем говорить свободно и не бояться ошибиться.
Роль семьи и родителей в речевом воспитании детей
Ответственность за речевое воспитание детей во многом лежит на родителях. Развивать артикуляционный аппарат, правильность произношения звуков и ударений стоит с первых лет жизни. Сначала в игровой форме разучивать с малышами потешки, стихи и сказки, затем переходить к развивающим занятиям и развитию фантазии. Можно придумывать описание к картинке или продолжение к прочитанной истории, обсуждать книги и фильмы.
От словарного запаса взрослых зависит речь их детей. Читающие книги родители приобщают к этой культуре дочерей и сыновей. Манера общения в семье и интонации так же влияют на способность ребёнка выражать свои мысли. Если мама с папой кричат друг на друга, используют жаргонизмы и брань, их сын или дочь быстро научится тому же. Лучше, когда родственники на встречах друг с другом красочно описывают путешествия, с юмором говорят о неудачах, уважительно обращаются друг к другу, с жаром обсуждают книги и фильмы. В такой обстановке и дети стремятся так же интересно и правильно говорить, захватывая внимание слушателей.