Психологические особенности развития детей дошкольного возраста важно учитывать каждому родителю, поскольку сформированность тех или иных качеств напрямую влияет на готовность ребёнка к переходу на этап школьного обучения. От того, как происходит воспитание ребёнка на этом этапе, зависит не только последующее школьное обучение, но и определенные особенности личности.
Особенности психических процессов в дошкольном возрасте
Возрастная психология определяет дошкольный возраст как этап протяженностью от 3 до 7 лет. При этом дошкольное развитие ребёнка можно разделить на следующие этапы:
- Младший дошкольный возраст (3-4 года). Здесь родители сталкиваются с кризисом 3 лет и его последствиями: ребёнок осознает себя как отдельную личность и выходит на позицию «Я сам!».
- Средний дошкольный возраст (4-5 лет).
- Старший дошкольный возраст (5-7 лет). На этом этапе наступает время кризиса 7 лет, во время которого формируется самооценка, социальное самосознание.
Психологические особенности развития детей дошкольного возраста по мере взросления характеризуются последовательным развитием ранее усвоенных видов деятельности. Изобразительная деятельность постепенно переходит от простых рисунков к более детализированным, изображающим как статичные предметы, так и объекты в движении. Развивается речь, улучшается произношение звуков. Мелкая и крупная моторика становится более точной.
Важным моментом является формирование самооценки и умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. В младшем дошкольном возрасте ребёнок скорее играет рядом с другими детьми, чем вместе с ними. Ближе к школе у него уже существуют определенные предпочтения и способы взаимодействия, а игры становятся коллективными и предполагают следование определенным правилам.
Рекомендации родителям дошкольников
Особенности психологического развития детей в дошкольном возрасте определяют вещи, на которые нужно обратить внимание родителям дошкольников. В первую очередь – это речь ребёнка. Важно все: словарный запас, умение строить правильные предложения, способность верно произносить звуки. Дошкольный возраст – наиболее благоприятный период для того, чтобы скорректировать существующие речевые проблемы.
Дошкольное развитие ребёнка обязательно должно включать формирование четкого режима дня, поскольку это не только полезно для здоровья, но и обеспечивает организованность, полезную для дальнейшего школьного обучения. Дошкольникам также важно создавать благоприятные психологические условия, научить полезной двигательной активности, а также привить необходимые навыки личной гигиены.